Дошкольное обрАзование это
Подборка наиболее важных документов по запросу Дошкольное обрАзование это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие уровни образования существуют в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1.1. Дошкольное общее образование
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1.1. Дошкольное общее образование
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Интересен тот факт, что категория "присмотр и уход" не имеет широкого распространения в законодательной практике стран постсоветского пространства [4, 11], в том числе стран - участниц СНГ, хотя на уровне международных актов имеется Модельный закон о дошкольном образовании (Постановление N 47-9 Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ "О новой редакции Модельного закона "О дошкольном образовании". Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018), в котором подобная терминология используется. Более того, Модельный закон СНГ "О дошкольном образовании" не содержит определения дошкольного образования, указывая лишь, что образовательная деятельность в сфере дошкольного образования - деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. При этом присмотр и уход за детьми определяется как комплекс нескольких взаимосвязанных процессов: организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима дня, реализации образовательной программы дошкольного образования образовательными организациями (учреждениями).
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Интересен тот факт, что категория "присмотр и уход" не имеет широкого распространения в законодательной практике стран постсоветского пространства [4, 11], в том числе стран - участниц СНГ, хотя на уровне международных актов имеется Модельный закон о дошкольном образовании (Постановление N 47-9 Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ "О новой редакции Модельного закона "О дошкольном образовании". Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018), в котором подобная терминология используется. Более того, Модельный закон СНГ "О дошкольном образовании" не содержит определения дошкольного образования, указывая лишь, что образовательная деятельность в сфере дошкольного образования - деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования. При этом присмотр и уход за детьми определяется как комплекс нескольких взаимосвязанных процессов: организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечения соблюдения ими личной гигиены и режима дня, реализации образовательной программы дошкольного образования образовательными организациями (учреждениями).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 64. Дошкольное образование
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 64. Дошкольное образование
Ситуация: Каковы права и обязанности студентов, получающих среднее профессиональное образование или высшее образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Совершеннолетние студенты, получающие среднее профессиональное образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Образование и педагогические науки", и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения допускаются в установленном порядке к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного и начального общего образования. Для этого необходимо предоставить в образовательную организацию требующиеся документы, пройти собеседование и при принятии решения о допуске обучающегося к педагогической деятельности заключить трудовой договор (ч. 3.1, 6 ст. 46 Закона N 273-ФЗ; п. п. 1, 2, 5, 6 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 16.10.2023 N 771).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Совершеннолетние студенты, получающие среднее профессиональное образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Образование и педагогические науки", и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения допускаются в установленном порядке к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного и начального общего образования. Для этого необходимо предоставить в образовательную организацию требующиеся документы, пройти собеседование и при принятии решения о допуске обучающегося к педагогической деятельности заключить трудовой договор (ч. 3.1, 6 ст. 46 Закона N 273-ФЗ; п. п. 1, 2, 5, 6 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 16.10.2023 N 771).
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В связи со сказанным нельзя не добавить, что в 2007 году нормативное закрепление получил также дополнительный механизм, стимулирующий органы местного самоуправления к решению вопросов местного значения в рамках общегосударственной политики. Это инструмент оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (ст. 18.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В рамках его Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года N 607 утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в который вошел такой показатель, как доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет. А в утвержденный в соответствии с этим Указом Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 года N 1317 Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления вошли такие, как доля детей в возрасте от одного года до шести лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет (процентов) и доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений (процентов). Хотя инструмент оценки эффективности не налагает на органы местного самоуправления императивные обязанности, в отличие от регулирования, ставшего предметом рассмотрения в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П, он не отменяет его и недвусмысленным образом стимулирует муниципальные образования к решению вопроса обеспеченности населения учреждениями дошкольного образования. В этом смысле подтверждается та значимость дошкольного образования, о которой говорил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В связи со сказанным нельзя не добавить, что в 2007 году нормативное закрепление получил также дополнительный механизм, стимулирующий органы местного самоуправления к решению вопросов местного значения в рамках общегосударственной политики. Это инструмент оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления (ст. 18.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В рамках его Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года N 607 утвержден Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, в который вошел такой показатель, как доля детей в возрасте от одного года до шести лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет. А в утвержденный в соответствии с этим Указом Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 года N 1317 Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления вошли такие, как доля детей в возрасте от одного года до шести лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте от одного года до шести лет (процентов) и доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений (процентов). Хотя инструмент оценки эффективности не налагает на органы местного самоуправления императивные обязанности, в отличие от регулирования, ставшего предметом рассмотрения в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П, он не отменяет его и недвусмысленным образом стимулирует муниципальные образования к решению вопроса обеспеченности населения учреждениями дошкольного образования. В этом смысле подтверждается та значимость дошкольного образования, о которой говорил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Экстремальные погодные условия обусловливают особенности содержания и эксплуатации зданий образовательных организаций, а также транспортной обеспеченности и организации питания обучающихся. Так, согласно указанной выше Государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" для дошкольных учреждений этой республики характерен высокий износ зданий более чем 30%, а в ряде муниципальных образований фиксируется износ зданий детских садов 65% и более. В подобных условиях реализация образовательных программ дошкольного образования представляется сложным процессом, а в некоторых случаях опасным для здоровья воспитанников. Поэтому распространенной практикой в части дошкольного образования являются семейное образование либо дополнительные образовательные инструменты. Это соответствует тем законодательным трендам закрепления гарантии обеспечения образовательных прав, что продвигаются на федеральном уровне в отношении коренных малочисленных народов (Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Экстремальные погодные условия обусловливают особенности содержания и эксплуатации зданий образовательных организаций, а также транспортной обеспеченности и организации питания обучающихся. Так, согласно указанной выше Государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" для дошкольных учреждений этой республики характерен высокий износ зданий более чем 30%, а в ряде муниципальных образований фиксируется износ зданий детских садов 65% и более. В подобных условиях реализация образовательных программ дошкольного образования представляется сложным процессом, а в некоторых случаях опасным для здоровья воспитанников. Поэтому распространенной практикой в части дошкольного образования являются семейное образование либо дополнительные образовательные инструменты. Это соответствует тем законодательным трендам закрепления гарантии обеспечения образовательных прав, что продвигаются на федеральном уровне в отношении коренных малочисленных народов (Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").
Статья: Он такой один, или Вновь о закупке у единственного поставщика
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Довод о том, что несколько детских садов имеют одинаковые положения о закупке, не свидетельствует о наличии какого-либо нарушения законодательства. Напротив, типизация положений имеет место давно, типовые положения о закупке санкционированы в ст. 2 Закона N 223-ФЗ, это нормально и удобно, тем более что учредитель у всех упоминаемых истцом детских садов (напомним, что истцом было одновременно подано 14 исков к дошкольным учреждениям) один - это муниципальное образование. Учредитель адресует своим подведомственным учреждениям унифицированные правила закупок. То есть типизация условий закупок - это не показатель сговора или антиконкурентного соглашения, а следствие волеизъявления учредителя, оформленного решениями наблюдательных советов в автономных учреждениях. Отметим, что такой подход имеет место и на федеральном, и на региональном уровнях, а также в коммерческом сегменте (все отечественные крупные компании работают по единым положениям) <7>.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Довод о том, что несколько детских садов имеют одинаковые положения о закупке, не свидетельствует о наличии какого-либо нарушения законодательства. Напротив, типизация положений имеет место давно, типовые положения о закупке санкционированы в ст. 2 Закона N 223-ФЗ, это нормально и удобно, тем более что учредитель у всех упоминаемых истцом детских садов (напомним, что истцом было одновременно подано 14 исков к дошкольным учреждениям) один - это муниципальное образование. Учредитель адресует своим подведомственным учреждениям унифицированные правила закупок. То есть типизация условий закупок - это не показатель сговора или антиконкурентного соглашения, а следствие волеизъявления учредителя, оформленного решениями наблюдательных советов в автономных учреждениях. Отметим, что такой подход имеет место и на федеральном, и на региональном уровнях, а также в коммерческом сегменте (все отечественные крупные компании работают по единым положениям) <7>.
Ситуация: Каковы уровни и формы получения общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение дошкольного образования в семейной форме может быть организовано путем создания в образовательной организации семейных дошкольных групп. При этом родители могут использовать положения ФГОС дошкольного образования (п. 13 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373; п. 1.1 Стандарта N 1155).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Получение дошкольного образования в семейной форме может быть организовано путем создания в образовательной организации семейных дошкольных групп. При этом родители могут использовать положения ФГОС дошкольного образования (п. 13 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373; п. 1.1 Стандарта N 1155).
Статья: Конституционно-правовые основы формирования механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования
(Рукавишников С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Представляется, что фундаментом для двух вышеописанных принципов выступает конституционное право на образование, закрепленное ст. 43 Конституции РФ. В то же время на фоне коммерциализации высшего образования, равно как и законодательно подкрепленного общественного мнения, сформировавшего современный подход к образованию как к услуге, назрела проблема конституционного определения сущности образования. Статья 43 гарантирует право на образование, конкретизируя условия его получения и уточняя его уровни. Но Основной Закон не говорит о том, что образование, от дошкольного до высшего, - это не только кузница подготовки профессиональных кадров, но и основа культурного и нравственного развития российского общества, первостепенная возможность воспитания новых поколений в духе патриотизма и сохранения исторической памяти, а также сохранения мира и равного диалога между народами.
(Рукавишников С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Представляется, что фундаментом для двух вышеописанных принципов выступает конституционное право на образование, закрепленное ст. 43 Конституции РФ. В то же время на фоне коммерциализации высшего образования, равно как и законодательно подкрепленного общественного мнения, сформировавшего современный подход к образованию как к услуге, назрела проблема конституционного определения сущности образования. Статья 43 гарантирует право на образование, конкретизируя условия его получения и уточняя его уровни. Но Основной Закон не говорит о том, что образование, от дошкольного до высшего, - это не только кузница подготовки профессиональных кадров, но и основа культурного и нравственного развития российского общества, первостепенная возможность воспитания новых поколений в духе патриотизма и сохранения исторической памяти, а также сохранения мира и равного диалога между народами.
Ситуация: Как организовать семейный детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве семейный детский сад организуется в многодетных семьях (по месту проживания семьи) в качестве структурного подразделения государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - ГОУ). При этом один из родителей (законных представителей) оформляется в ГОУ на работу в соответствии с имеющимся у него образованием на должность воспитателя или помощника воспитателя/младшего воспитателя (п. п. 1.1, 1.2, 2.2 Примерного положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 951-ПП; п. п. 1.2, 1.4, 1.6, 3.1, 3.3 Стандарта, утв. Приказом ДОНМ от 01.04.2022 N 244).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В г. Москве семейный детский сад организуется в многодетных семьях (по месту проживания семьи) в качестве структурного подразделения государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - ГОУ). При этом один из родителей (законных представителей) оформляется в ГОУ на работу в соответствии с имеющимся у него образованием на должность воспитателя или помощника воспитателя/младшего воспитателя (п. п. 1.1, 1.2, 2.2 Примерного положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 951-ПП; п. п. 1.2, 1.4, 1.6, 3.1, 3.3 Стандарта, утв. Приказом ДОНМ от 01.04.2022 N 244).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных образовательных организациях осуществляется субъектами РФ посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат. Так, например, Письмом Минобрнауки от 24.04.2013 N ДЛ-101/08 "О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми" установлено, что указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах ФГОС;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных образовательных организациях осуществляется субъектами РФ посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат. Так, например, Письмом Минобрнауки от 24.04.2013 N ДЛ-101/08 "О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми" установлено, что указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах ФГОС;