Доступ к береговой линии
Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ к береговой линии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6 "Водные объекты общего пользования" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Вопреки выводам, изложенным в решении судьи районного суда о том, что ограждение не создает реальных препятствий для прохода человека, так как любой человек может реально и беспрепятственно пройти через него, для чего достаточно немного нагнуться, в силу требований статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации ко всему водному объекту общего пользования и его береговой линии без каких-либо исключений должен быть обеспечен беспрепятственный доступ граждан.
Апелляционное определение Московского городского суда от 12.08.2025 по делу N 33-35715/2025 (УИД 77RS0035-02-2025-001350-26)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обеспечении свободного доступа к водному объекту общего пользования.
Обстоятельства: Истец указал, что ограничение ответчиком доступа к береговой полосе и акватории водного объекта общего пользования, предназначенного для удовлетворения гражданами личных и бытовых нужд, осуществления спортивного и любительского рыболовства, причаливания плавучих средств, влечет за собой нарушение конституционных прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам.
Решение: Удовлетворено.Доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях на иск и в судебном заседании, суд первой инстанции не признал основанием для отказа в иске, поскольку допустимых и достоверных доказательств того, что ответчик имеет право на ограничение доступа к водному объекту и береговой линии, суду представлено не было и судом не установлено. В связи с этим ответчик У. обязана обеспечить к ним доступ.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обеспечении свободного доступа к водному объекту общего пользования.
Обстоятельства: Истец указал, что ограничение ответчиком доступа к береговой полосе и акватории водного объекта общего пользования, предназначенного для удовлетворения гражданами личных и бытовых нужд, осуществления спортивного и любительского рыболовства, причаливания плавучих средств, влечет за собой нарушение конституционных прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам.
Решение: Удовлетворено.Доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях на иск и в судебном заседании, суд первой инстанции не признал основанием для отказа в иске, поскольку допустимых и достоверных доказательств того, что ответчик имеет право на ограничение доступа к водному объекту и береговой линии, суду представлено не было и судом не установлено. В связи с этим ответчик У. обязана обеспечить к ним доступ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, установлен запрет на ограничение публичного доступа на береговую полосу (п. 8 ст. 6 ВК РФ). Постановлением N 377 <1> установлены периодичность определения местоположения береговой линии (в качестве общего правила предусмотрено, что установление береговой линии должно осуществляться не реже одного раза в 25 лет), порядок определения местоположения береговой линии и особенности определения местоположения береговой линии применительно к различным водным объектам.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, установлен запрет на ограничение публичного доступа на береговую полосу (п. 8 ст. 6 ВК РФ). Постановлением N 377 <1> установлены периодичность определения местоположения береговой линии (в качестве общего правила предусмотрено, что установление береговой линии должно осуществляться не реже одного раза в 25 лет), порядок определения местоположения береговой линии и особенности определения местоположения береговой линии применительно к различным водным объектам.
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Анализ типовых форм договора на размещение НТО ряда субъектов РФ свидетельствует о том, что свое отражение в них находят и такие принципы земельного законодательства, как принцип целевого использования, приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Например, достаточно явно принципы земельного законодательства проявляют себя при анализе прав и обязанностей сторон, закрепленных в форме договора на размещение нестационарного торгового объекта Санкт-Петербурга <27>. Так, в соответствии с п. 3.2.2 предприниматель обязан использовать НТО и место размещения НТО исключительно в соответствии с целью, указанной в договоре. Кроме того, при использовании места размещения НТО необходимо соблюдать установленные требования водоохранного, природоохранного законодательства, законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике (п. 3.2.11). В случае если место размещения НТО полностью или частично расположено в охранной зоне, установленной в отношении объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, необходимо обеспечивать допуск представителей собственников указанных объектов или представителей организаций, осуществляющих их эксплуатацию, к таким объектам в целях обеспечения их безопасности (3.2.12). В п. 3.2.13 договора на размещение НТО специально оговаривается, что предприниматель обязан использовать расположенную в пределах места размещения НТО землю вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговую полосу), водоохранную зону, прибрежную защитную полосу в соответствии с требованиями земельного и водного законодательства, а также не ограничивать доступ граждан к береговой полосе.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
(ред. от 31.07.2025)1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Приказ Росархива от 28.12.2021 N 142
"Об утверждении Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2022 N 67095)по описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта)
"Об утверждении Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2022 N 67095)по описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта)
Вопрос: Что понимается под береговой полосой водного объекта и какой установлен режим ее использования?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в пределах береговой полосы водного объекта, может быть предоставлен в аренду на торгах или без проведения торгов при наличии соответствующих оснований. В соответствии с п. 4 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в пределах береговой полосы водного объекта, может быть предоставлен в аренду на торгах или без проведения торгов при наличии соответствующих оснований. В соответствии с п. 4 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Сосредоточение вод в водоеме или водотоке должно отвечать и дополнительным формальным признакам. В соответствии с п. 3 ст. 6 ВК РФ поверхностный водный объект должен иметь береговую линию, установленную в соответствии с требованиями ВК РФ и порядком определения местоположения береговой линии <16>. Береговая линия является важным квалифицирующим признаком поверхностного водного объекта <17>, а ее определение - юридическим фактом, основанием для отграничения земель водного фонда от иных категорий, установления водоохранной зоны, основанием для осуществления субъективных прав на водные объекты, в том числе права граждан на беспрепятственный доступ к водным объектам и береговой полосе общего пользования, а также осуществления земельных прав на прилегающих к водным объектам землях.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)Сосредоточение вод в водоеме или водотоке должно отвечать и дополнительным формальным признакам. В соответствии с п. 3 ст. 6 ВК РФ поверхностный водный объект должен иметь береговую линию, установленную в соответствии с требованиями ВК РФ и порядком определения местоположения береговой линии <16>. Береговая линия является важным квалифицирующим признаком поверхностного водного объекта <17>, а ее определение - юридическим фактом, основанием для отграничения земель водного фонда от иных категорий, установления водоохранной зоны, основанием для осуществления субъективных прав на водные объекты, в том числе права граждан на беспрепятственный доступ к водным объектам и береговой полосе общего пользования, а также осуществления земельных прав на прилегающих к водным объектам землях.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования, предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, составляет 5 м (п. 6 ст. 6 ВК).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования, предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, составляет 5 м (п. 6 ст. 6 ВК).
Статья: Проблемы образования, использования и застройки земельных участков в границах береговой полосы
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Нормы статьи 39.8 ЗК РФ, касающиеся возможности образования земельных участков в береговой полосе, не в полной мере согласуются с положением статьи 39.11 ЗК РФ, устанавливающим, что земельные участки в составе территорий общего пользования не могут выступать предметом аукциона. В связи с тем что в отношении допустимости формирования участков в границах береговой полосы имеется специальное положение статьи 39.8 ЗК РФ, суды при рассмотрении споров указывают, что нормы этой статьи являются исключением из правила о запрете на предоставление участка общего пользования в индивидуальное владение <10>. Однако, если не принимать во внимание статью 39.8 ЗК РФ, видно, что суды последовательно проводят линию на запрет аренды земельных участков общего пользования, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 15248/10, согласно которой такого рода действия нарушают права неопределенного круга лиц на доступ на территорию общего пользования <11>. Показательным является дело, в котором спорный земельный участок был образован одновременно в составе береговой полосы и в границах городских лесов общего пользования, что послужило основанием для суда сделать вывод о недопустимости применения статьи 39.8 ЗК РФ, согласно которой разрешается образовывать участки исключительно в береговой полосе <12>.
(Мельников Н.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Нормы статьи 39.8 ЗК РФ, касающиеся возможности образования земельных участков в береговой полосе, не в полной мере согласуются с положением статьи 39.11 ЗК РФ, устанавливающим, что земельные участки в составе территорий общего пользования не могут выступать предметом аукциона. В связи с тем что в отношении допустимости формирования участков в границах береговой полосы имеется специальное положение статьи 39.8 ЗК РФ, суды при рассмотрении споров указывают, что нормы этой статьи являются исключением из правила о запрете на предоставление участка общего пользования в индивидуальное владение <10>. Однако, если не принимать во внимание статью 39.8 ЗК РФ, видно, что суды последовательно проводят линию на запрет аренды земельных участков общего пользования, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 15248/10, согласно которой такого рода действия нарушают права неопределенного круга лиц на доступ на территорию общего пользования <11>. Показательным является дело, в котором спорный земельный участок был образован одновременно в составе береговой полосы и в границах городских лесов общего пользования, что послужило основанием для суда сделать вывод о недопустимости применения статьи 39.8 ЗК РФ, согласно которой разрешается образовывать участки исключительно в береговой полосе <12>.
Вопрос: Какие существуют особенности использования земель водного фонда?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
Готовое решение: Что такое земли (территории) общего пользования и каковы особенности их использования
(КонсультантПлюс, 2025)К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. Такими территориями может пользоваться неограниченный круг лиц (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. Такими территориями может пользоваться неограниченный круг лиц (п. 12 ст. 1 ГрК РФ).