Допуска к государственной тайне у руководителя предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Допуска к государственной тайне у руководителя предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.10.2023 по делу N 88-30814/2023 (УИД 48RS0003-01-2022-004416-41)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании незаконным увольнения по специальным (иным) основаниям.
Обстоятельства: Суд не установил, какие обязательства, связанные с защитой государственной тайны, положены в основание прекращения допуска истца к сведениям, составляющим государственную тайну; могли ли заявленные требования быть разрешены судом без исследования и оценки документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, должны ли были быть исследованы нормативные акты и документы, на основании которых ответчик установил факт нарушения истцом режима секретности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Приведенное регулирование вместе с тем не исключает возможности прекращения по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 23 указанного Закона Российской Федерации, что, в свою очередь, не будучи мерой ответственности, является дополнительным основанием для расторжения с должностным лицом или гражданином трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте) (часть вторая той же статьи). Вместе с тем решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд (часть четвертая статьи 23 Закона Российской Федерации "О государственной тайне").
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании незаконным увольнения по специальным (иным) основаниям.
Обстоятельства: Суд не установил, какие обязательства, связанные с защитой государственной тайны, положены в основание прекращения допуска истца к сведениям, составляющим государственную тайну; могли ли заявленные требования быть разрешены судом без исследования и оценки документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, должны ли были быть исследованы нормативные акты и документы, на основании которых ответчик установил факт нарушения истцом режима секретности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Приведенное регулирование вместе с тем не исключает возможности прекращения по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 23 указанного Закона Российской Федерации, что, в свою очередь, не будучи мерой ответственности, является дополнительным основанием для расторжения с должностным лицом или гражданином трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте) (часть вторая той же статьи). Вместе с тем решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд (часть четвертая статьи 23 Закона Российской Федерации "О государственной тайне").
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну;
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)Устно пояснено, что у сотрудника имелась самая простая форма допуска к гостайне, запрета на выезд за пределы РФ у него не было. Согласно внутренним документам организации (имеющим режим секретности) выезд такого работника за границу с целью отдыха был согласован с руководителем предприятия и был им одобрен.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)Устно пояснено, что у сотрудника имелась самая простая форма допуска к гостайне, запрета на выезд за пределы РФ у него не было. Согласно внутренним документам организации (имеющим режим секретности) выезд такого работника за границу с целью отдыха был согласован с руководителем предприятия и был им одобрен.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1
(ред. от 08.08.2024)
"О государственной тайне"Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. В случае вынесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и (или) его территориальным органом заключения о нецелесообразности допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне такому должностному лицу или гражданину отказывается в допуске к государственной тайне. Лицо, в отношении которого принято решение об отказе в допуске к государственной тайне, имеет право обжаловать это решение вышестоящему должностному лицу, в вышестоящую организацию или в суд. В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны), организаций, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, решение об отказе в допуске к государственной тайне, в том числе при наличии заключения, указанного в настоящей части, принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"О государственной тайне"Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. В случае вынесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и (или) его территориальным органом заключения о нецелесообразности допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне такому должностному лицу или гражданину отказывается в допуске к государственной тайне. Лицо, в отношении которого принято решение об отказе в допуске к государственной тайне, имеет право обжаловать это решение вышестоящему должностному лицу, в вышестоящую организацию или в суд. В отношении заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны, мобилизационной подготовки и мобилизации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны), организаций, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, решение об отказе в допуске к государственной тайне, в том числе при наличии заключения, указанного в настоящей части, принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (январь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Абзацем 5 пункта 2 Положения установлено, что лицензирование деятельности предприятий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Абзацем 5 пункта 2 Положения установлено, что лицензирование деятельности предприятий Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия.
Ситуация: Как осуществляется допуск к государственной тайне?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске лица к гостайне.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске лица к гостайне.
Статья: Государственная тайна
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена в случае назначения на должность работника, у которого отсутствует допуск к государственной тайне, если по характеру выполняемых должностных обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну?
(Консультация эксперта, 2024)Доступ должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется только при наличии у него оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне (ч. 1, 3 ст. 25 Закона N 5485-1, п. 3 Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.02.2024 N 132).
(Консультация эксперта, 2024)Доступ должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется только при наличии у него оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне (ч. 1, 3 ст. 25 Закона N 5485-1, п. 3 Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.02.2024 N 132).
Вопрос: Как осуществляется допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
Статья: Оценочные ограничения сингулярного правопреемства в обязательственных правах на стороне кредитора: в поисках критериев
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)<123> Объясняется это тем, что согласно абз. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о несостоятельности должника, руководителем которого является лицо, допущенное к государственной тайне, сам должен иметь допуск к государственной тайне, в противном случае такой управляющий в силу абз. 7 п. 2 той же статьи не будет утвержден судом для ведения процедуры.
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)<123> Объясняется это тем, что согласно абз. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о несостоятельности должника, руководителем которого является лицо, допущенное к государственной тайне, сам должен иметь допуск к государственной тайне, в противном случае такой управляющий в силу абз. 7 п. 2 той же статьи не будет утвержден судом для ведения процедуры.
Статья: Секретные документы: понятие и правила работы с ними
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- принятие решения руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственной власти, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.
Статья: Правовое регулирование в сфере оборонно-промышленного комплекса как элемент системы военного законодательства
(Тарадонов С.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 5)Государство предъявляет особые требования к единоличным исполнительным органам организаций ОПК. Такие требования содержатся в Директиве Правительства Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N 4440п-П7. Например, генеральные директора хозяйственных обществ ОПК должны иметь опыт работы на руководящих должностях в сфере деятельности организации, профильное высшее образование и отсутствие обстоятельств, которые могут по закону быть основанием для отказа в допуске к государственной тайне <30>.
(Тарадонов С.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 5)Государство предъявляет особые требования к единоличным исполнительным органам организаций ОПК. Такие требования содержатся в Директиве Правительства Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N 4440п-П7. Например, генеральные директора хозяйственных обществ ОПК должны иметь опыт работы на руководящих должностях в сфере деятельности организации, профильное высшее образование и отсутствие обстоятельств, которые могут по закону быть основанием для отказа в допуске к государственной тайне <30>.
Статья: Заявление о признании должника банкротом
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязательно в заявлении следует указать сведения об имеющемся у должника имуществе, регистрационные данные должника, номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, а также сведения о счете цифрового рубля должника (при его наличии), адреса банков и иных кредитных организаций, форму допуска к государственной тайне руководителя должника (при наличии), а также перечень прилагаемых документов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязательно в заявлении следует указать сведения об имеющемся у должника имуществе, регистрационные данные должника, номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, а также сведения о счете цифрового рубля должника (при его наличии), адреса банков и иных кредитных организаций, форму допуска к государственной тайне руководителя должника (при наличии), а также перечень прилагаемых документов.