Досрочная трудовая пенсия
Подборка наиболее важных документов по запросу Досрочная трудовая пенсия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: К требованию, предъявленному пенсионному органу в связи с отказом в назначении трудовой пенсии, общий срок исковой давности не применяется
Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2010 N 71-В10-5
Применимые нормы: п. 1 ст. 196 ГК РФЕсли лицо в установленном законом порядке обратилось в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости и в назначении пенсии ему было отказано по вине пенсионного органа, допустившего ошибку в подсчете трудового стажа, пенсия должна быть выплачена за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Вывод о том, что к спорным правоотношениям применяются положения ст. 196 ГПК РФ, нельзя признать законным, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2010 N 71-В10-5
Применимые нормы: п. 1 ст. 196 ГК РФЕсли лицо в установленном законом порядке обратилось в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости и в назначении пенсии ему было отказано по вине пенсионного органа, допустившего ошибку в подсчете трудового стажа, пенсия должна быть выплачена за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Вывод о том, что к спорным правоотношениям применяются положения ст. 196 ГПК РФ, нельзя признать законным, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Понятие и основания предоставления отпуска по беременности и родам
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с Информационным письмом Минтруда Российской Федерации N 7392-ЮЛ, Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-25-25/10067 от 4 ноября 2002 г. "О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с Информационным письмом Минтруда Российской Федерации N 7392-ЮЛ, Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-25-25/10067 от 4 ноября 2002 г. "О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Порядок подсчета стажаВ ряде случаев работник имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при наличии:
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Глава 6. СОХРАНЕНИЕ ПРАВА НА ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Глава 6. СОХРАНЕНИЕ ПРАВА НА ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ
Статья: Когда важно правильно назвать должность
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 10)3. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 10)3. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.02.2025 N 21-1/10/В-1965 <Досрочная пенсия у женщин, работающих на Крайнем Севере: какие периоды включают в стаж>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)Здесь нужно различать два понятия: "страховой стаж" и "стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 17)Здесь нужно различать два понятия: "страховой стаж" и "стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Готовое решение: Как корректировать индивидуальные сведения персонифицированного учета
(КонсультантПлюс, 2025)представить корректирующий подраздел 1.2 подраздела 1 разд. 1 формы ЕФС-1, если данный работник был включен в исходный документ. В корректирующем документе исправьте сведения об окончании периода работы в связи с восстановлением работника на работе. Время вынужденного прогула не исключается из стажа восстановленного работника, в том числе из стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, п. п. 6, 55 Порядка заполнения ЕФС-1, п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2021 N 1532, п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665). Выделять период вынужденного прогула и показывать его отдельно в корректирующем документе не требуется, поскольку это не предусмотрено Порядком заполнения ЕФС-1.
(КонсультантПлюс, 2025)представить корректирующий подраздел 1.2 подраздела 1 разд. 1 формы ЕФС-1, если данный работник был включен в исходный документ. В корректирующем документе исправьте сведения об окончании периода работы в связи с восстановлением работника на работе. Время вынужденного прогула не исключается из стажа восстановленного работника, в том числе из стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, п. п. 6, 55 Порядка заполнения ЕФС-1, п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2021 N 1532, п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665). Выделять период вынужденного прогула и показывать его отдельно в корректирующем документе не требуется, поскольку это не предусмотрено Порядком заполнения ЕФС-1.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Суд справедливо отметил, что согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных нормами пенсионного законодательства, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз. 2 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 30. - Авт.)).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Суд справедливо отметил, что согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных нормами пенсионного законодательства, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абз. 2 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 30. - Авт.)).
Готовое решение: Как заполнить бланк СЗВ-СТАЖ за 2022 г. (до 01.03.2023 включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Обратите внимание: в случае исполнения государственных или общественных обязанностей работником, не имеющим права на досрочное назначение пенсии, выделять такой период в форме СЗВ-СТАЖ отдельной строкой и указывать код "ОБЩЕСТ" не надо. Этот код применяется только в отношении застрахованных лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии (Письмо ГУ - ОПФР по г. Москве и Московской обл. от 18.03.2021 N Б-210-6/1256-21).
(КонсультантПлюс, 2023)Обратите внимание: в случае исполнения государственных или общественных обязанностей работником, не имеющим права на досрочное назначение пенсии, выделять такой период в форме СЗВ-СТАЖ отдельной строкой и указывать код "ОБЩЕСТ" не надо. Этот код применяется только в отношении застрахованных лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии (Письмо ГУ - ОПФР по г. Москве и Московской обл. от 18.03.2021 N Б-210-6/1256-21).
Статья: Ошибки Пенсионного фонда России (Социального фонда России) - основание для перерасчета пенсии
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <15> подтверждено действие на территории Российской Федерации Списка N 1 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" <16> и Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту <17>.
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <15> подтверждено действие на территории Российской Федерации Списка N 1 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" <16> и Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту <17>.
Статья: Комментарий к Письму Социального фонда РФ от 12.09.2024 N МС-25-20/43351 <СФР разъяснил некоторые вопросы досрочного выхода на пенсию медработников> и Письму Социального фонда РФ от 12.09.2024 N МС-25-20/43368
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 21)Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 21)Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Статья: Организационно-правовая форма юридического лица - работодателя как критерий дифференциации условий досрочного пенсионного обеспечения работников
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Изначально редакция подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 закрепляла более жесткие условия пенсионирования - работа в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П <10> норма признана не соответствующей ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ <11> ввиду установления различий в условиях приобретения пенсионных прав исключительно по критерию формы собственности, что не отвечает требованиям равноправия. Особо подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации - форма собственности как таковая не может служить обоснованным и достаточным основанием для дифференциации условий назначения пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения, и "то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий". Законодатель скорректировал подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173, ограничившись указанием на учреждения здравоохранения, без упоминания их формы собственности <12>. "Новеллы" несколько снизили остроту вопроса, позволив засчитывать в льготный стаж периоды работы в частных учреждениях здравоохранения. С переходом к системе страховых пенсий норма воспроизведена в ст. 30 Закона N 400. Но для лиц, осуществляющих деятельность по охране здоровья населения в иных организациях (унитарных предприятиях, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др.), проблема актуальна. Тем более что идея о профессиональных пенсионных системах, формирование которых предусматривалось еще в 1995 г., не получила реализации. Упомянутые системы были призваны заложить правовой механизм, гарантирующий льготные условия пенсионного обеспечения для граждан, занятых, в частности, лечебной деятельностью, но в "негосударственном секторе". Причем льготирование предполагалось адекватным и сопоставимым с публично-правовым инструментарием пенсий по выслуге лет, назначаемых досрочно (с 2001 г. - досрочных трудовых пенсий). Во многом эти несбывшиеся планы и обусловили закрепление в подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 спорного критерия дифференциации досрочного пенсионного обеспечения. Так, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 <13> разработка предложений о системе пенсионного обеспечения для работников организаций, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения, была возложена на Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ. Однако поручение осталось без результативного исполнения, ни один из проектов федеральных законов об обязательных профессиональных пенсионных системах не был принят.
(Рощепко Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 4)Изначально редакция подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 закрепляла более жесткие условия пенсионирования - работа в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П <10> норма признана не соответствующей ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ <11> ввиду установления различий в условиях приобретения пенсионных прав исключительно по критерию формы собственности, что не отвечает требованиям равноправия. Особо подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации - форма собственности как таковая не может служить обоснованным и достаточным основанием для дифференциации условий назначения пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения, и "то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий". Законодатель скорректировал подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173, ограничившись указанием на учреждения здравоохранения, без упоминания их формы собственности <12>. "Новеллы" несколько снизили остроту вопроса, позволив засчитывать в льготный стаж периоды работы в частных учреждениях здравоохранения. С переходом к системе страховых пенсий норма воспроизведена в ст. 30 Закона N 400. Но для лиц, осуществляющих деятельность по охране здоровья населения в иных организациях (унитарных предприятиях, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др.), проблема актуальна. Тем более что идея о профессиональных пенсионных системах, формирование которых предусматривалось еще в 1995 г., не получила реализации. Упомянутые системы были призваны заложить правовой механизм, гарантирующий льготные условия пенсионного обеспечения для граждан, занятых, в частности, лечебной деятельностью, но в "негосударственном секторе". Причем льготирование предполагалось адекватным и сопоставимым с публично-правовым инструментарием пенсий по выслуге лет, назначаемых досрочно (с 2001 г. - досрочных трудовых пенсий). Во многом эти несбывшиеся планы и обусловили закрепление в подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона N 173 спорного критерия дифференциации досрочного пенсионного обеспечения. Так, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 <13> разработка предложений о системе пенсионного обеспечения для работников организаций, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями здравоохранения, была возложена на Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ. Однако поручение осталось без результативного исполнения, ни один из проектов федеральных законов об обязательных профессиональных пенсионных системах не был принят.
Статья: Влияние кодификации законодательства на выбор форм судопроизводств: административного или гражданского
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Приведем примеры трудностей, возникающих при применении способа защиты - признание права на пенсионное обеспечение в гражданском судопроизводстве, которые не возникли бы в случае их рассмотрения в административном судопроизводстве. Так, в связи с оспариванием решения пенсионного органа гражданином заявлено требование о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, которые исключены из подсчета пенсионным органом, а также о назначении досрочно трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган с учетом спорных периодов и периодов, учтенных пенсионным органом, но которых недостаточно для досрочного назначения пенсии. Проблема возникает, когда часть периодов, указанных гражданином, не подлежит включению в специальный стаж, поэтому право на назначение пенсии досрочно с момента обращения в пенсионный орган, обоснованное гражданином включением спорных периодов, на указанную дату не возникло, однако данное право имеется у гражданина на момент рассмотрения дела судом с учетом оценки дополнительно иных периодов работы истца. При этом иные периоды работы истца могут быть не указаны им в иске, поскольку право на досрочное назначение пенсии у него возникает при учете спорных периодов работы, которые, по мнению истца, необоснованно исключены из подсчета ответчиком. Учет дополнительных периодов работы при рассмотрении спора в порядке гражданского судопроизводства, ограничивающего пределы рассмотрения спора доводами и основаниями, указанными истцом, и возражениями ответчика, обосновывающего правомерность своего решения, проблематичен. Некоторые суды при указанных обстоятельствах отказывают в удовлетворении требования о досрочном назначении трудовой пенсии по старости <14>, другие идут по пути учета дополнительных периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, и назначения пенсии с момента возникновения у гражданина такого права <15>. В последнем случае возражения пенсионного органа о выходе при таких обстоятельствах за пределы заявленных требований отклоняются судами со ссылкой на разъяснения, изложенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2006 г., 14 июня 2006 г. <16> при ответе на "вопрос 29" о том, что рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность такого решения пенсионного органа, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение пенсии на момент рассмотрения дела судом, при наличии которого указывает в решении на дату возникновения этого права. Также суды мотивируют выход за пределы заявленных требований необходимостью применения правовых последствий ненадлежащего исполнения пенсионным органом обязанностей, возложенных на него при рассмотрении обращений о назначении пенсии, наличием прямой причинно-следственной связи между необоснованным отказом по включению спорных периодов в специальный стаж и правом на назначение пенсии со дня возникновения такого права. Вместе с тем указанные полномочия суда прямо предусмотрены при рассмотрении споров в порядке административного судопроизводства, которое в приведенном примере более эффективно достигает цели защиты пенсионных прав, чем гражданское судопроизводство, применение которого в данном случае возможно лишь с учетом его адаптации с помощью разъяснений высшей судебной инстанции.
(Величко М.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Приведем примеры трудностей, возникающих при применении способа защиты - признание права на пенсионное обеспечение в гражданском судопроизводстве, которые не возникли бы в случае их рассмотрения в административном судопроизводстве. Так, в связи с оспариванием решения пенсионного органа гражданином заявлено требование о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, которые исключены из подсчета пенсионным органом, а также о назначении досрочно трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган с учетом спорных периодов и периодов, учтенных пенсионным органом, но которых недостаточно для досрочного назначения пенсии. Проблема возникает, когда часть периодов, указанных гражданином, не подлежит включению в специальный стаж, поэтому право на назначение пенсии досрочно с момента обращения в пенсионный орган, обоснованное гражданином включением спорных периодов, на указанную дату не возникло, однако данное право имеется у гражданина на момент рассмотрения дела судом с учетом оценки дополнительно иных периодов работы истца. При этом иные периоды работы истца могут быть не указаны им в иске, поскольку право на досрочное назначение пенсии у него возникает при учете спорных периодов работы, которые, по мнению истца, необоснованно исключены из подсчета ответчиком. Учет дополнительных периодов работы при рассмотрении спора в порядке гражданского судопроизводства, ограничивающего пределы рассмотрения спора доводами и основаниями, указанными истцом, и возражениями ответчика, обосновывающего правомерность своего решения, проблематичен. Некоторые суды при указанных обстоятельствах отказывают в удовлетворении требования о досрочном назначении трудовой пенсии по старости <14>, другие идут по пути учета дополнительных периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, и назначения пенсии с момента возникновения у гражданина такого права <15>. В последнем случае возражения пенсионного органа о выходе при таких обстоятельствах за пределы заявленных требований отклоняются судами со ссылкой на разъяснения, изложенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2006 г., 14 июня 2006 г. <16> при ответе на "вопрос 29" о том, что рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность такого решения пенсионного органа, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение пенсии на момент рассмотрения дела судом, при наличии которого указывает в решении на дату возникновения этого права. Также суды мотивируют выход за пределы заявленных требований необходимостью применения правовых последствий ненадлежащего исполнения пенсионным органом обязанностей, возложенных на него при рассмотрении обращений о назначении пенсии, наличием прямой причинно-следственной связи между необоснованным отказом по включению спорных периодов в специальный стаж и правом на назначение пенсии со дня возникновения такого права. Вместе с тем указанные полномочия суда прямо предусмотрены при рассмотрении споров в порядке административного судопроизводства, которое в приведенном примере более эффективно достигает цели защиты пенсионных прав, чем гражданское судопроизводство, применение которого в данном случае возможно лишь с учетом его адаптации с помощью разъяснений высшей судебной инстанции.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Ответ: Право на назначение досрочной трудовой пенсии лицам, работающим в районах Крайнего Севера, установлено подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Ответ: Право на назначение досрочной трудовой пенсии лицам, работающим в районах Крайнего Севера, установлено подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).