Доступ к береговой полосе
Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ к береговой полосе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда береговой полосы
(КонсультантПлюс, 2025)Договор аренды земельного участка в границах береговой полосы водного объекта общего пользования признается недействительным, если из цели аренды ясно, что будет нарушено право граждан на свободный доступ к объекту и его береговой полосе
(КонсультантПлюс, 2025)Договор аренды земельного участка в границах береговой полосы водного объекта общего пользования признается недействительным, если из цели аренды ясно, что будет нарушено право граждан на свободный доступ к объекту и его береговой полосе
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)В соответствии со статьей 51.1 ВК РФ 2006 водные объекты могут использоваться для рыбоводства (аквакультуры). Наряду с ВК РФ указанные отношения регламентируются Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре). Для осуществления аквакультуры требуются доступ к береговой полосе и ее использование в том числе в целях возведения сооружений, необходимых для ведения указанной деятельности. Однако отношения, связанные с образованием земельных участков в границах береговой полосы и приобретением прав на них для целей рыбоводства, нечетко урегулированы в законодательстве.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)В соответствии со статьей 51.1 ВК РФ 2006 водные объекты могут использоваться для рыбоводства (аквакультуры). Наряду с ВК РФ указанные отношения регламентируются Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре). Для осуществления аквакультуры требуются доступ к береговой полосе и ее использование в том числе в целях возведения сооружений, необходимых для ведения указанной деятельности. Однако отношения, связанные с образованием земельных участков в границах береговой полосы и приобретением прав на них для целей рыбоводства, нечетко урегулированы в законодательстве.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, установлен запрет на ограничение публичного доступа на береговую полосу (п. 8 ст. 6 ВК РФ). Постановлением N 377 <1> установлены периодичность определения местоположения береговой линии (в качестве общего правила предусмотрено, что установление береговой линии должно осуществляться не реже одного раза в 25 лет), порядок определения местоположения береговой линии и особенности определения местоположения береговой линии применительно к различным водным объектам.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, установлен запрет на ограничение публичного доступа на береговую полосу (п. 8 ст. 6 ВК РФ). Постановлением N 377 <1> установлены периодичность определения местоположения береговой линии (в качестве общего правила предусмотрено, что установление береговой линии должно осуществляться не реже одного раза в 25 лет), порядок определения местоположения береговой линии и особенности определения местоположения береговой линии применительно к различным водным объектам.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере земельных отношений
(Михлина Н.В.)
("Законность", 2022, N 5)Вместе с тем вызывает недоумение то, что при очевидных и вопиющих нарушениях закона суды не поддерживают требования прокурора, ссылаясь на нарушение баланса интересов. Так, межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в суд с иском к Мытищинской галантерейной фабрике об обязании ликвидировать места несанкционированного складирования отходов, снести и демонтировать за счет собственных средств в водоохранной зоне рек Яузы и Работни строения и сооружения (автосервис и шиномонтаж), обеспечить свободный доступ граждан к береговой полосе и др. Отменяя Апелляционное определение об удовлетворении требований прокурора и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что при разрешении требований необходимо установить в том числе, соответствует ли выбранный способ защиты права требованиям закона, а также соблюден ли баланс публичных и частных интересов <8>.
(Михлина Н.В.)
("Законность", 2022, N 5)Вместе с тем вызывает недоумение то, что при очевидных и вопиющих нарушениях закона суды не поддерживают требования прокурора, ссылаясь на нарушение баланса интересов. Так, межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в суд с иском к Мытищинской галантерейной фабрике об обязании ликвидировать места несанкционированного складирования отходов, снести и демонтировать за счет собственных средств в водоохранной зоне рек Яузы и Работни строения и сооружения (автосервис и шиномонтаж), обеспечить свободный доступ граждан к береговой полосе и др. Отменяя Апелляционное определение об удовлетворении требований прокурора и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что при разрешении требований необходимо установить в том числе, соответствует ли выбранный способ защиты права требованиям закона, а также соблюден ли баланс публичных и частных интересов <8>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Еще один проблемный аспект - осуществление общего водопользования в границах территории музея-заповедника, которое часто затруднено в связи с ее огораживанием и, как следствие, с ограничением свободного доступа к водному объекту (участку его береговой полосы).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Еще один проблемный аспект - осуществление общего водопользования в границах территории музея-заповедника, которое часто затруднено в связи с ее огораживанием и, как следствие, с ограничением свободного доступа к водному объекту (участку его береговой полосы).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве недостатка Закона N 246-ФЗ следует назвать нерешенность вопроса о порядке использования прибрежного земельного участка <1> и участка вдоль границ водного объекта, именуемого согласно ст. 6 ВдК РФ береговой полосой, относящейся к числу земельных участков общего пользования (ст. 27, 85 ЗК РФ). Согласно ст. 6 Закона N 246-ФЗ для создания искусственного земельного участка не требуется оформлять права на прибрежный участок и береговую полосу, что упрощает процедуру создания искусственного земельного участка. Но без приобретения прав на прибрежный участок и береговую полосу невозможно осуществлять строительные работы и впоследствии эксплуатировать искусственный земельный участок, поэтому Закон N 246-ФЗ должен предусматривать согласующиеся с ЗК и ВдК РФ положения, создающие правовые основания для использования прибрежного участка и береговой полосы. Очевидно, что речь должна идти о сформированном земельном участке, принадлежащем лицу, создающему искусственный земельный участок, на определенном праве, поскольку в противном случае не представляется возможным говорить о наличии у данного лица какого-либо законного основания на использование прибрежного участка и береговой полосы, что, в свою очередь, создает незаконные ограничения в доступе на береговую полосу иных субъектов.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В качестве недостатка Закона N 246-ФЗ следует назвать нерешенность вопроса о порядке использования прибрежного земельного участка <1> и участка вдоль границ водного объекта, именуемого согласно ст. 6 ВдК РФ береговой полосой, относящейся к числу земельных участков общего пользования (ст. 27, 85 ЗК РФ). Согласно ст. 6 Закона N 246-ФЗ для создания искусственного земельного участка не требуется оформлять права на прибрежный участок и береговую полосу, что упрощает процедуру создания искусственного земельного участка. Но без приобретения прав на прибрежный участок и береговую полосу невозможно осуществлять строительные работы и впоследствии эксплуатировать искусственный земельный участок, поэтому Закон N 246-ФЗ должен предусматривать согласующиеся с ЗК и ВдК РФ положения, создающие правовые основания для использования прибрежного участка и береговой полосы. Очевидно, что речь должна идти о сформированном земельном участке, принадлежащем лицу, создающему искусственный земельный участок, на определенном праве, поскольку в противном случае не представляется возможным говорить о наличии у данного лица какого-либо законного основания на использование прибрежного участка и береговой полосы, что, в свою очередь, создает незаконные ограничения в доступе на береговую полосу иных субъектов.
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.
Готовое решение: Как предоставить в аренду государственный или муниципальный земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)расположен в границах береговой полосы общего пользования, то в договоре нужно указать, что арендатор обязан обеспечить доступ граждан к этой береговой полосе и водному объекту. Исключением из правила являются случаи, в которых свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;
(КонсультантПлюс, 2025)расположен в границах береговой полосы общего пользования, то в договоре нужно указать, что арендатор обязан обеспечить доступ граждан к этой береговой полосе и водному объекту. Исключением из правила являются случаи, в которых свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;