Доступ к земельному участку при формировании
Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ к земельному участку при формировании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11.10 "Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" ЗК РФ"Проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 11.2, 11.7, 11.8, 11.10, 39.28, 60 Земельного кодекса Российской Федерации, установив, что межевой план подготовлен в связи с уточнением части границ земельного участка с кадастровым номером N от т. 5 до т. 12 в соответствии с постановлением Исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ N, учет изменений земельного участка с кадастровым номером N не привел к прекращению, возникновению, переходу, зарегистрированного права и межевой план подготовлен в связи с внесением изменений в документ, полностью соответствует форме, установленной законодательством, состав документов в межевом плане полный, местоположение изменяемой части границ согласовано с правообладателем смежного земельного участка, акт согласования местоположения границ содержится в составе межевого плана, из земельного участка с кадастровым номером N (с первоначальными границами и площадью 1969 кв. м) на спорной территории по <адрес> муниципального района, невозможно сформировать самостоятельный земельный участок площадью 1000 кв. м и более, с сохранением доступа (проезда) к земельному участку с кадастровым номером N суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурором по заявленным основаниям."
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.11.2023 N 88а-22642/2023 (УИД 54RS0007-01-2020-005301-96)
Категория: 1) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом; 2) Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: 1) По вопросам предоставления земельного участка; 2) По вопросам проведения кадастрового учета; 3) О признании недействительными результатов межевания; 4) Об оспаривании разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Обстоятельства: Истцы указали на незаконное включение их индивидуального жилого дома с земельным участком в границы сформированной территории, предназначенной для поэтапной застройки многоквартирными жилыми домами.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что само по себе вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица не является безусловным основанием для отказа в формировании границ земельного участка, если только не доказано, что это препятствует рациональному использованию земель, пришел к выводу, что изломанность границ и вкрапливание не являлось препятствием для формирования данного земельного участка, обеспечение доступа к земельному участку возможно путем установления сервитута. Соответственно, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлен публичный сервитут для прохода и проезда к индивидуальному жилому дому административных истцов. Административными истцами не представлено доказательств того, что сформированный земельный участок ЗУ 32 (<данные изъяты>) сделал невозможным или существенным образом затруднил возможность дальнейшей эксплуатации принадлежащих истцам объектов недвижимости.
Категория: 1) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом; 2) Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: 1) По вопросам предоставления земельного участка; 2) По вопросам проведения кадастрового учета; 3) О признании недействительными результатов межевания; 4) Об оспаривании разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Обстоятельства: Истцы указали на незаконное включение их индивидуального жилого дома с земельным участком в границы сформированной территории, предназначенной для поэтапной застройки многоквартирными жилыми домами.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.Суд первой инстанции, ссылаясь на положения статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что само по себе вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица не является безусловным основанием для отказа в формировании границ земельного участка, если только не доказано, что это препятствует рациональному использованию земель, пришел к выводу, что изломанность границ и вкрапливание не являлось препятствием для формирования данного земельного участка, обеспечение доступа к земельному участку возможно путем установления сервитута. Соответственно, в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлен публичный сервитут для прохода и проезда к индивидуальному жилому дому административных истцов. Административными истцами не представлено доказательств того, что сформированный земельный участок ЗУ 32 (<данные изъяты>) сделал невозможным или существенным образом затруднил возможность дальнейшей эксплуатации принадлежащих истцам объектов недвижимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)После провозглашения права частной собственности на землю в результате первоначального хаотичного формирования земельных участков появились проблемы вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, что порой не позволяло обеспечить доступ собственнику к своему земельному участку.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)После провозглашения права частной собственности на землю в результате первоначального хаотичного формирования земельных участков появились проблемы вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, что порой не позволяло обеспечить доступ собственнику к своему земельному участку.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В 2023 г. выявлен 2 851 факт незаконного формирования земельных участков в береговой полосе и акватории водных объектов, 992 - самовольного строительства на этих территориях, 1 036 - ограничения свободного доступа к водным объектам. По мерам прокурорского реагирования в 2023 г. построено, отремонтировано или реконструировано 15 очистных сооружений на сумму более 4 млрд руб. Пресечены факты выбытия 92 участков береговых полос, акваторий водных объектов, незаконно предоставленных в частную собственность, общей площадью 4,5 тыс. га. В границах береговых полос снесено 46 объектов, поднято 9 затонувших плавсредств.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В 2023 г. выявлен 2 851 факт незаконного формирования земельных участков в береговой полосе и акватории водных объектов, 992 - самовольного строительства на этих территориях, 1 036 - ограничения свободного доступа к водным объектам. По мерам прокурорского реагирования в 2023 г. построено, отремонтировано или реконструировано 15 очистных сооружений на сумму более 4 млрд руб. Пресечены факты выбытия 92 участков береговых полос, акваторий водных объектов, незаконно предоставленных в частную собственность, общей площадью 4,5 тыс. га. В границах береговых полос снесено 46 объектов, поднято 9 затонувших плавсредств.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Федеральный закон от 30.11.2024 N 428-ФЗ
"О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях и о внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О животном мире"1. При создании, формировании, сохранении, развитии и использовании биологических (биоресурсных) коллекций должны соблюдаться установленные Правительством Российской Федерации требования к обеспечению безопасности и защиты, включая требования к физической защите, биологических (биоресурсных) коллекций, в том числе от несанкционированного доступа к паспорту безопасности таких объектов (территорий).
"О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях и о внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О животном мире"1. При создании, формировании, сохранении, развитии и использовании биологических (биоресурсных) коллекций должны соблюдаться установленные Правительством Российской Федерации требования к обеспечению безопасности и защиты, включая требования к физической защите, биологических (биоресурсных) коллекций, в том числе от несанкционированного доступа к паспорту безопасности таких объектов (территорий).
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Применительно ко второму варианту в качестве дополнительных гарантий обеспечения интересов неопределенного круга лиц можно предложить устанавливать в отношении искусственного участка публичный сервитут в пределах 25 метров для целей доступа граждан, безопасности судоходства и т.д.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Применительно ко второму варианту в качестве дополнительных гарантий обеспечения интересов неопределенного круга лиц можно предложить устанавливать в отношении искусственного участка публичный сервитут в пределах 25 метров для целей доступа граждан, безопасности судоходства и т.д.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Положения действующего законодательства, регламентирующие права и обязанности собственника земельного участка и правообладателя части участка в границах охранной зоны, являются отражением процесса взаимодействия соответствующих норм публичного и частного права, определяемого в литературе как конвергенция <1>, которая привела к диффузии механизмов правового регулирования, а именно произошло сближение и взаимопроникновение публичных норм, регулирующих режим охранных зон, с положениями о частном сервитуте (ограниченном вещном праве). Потребности общественного развития также способствовали распространению сервитутных механизмов правового регулирования на отношения, связанные с реализацией интересов государства, местного самоуправления и населения в различных определенных законом сферах, которые не могут быть достигнуты без обеспечения доступа к "чужому" земельному участку (например, ремонт коммунальной инфраструктуры), что привело к принятию положений о публичных сервитутах.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Положения действующего законодательства, регламентирующие права и обязанности собственника земельного участка и правообладателя части участка в границах охранной зоны, являются отражением процесса взаимодействия соответствующих норм публичного и частного права, определяемого в литературе как конвергенция <1>, которая привела к диффузии механизмов правового регулирования, а именно произошло сближение и взаимопроникновение публичных норм, регулирующих режим охранных зон, с положениями о частном сервитуте (ограниченном вещном праве). Потребности общественного развития также способствовали распространению сервитутных механизмов правового регулирования на отношения, связанные с реализацией интересов государства, местного самоуправления и населения в различных определенных законом сферах, которые не могут быть достигнуты без обеспечения доступа к "чужому" земельному участку (например, ремонт коммунальной инфраструктуры), что привело к принятию положений о публичных сервитутах.
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Отличительной чертой представленной выше позиции является вариативность юридического оформления размещения НТО на публичных землях или земельных участках. При этом необходимость закрепления в законодательстве субъектов РФ всех вариантов юридического оформления размещения НТО не обосновывается, за исключением случая, когда формирование земельного участка не происходит. В этой связи необходимо отметить два момента. Во-первых, не ясно, какой цели отвечает разнообразие вариантов оформления отношений по размещению НТО, и, во-вторых, представляется спорным безусловное исключение земель из числа объектов аренды. На наш взгляд, есть смысл отойти от буквальных формулировок ст. 22 ЗК РФ и ст. 607 ГК РФ и допустить возможность заключения договора аренды публичных земель при соблюдении требования, изложенного в п. 3 ст. 607 ГК РФ. В соответствии с последним в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При этом для индивидуализации земель в целях размещения НТО можно по аналогии использовать п. 3 ст. 39.33 ЗК РФ, а именно указывать в договоре координаты характерных точек границ территории. Подчеркнем, что таким же способом устанавливается местоположение границ земельного участка (ч. 8 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <42>). С учетом изложенного выше индивидуализированная часть земли в отношениях по размещению НТО может быть охарактеризована как квазиучасток, а не как территория.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Отличительной чертой представленной выше позиции является вариативность юридического оформления размещения НТО на публичных землях или земельных участках. При этом необходимость закрепления в законодательстве субъектов РФ всех вариантов юридического оформления размещения НТО не обосновывается, за исключением случая, когда формирование земельного участка не происходит. В этой связи необходимо отметить два момента. Во-первых, не ясно, какой цели отвечает разнообразие вариантов оформления отношений по размещению НТО, и, во-вторых, представляется спорным безусловное исключение земель из числа объектов аренды. На наш взгляд, есть смысл отойти от буквальных формулировок ст. 22 ЗК РФ и ст. 607 ГК РФ и допустить возможность заключения договора аренды публичных земель при соблюдении требования, изложенного в п. 3 ст. 607 ГК РФ. В соответствии с последним в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При этом для индивидуализации земель в целях размещения НТО можно по аналогии использовать п. 3 ст. 39.33 ЗК РФ, а именно указывать в договоре координаты характерных точек границ территории. Подчеркнем, что таким же способом устанавливается местоположение границ земельного участка (ч. 8 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <42>). С учетом изложенного выше индивидуализированная часть земли в отношениях по размещению НТО может быть охарактеризована как квазиучасток, а не как территория.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за апрель 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 6)1. Из норм Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", регулирующих правила формирования земельных участков, межевания, оформления межевого плана, постановки земельных участков на кадастровый учет, следует необходимость учитывать наличие доступа к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе посредством установления сервитута (ч. 6 ст. 22). Отсутствие такого доступа является основанием для приостановления государственного кадастрового учета (п. 26 ч. 1 ст. 26). Требование об обеспечении доступа по смыслу положений ст. 209 ГК РФ является необходимым и общим в отношении всех земельных участков, при этом доступ должен быть обеспечен к земельным участкам общего пользования.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 6)1. Из норм Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", регулирующих правила формирования земельных участков, межевания, оформления межевого плана, постановки земельных участков на кадастровый учет, следует необходимость учитывать наличие доступа к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе посредством установления сервитута (ч. 6 ст. 22). Отсутствие такого доступа является основанием для приостановления государственного кадастрового учета (п. 26 ч. 1 ст. 26). Требование об обеспечении доступа по смыслу положений ст. 209 ГК РФ является необходимым и общим в отношении всех земельных участков, при этом доступ должен быть обеспечен к земельным участкам общего пользования.
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Отметим, что земельные участки в рамках пользования недрами в целях образования ООГО, как правило, не подвергаются существенному антропогенному воздействию. Это обусловлено, во-первых, целями землепользования при образовании ООГО, которые можно условно разделить на две основные группы в зависимости от степени антропогенной нагрузки, оказываемой на земельные участки, от меньшей к большей: 1) обеспечение доступа (прохода, проезда) к геологическому объекту, визуального ознакомления со свойствами его наземных частей в рамках проведения экскурсий и т.д.; 2) формирование и эксплуатация наземной части организационно-хозяйственной инфраструктуры ООГО (обустройство пешеходных дорожек, проведение освещения, установка скамеек, пунктов выдачи спелеологической экипировки и т.д.). Во-вторых, использование земельных участков в рамках рассматриваемого вида пользования недрами должно осуществляться с соблюдением режима особой охраны ООПТ, в состав которой входит ООГО <29>.
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Отметим, что земельные участки в рамках пользования недрами в целях образования ООГО, как правило, не подвергаются существенному антропогенному воздействию. Это обусловлено, во-первых, целями землепользования при образовании ООГО, которые можно условно разделить на две основные группы в зависимости от степени антропогенной нагрузки, оказываемой на земельные участки, от меньшей к большей: 1) обеспечение доступа (прохода, проезда) к геологическому объекту, визуального ознакомления со свойствами его наземных частей в рамках проведения экскурсий и т.д.; 2) формирование и эксплуатация наземной части организационно-хозяйственной инфраструктуры ООГО (обустройство пешеходных дорожек, проведение освещения, установка скамеек, пунктов выдачи спелеологической экипировки и т.д.). Во-вторых, использование земельных участков в рамках рассматриваемого вида пользования недрами должно осуществляться с соблюдением режима особой охраны ООПТ, в состав которой входит ООГО <29>.
Статья: Сочетание интересов общества и частных интересов в регулировании использования земель
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)27. Эйриян Г.Н. Земельный участок как объект использования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. N 3. С. 540 - 563.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)27. Эйриян Г.Н. Земельный участок как объект использования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. N 3. С. 540 - 563.
Статья: История одного дела, или Как противостоять захвату дороги
(Колесниченко Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)4. Установить, имеются ли применительно к исследуемой части территории населенного пункта иные варианты доступа к лесному массиву с земель общего пользования, кроме как через земельные участки ответчика М.
(Колесниченко Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)4. Установить, имеются ли применительно к исследуемой части территории населенного пункта иные варианты доступа к лесному массиву с земель общего пользования, кроме как через земельные участки ответчика М.
Статья: О защите прав собственника земельного участка при размещении линий связи
(Ступин П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Размещение ВОЛС под земной поверхностью может не только устанавливать зоны с ограничением использования земельного участка для собственника, но и предоставлять право по использованию земельного участка собственнику такого ВОЛС. Выводы судов о том, что расположение ВОЛС в границах земельного участка, но под земной поверхностью не затрагивает права собственника, на наш взгляд, неверны. Расположение объекта недвижимого имущества позволяет собственнику ВОЛС как минимум требовать доступа к такому объекту и земельному участку для обслуживания и ремонта принадлежащего на праве собственности имущества.
(Ступин П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Размещение ВОЛС под земной поверхностью может не только устанавливать зоны с ограничением использования земельного участка для собственника, но и предоставлять право по использованию земельного участка собственнику такого ВОЛС. Выводы судов о том, что расположение ВОЛС в границах земельного участка, но под земной поверхностью не затрагивает права собственника, на наш взгляд, неверны. Расположение объекта недвижимого имущества позволяет собственнику ВОЛС как минимум требовать доступа к такому объекту и земельному участку для обслуживания и ремонта принадлежащего на праве собственности имущества.
Статья: Актуальные проблемы проведения торгов в электронной форме при реализации прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности
(Королев Е.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Изменения коснулись порядка образования и предоставления земельных участков, которые находились в государственной и муниципальной собственности. Сформировалась возможность реализации таких прав более понятным и открытым способом, а также внесенные на законодательном уровне положения способствовали тому, что лица, которые были заинтересованы в предоставлении таких прав, получили равный доступ к их приобретению.
(Королев Е.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Изменения коснулись порядка образования и предоставления земельных участков, которые находились в государственной и муниципальной собственности. Сформировалась возможность реализации таких прав более понятным и открытым способом, а также внесенные на законодательном уровне положения способствовали тому, что лица, которые были заинтересованы в предоставлении таких прав, получили равный доступ к их приобретению.