Доступ к водным объектам
Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ к водным объектам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда береговой полосы
(КонсультантПлюс, 2025)"...Пунктом 4 статьи 39.8 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Пунктом 4 статьи 39.8 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Исключение составляют случаи, когда свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
(КонсультантПлюс, 2025)проход или проезд через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Исключение составляют случаи, когда свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
Путеводитель. Что нужно знать о сервитуте на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, для обеспечения свободного доступ граждан к водному объекту общего пользования (пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, для обеспечения свободного доступ граждан к водному объекту общего пользования (пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и обеспечения доступа к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям, для охоты, рыболовства и рыбоводства (пп. 1 - 7 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и обеспечения доступа к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных и мелиоративных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных, для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям, для охоты, рыболовства и рыбоводства (пп. 1 - 7 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Проблема доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, или к иным земельным участкам является достаточно актуальной. Чаще всего она возникает применительно к доступу к водным объектам и обычно решается с помощью сервитута, который упоминается в п. 26 комментируемой статьи.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Проблема доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, или к иным земельным участкам является достаточно актуальной. Чаще всего она возникает применительно к доступу к водным объектам и обычно решается с помощью сервитута, который упоминается в п. 26 комментируемой статьи.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Режим общего пользования характерен для определенных значительных по площади пространств, которые в силу своих природных свойств и исторически сложившихся особенностей их использования выступают источниками жизнедеятельности общества. К ним относятся прежде всего земли, занятые лесами и водами. Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане могут свободно и бесплатно пребывать в лесах. Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Водного кодекса РФ, определяющей, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Следовательно, по общему правилу на все земли лесного и водного фондов распространяется режим общего пользования. Соответственно, данные категории земель можно определить как земли общего пользования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Режим общего пользования характерен для определенных значительных по площади пространств, которые в силу своих природных свойств и исторически сложившихся особенностей их использования выступают источниками жизнедеятельности общества. К ним относятся прежде всего земли, занятые лесами и водами. Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане могут свободно и бесплатно пребывать в лесах. Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Водного кодекса РФ, определяющей, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Следовательно, по общему правилу на все земли лесного и водного фондов распространяется режим общего пользования. Соответственно, данные категории земель можно определить как земли общего пользования.
Статья: Бенефициарные собственники и эрозия унитарной модели собственности
(Барабина Е.А.)
("Закон", 2023, N 6)При унитарной модели права собственности ограничивать собственника в реализации его интереса могут обладатели ограниченных вещных прав, кредиторы собственника (в рамках обязательственных правоотношений) и лица, в интересах которых нормативно-правовыми актами установлено ограничение права собственности (например, ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ закрепляет право граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования, подразумевая запрет собственнику участка ограничивать этот доступ). И если к последней категории бенефициар явно не относится, поскольку занимает однозначно более привилегированное положение, нежели подразумеваемый законодателем в п. 2 ст. 209 ГК РФ неопределенный круг лиц, то гораздо сложнее решить, к какой из двух остальных категорий можно отнести бенефициара.
(Барабина Е.А.)
("Закон", 2023, N 6)При унитарной модели права собственности ограничивать собственника в реализации его интереса могут обладатели ограниченных вещных прав, кредиторы собственника (в рамках обязательственных правоотношений) и лица, в интересах которых нормативно-правовыми актами установлено ограничение права собственности (например, ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ закрепляет право граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования, подразумевая запрет собственнику участка ограничивать этот доступ). И если к последней категории бенефициар явно не относится, поскольку занимает однозначно более привилегированное положение, нежели подразумеваемый законодателем в п. 2 ст. 209 ГК РФ неопределенный круг лиц, то гораздо сложнее решить, к какой из двух остальных категорий можно отнести бенефициара.
Статья: Абсолютные права и свободы: некоторые проблемы правовой регламентации
(Вахрамеева Л.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)Правоохранительная практика демонстрирует, как столкновение разных правовых интересов, основанных на тех или иных правах и свободах, приводит не просто к правовой коллизии, а к реальной угрозе нарушения прав и свобод, закрепленных в действующем законодательстве. Примером является осуществление права иметь в собственности земельные участки. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Основного Закона России граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом в соответствии с ч. 2 той же статьи владение, пользование и распоряжение землей происходят свободным образом, за исключением тех случаев, когда это может привести, например, к нарушению прав, законных интересов других лиц. Относительно права на землепользование это означает, что оно не должно реализовываться в таком масштабе, при котором нарушалось бы право неограниченного числа лиц на доступ к водным объектам, на благоприятную окружающую среду. Так, в результате проверки, проведенной Сахалинской природоохранной прокуратурой, установлены факты возведения строений на территории земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы протоки Красноармейской в поселке Охотское Корсаковского района. Строительство двух домов и беседки осуществлялось при отсутствии проектно-сметной документации, заключения государственной экологической экспертизы. Ранее принятые органами контроля меры административного воздействия застройщиком проигнорированы. Корсаковским городским судом требования Сахалинского природоохранного прокурора удовлетворены, на ответчика возложена обязанность снести незаконно возведенные строения <4>. Также Видновский городской суд удовлетворил требования администрации Ленинского района и обязал владельца земельного участка снести два объекта капитального строительства, возведенные им в водоохранной зоне реки Битца <5>.
(Вахрамеева Л.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 6)Правоохранительная практика демонстрирует, как столкновение разных правовых интересов, основанных на тех или иных правах и свободах, приводит не просто к правовой коллизии, а к реальной угрозе нарушения прав и свобод, закрепленных в действующем законодательстве. Примером является осуществление права иметь в собственности земельные участки. Так, согласно ч. 1 ст. 36 Основного Закона России граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, при этом в соответствии с ч. 2 той же статьи владение, пользование и распоряжение землей происходят свободным образом, за исключением тех случаев, когда это может привести, например, к нарушению прав, законных интересов других лиц. Относительно права на землепользование это означает, что оно не должно реализовываться в таком масштабе, при котором нарушалось бы право неограниченного числа лиц на доступ к водным объектам, на благоприятную окружающую среду. Так, в результате проверки, проведенной Сахалинской природоохранной прокуратурой, установлены факты возведения строений на территории земельного участка в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы протоки Красноармейской в поселке Охотское Корсаковского района. Строительство двух домов и беседки осуществлялось при отсутствии проектно-сметной документации, заключения государственной экологической экспертизы. Ранее принятые органами контроля меры административного воздействия застройщиком проигнорированы. Корсаковским городским судом требования Сахалинского природоохранного прокурора удовлетворены, на ответчика возложена обязанность снести незаконно возведенные строения <4>. Также Видновский городской суд удовлетворил требования администрации Ленинского района и обязал владельца земельного участка снести два объекта капитального строительства, возведенные им в водоохранной зоне реки Битца <5>.
Статья: Право каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации: актуальные проблемы обеспечения
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Ценность какого-либо из неотъемлемых прав, в том числе и конституционного права на благоприятную окружающую среду, наиболее отчетливо осознается человеком лишь в тот момент, когда оно нарушается тем или иным образом, вызывая моральный и физический дискомфорт, создавая угрозу жизни и здоровью. Наиболее часто граждане протестуют против строительства полигонов захоронения отходов и мусоросжигательных заводов, а также вырубки деревьев и уничтожения иной растительности, приводящих к сокращению площади зеленых насаждений на территории населенных пунктов, а также против планируемой застройки на особо охраняемых природных территориях. Большую озабоченность у населения вызывают также качество атмосферного воздуха и проблема обеспечения свободного доступа к водным объектам. Представляется, что одними из немаловажных задач совершенствования правового регулирования и государственного управления являются достижение баланса экономических и экологических интересов общества, а также минимизация такого рода конфликтов и устранение противоречий между экологическими целями и задачами.
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Ценность какого-либо из неотъемлемых прав, в том числе и конституционного права на благоприятную окружающую среду, наиболее отчетливо осознается человеком лишь в тот момент, когда оно нарушается тем или иным образом, вызывая моральный и физический дискомфорт, создавая угрозу жизни и здоровью. Наиболее часто граждане протестуют против строительства полигонов захоронения отходов и мусоросжигательных заводов, а также вырубки деревьев и уничтожения иной растительности, приводящих к сокращению площади зеленых насаждений на территории населенных пунктов, а также против планируемой застройки на особо охраняемых природных территориях. Большую озабоченность у населения вызывают также качество атмосферного воздуха и проблема обеспечения свободного доступа к водным объектам. Представляется, что одними из немаловажных задач совершенствования правового регулирования и государственного управления являются достижение баланса экономических и экологических интересов общества, а также минимизация такого рода конфликтов и устранение противоречий между экологическими целями и задачами.
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Применительно к отношениям, связанным с доступом к водному объекту и приобретением прав на земельный участок в границах береговой полосы для ведения рыбоводства, открытым является вопрос о размере участка, на который вправе претендовать заинтересованное лицо. Согласно статье 5.1 Закона об аквакультуре для целей рыбоводства допускается возведение некапитальных строений и сооружений, что предполагает предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством. Однако в положении статьи 5.1 Закона об аквакультуре ничего не говорится о том, какие участки и какой категории земель имеются в виду, разрешает ли указанная норма образовывать земельные участки в береговой полосе и возводить на них некапитальные строения и сооружения, предназначенные для ведения рыбоводства. Открытыми остаются вопросы и о том, на каком титуле выделяются участки и как рассматриваемое положение статьи 5.1 Закона об аквакультуре соотносится с приведенными нормами статьи 39.33 ЗК РФ. Представляется, что законодателю в статье 5.1 Закона об аквакультуре и других актах необходимо более четко указать, что при осуществлении хозяйственной деятельности по выращиванию объектов рыбоводства разрешается образование земельных участков в береговой полосе и предусмотреть виды прав, на которых могут предоставляться такие участки.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Применительно к отношениям, связанным с доступом к водному объекту и приобретением прав на земельный участок в границах береговой полосы для ведения рыбоводства, открытым является вопрос о размере участка, на который вправе претендовать заинтересованное лицо. Согласно статье 5.1 Закона об аквакультуре для целей рыбоводства допускается возведение некапитальных строений и сооружений, что предполагает предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством. Однако в положении статьи 5.1 Закона об аквакультуре ничего не говорится о том, какие участки и какой категории земель имеются в виду, разрешает ли указанная норма образовывать земельные участки в береговой полосе и возводить на них некапитальные строения и сооружения, предназначенные для ведения рыбоводства. Открытыми остаются вопросы и о том, на каком титуле выделяются участки и как рассматриваемое положение статьи 5.1 Закона об аквакультуре соотносится с приведенными нормами статьи 39.33 ЗК РФ. Представляется, что законодателю в статье 5.1 Закона об аквакультуре и других актах необходимо более четко указать, что при осуществлении хозяйственной деятельности по выращиванию объектов рыбоводства разрешается образование земельных участков в береговой полосе и предусмотреть виды прав, на которых могут предоставляться такие участки.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В 2023 г. выявлен 2 851 факт незаконного формирования земельных участков в береговой полосе и акватории водных объектов, 992 - самовольного строительства на этих территориях, 1 036 - ограничения свободного доступа к водным объектам. По мерам прокурорского реагирования в 2023 г. построено, отремонтировано или реконструировано 15 очистных сооружений на сумму более 4 млрд руб. Пресечены факты выбытия 92 участков береговых полос, акваторий водных объектов, незаконно предоставленных в частную собственность, общей площадью 4,5 тыс. га. В границах береговых полос снесено 46 объектов, поднято 9 затонувших плавсредств.
(Куницына Е.А., Трудников А.В.)
("Законность", 2024, N 6)В 2023 г. выявлен 2 851 факт незаконного формирования земельных участков в береговой полосе и акватории водных объектов, 992 - самовольного строительства на этих территориях, 1 036 - ограничения свободного доступа к водным объектам. По мерам прокурорского реагирования в 2023 г. построено, отремонтировано или реконструировано 15 очистных сооружений на сумму более 4 млрд руб. Пресечены факты выбытия 92 участков береговых полос, акваторий водных объектов, незаконно предоставленных в частную собственность, общей площадью 4,5 тыс. га. В границах береговых полос снесено 46 объектов, поднято 9 затонувших плавсредств.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Еще один проблемный аспект - осуществление общего водопользования в границах территории музея-заповедника, которое часто затруднено в связи с ее огораживанием и, как следствие, с ограничением свободного доступа к водному объекту (участку его береговой полосы).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Еще один проблемный аспект - осуществление общего водопользования в границах территории музея-заповедника, которое часто затруднено в связи с ее огораживанием и, как следствие, с ограничением свободного доступа к водному объекту (участку его береговой полосы).