Доступ к ЕСИА

Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ к ЕСИА (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 11.2 "Личный кабинет налогоплательщика" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействующими подп. 3, "б" и последнего абзаца п. 8 порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@, поскольку они вводят не предусмотренную НК РФ обязанность использовать личный кабинет налогоплательщика без его согласия в нарушение установленного ст. 11.2 НК РФ порядка действий налогоплательщика по получению доступа к личному кабинету путем подачи заявления в налоговый орган, поскольку допускают автоматическое формирование регистрационной карты для доступа к личному кабинету налогоплательщика в отношении авторизированных пользователей информационного портала "Госуслуги" без совершения пользователем каких-либо действий, отражающих его волеизъявление на получение такого доступа. ВС РФ отказал в удовлетворении требований. ВС РФ указал, что для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с помощью идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе ЕСИА необходимо соблюдение таких условий, как авторизация с помощью учетной записи ЕСИА при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации в регистре физических лиц ЕСИА, которая не может быть произведена без согласия физического лица, с условием подтверждения личности пользователя путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью либо с использованием кода активации в ЕСИА. Получение кода активации в ЕСИА возможно в случае завершения прохождения процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации. При этом при получении физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица либо идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе ЕСИА регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика формируется автоматически ввиду отсутствия необходимости личного обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением в установленном порядке. Оспариваемые нормы не предусматривают автоматическое получение доступа к личному кабинету налогоплательщика без его согласия и не устанавливают дополнительных обязанностей, не предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, личный кабинет налогоплательщика размещен на официальном сайте ФНС России, что исключает в настоящее время возможность доступа к нему без волеизъявления физического лица и совершения алгоритма действий непосредственно на данном сайте.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Единая система идентификации и аутентификации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, обеспечивается путем доступа к единой системе идентификации и аутентификации. Рассмотрим понятие этой системы и порядок доступа к ней.
Статья: Проблемы идентификации граждан при подаче обращений
(Степкин С.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)
Идентификация граждан при подаче обращения исключит подачу обращений третьими лицами, не имеющими на это достаточных полномочий, в том числе недобросовестными гражданами и иностранными псевдозаявителями, в большинстве случаев приведет к более качественной обработке обращений граждан, так как позволит определять территориальную принадлежность и другую важную информацию. При этом лица, являющиеся представителями заявителя (законными либо по доверенности), могут подавать обращения от своего имени, прилагая к обращению документ, подтверждающий их полномочия действовать от имени другого лица. Идентификация для обращения в форме электронного документа могла бы быть реализована посредством авторизации через ЕСИА или подписания обращения квалифицированной электронной подписью, а для письменных обращений посредством обязательного указания в них одного из идентификаторов, которыми обладает заявитель (СНИЛС, ИНН, паспортных данных и др.). Например, идентификация резидентов США давно производится при помощи номера социального страхования (Social Security Number, или SSN). Обязательность указания одного из идентификаторов сегодня установлена в отношении заявления о вынесении судебного приказа <18>. Для реализации вышеуказанных предложений, безусловно, потребуется предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления и иным организациям и учреждениям, осуществляющим публично значимые функции, доступа к ЕСИА и Единой биометрической системе с целью проверки этих данных, и если у большинства государственных и муниципальных органов доступ к ЕСИА уже есть в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, то его предоставление иным организациям и учреждениям, осуществляющим публично значимые функции, требует дополнительной детальной проработки, прежде всего с целью обеспечения безопасности данных о гражданах.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 N 710
(ред. от 04.03.2023)
"О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах"
(вместе с "Положением о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах")
I. Сведения, необходимые для проведения эксперимента в части предоставления федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, иными органами и организациями, являющимися обладателями и (или) источником сведений, физическим лицам (гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства), юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям доступа через единую систему идентификации и аутентификации к сведениям с возможностью их последующего предоставления кредитным организациям, страховым организациям, микрофинансовым организациям, операторам финансовых платформ, операторам связи и работодателям - юридическим лицам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевым инвестиционным фондам и негосударственным пенсионным фондам, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", бюро кредитных историй, акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", Центральному Банку Российской Федерации, перевозчикам, осуществляющим воздушные и железнодорожные перевозки пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации, и владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с использованием инфраструктуры цифрового профиля, специализированным депозитариям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, операторам инвестиционных платформ, операторам информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторам обмена цифровых финансовых активов