Допуск к егэ
Подборка наиболее важных документов по запросу Допуск к егэ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2024 N 88А-5321/2024 (УИД 07RS0001-02-2023-003402-09)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О признании незаконными акта об удалении участника экзамена, протокола, возложении обязанности допустить к сдаче экзамена в текущем году в дополнительные сроки.
Обстоятельства: Участник был удален с экзамена при отсутствии на это законных оснований.
Решение: Удовлетворено.С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, исходя из правил распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, указав, что применительно к административным делам об оспаривании решений ГЭК субъекта Российской Федерации об удалении обучающихся с экзаменов и (или) аннулировании результатов ЕГЭ в связи с допущенными нарушениями правил прохождения ГИА, выразившимися в наличии у экзаменуемых предметов, нахождение которых при них во время проведения ГИА не допускается, требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предполагают, что доказательствами, представленными административным ответчиком, должно подтверждаться наличие у экзаменуемого запрещенных предметов, указанных в пункте 65 Порядка. Однако достаточных оснований полагать о том, что Ч. было допущено нарушение установленного порядка, оснований не имеется, достоверных доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О признании незаконными акта об удалении участника экзамена, протокола, возложении обязанности допустить к сдаче экзамена в текущем году в дополнительные сроки.
Обстоятельства: Участник был удален с экзамена при отсутствии на это законных оснований.
Решение: Удовлетворено.С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, исходя из правил распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, указав, что применительно к административным делам об оспаривании решений ГЭК субъекта Российской Федерации об удалении обучающихся с экзаменов и (или) аннулировании результатов ЕГЭ в связи с допущенными нарушениями правил прохождения ГИА, выразившимися в наличии у экзаменуемых предметов, нахождение которых при них во время проведения ГИА не допускается, требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предполагают, что доказательствами, представленными административным ответчиком, должно подтверждаться наличие у экзаменуемого запрещенных предметов, указанных в пункте 65 Порядка. Однако достаточных оснований полагать о том, что Ч. было допущено нарушение установленного порядка, оснований не имеется, достоверных доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2024 N 11АП-11803/2024 по делу N А49-10806/2023
Требование: О признании недействительным дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ по муниципальному контракту на выполнение работ.
Решение: Требование удовлетворено.Ответчики указали, что в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, согласно которой по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, поскольку причинами переноса срока выполнения работ по контракту явились погодные условия и проведение в образовательном учреждении Единого государственного экзамена, указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что контракт не мог быть своевременно исполнен по основаниям, предусмотренным частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ.
Требование: О признании недействительным дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ по муниципальному контракту на выполнение работ.
Решение: Требование удовлетворено.Ответчики указали, что в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, согласно которой по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, поскольку причинами переноса срока выполнения работ по контракту явились погодные условия и проведение в образовательном учреждении Единого государственного экзамена, указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что контракт не мог быть своевременно исполнен по основаниям, предусмотренным частью 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок пересдачи ЕГЭ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обучающиеся повторно допускаются к сдаче ЕГЭ в установленных случаях, например в случае неявки на экзамен из-за болезни. В зависимости от основания пересдать ЕГЭ можно в текущем учебном году или в следующем.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обучающиеся повторно допускаются к сдаче ЕГЭ в установленных случаях, например в случае неявки на экзамен из-за болезни. В зависимости от основания пересдать ЕГЭ можно в текущем учебном году или в следующем.
Нормативные акты
Приказ Рособрнадзора от 26.04.2010 N 992
"Об утверждении положений о федеральной экзаменационной комиссии, о федеральной конфликтной комиссии и о федеральных предметных комиссиях"3) рассмотрение и утверждение результатов проведения ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации по каждому общеобразовательному предмету, а также в случаях, установленных Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 57 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 марта 2009 г., регистрационный N 13600), принятие решений об отмене результатов ЕГЭ отдельных участников ЕГЭ и о допуске к повторной сдаче ЕГЭ.
"Об утверждении положений о федеральной экзаменационной комиссии, о федеральной конфликтной комиссии и о федеральных предметных комиссиях"3) рассмотрение и утверждение результатов проведения ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации по каждому общеобразовательному предмету, а также в случаях, установленных Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 57 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 марта 2009 г., регистрационный N 13600), принятие решений об отмене результатов ЕГЭ отдельных участников ЕГЭ и о допуске к повторной сдаче ЕГЭ.
Приказ Минпросвещения России N 233, Рособрнадзора N 552 от 04.04.2023
(ред. от 12.04.2024)
"Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2023 N 73314)Участие в ЕГЭ выпускников прошлых лет в иные сроки проведения ЕГЭ допускается только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, и соответствующего решения ГЭК.
(ред. от 12.04.2024)
"Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2023 N 73314)Участие в ЕГЭ выпускников прошлых лет в иные сроки проведения ЕГЭ допускается только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, и соответствующего решения ГЭК.
Ситуация: Каков порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Но ГИА для детей с ОВЗ по их желанию может проводиться и в форме ОГЭ (по окончании девяти классов) и ЕГЭ (по окончании 11 классов). Также допускается сочетание форм проведения ГИА - ОГЭ и ГВЭ и ЕГЭ и ГВЭ соответственно (п. 11 Порядка N 232/551; п. 11 Порядка N 233/552).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Но ГИА для детей с ОВЗ по их желанию может проводиться и в форме ОГЭ (по окончании девяти классов) и ЕГЭ (по окончании 11 классов). Также допускается сочетание форм проведения ГИА - ОГЭ и ГВЭ и ЕГЭ и ГВЭ соответственно (п. 11 Порядка N 232/551; п. 11 Порядка N 233/552).
Вопрос: Обращения, связанные с вопросами сдачи ЕГЭ в 10-м классе.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)К экзаменам по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X - XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)К экзаменам по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X - XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Г. обратилась в суд с иском к директору школы о выдаче аттестата и взыскании компенсации морального вреда, указывая в обоснование требований, что директор незаконно и необоснованно не допустила Г. к сдаче ЕГЭ и не выдала ей документ об окончании школы, грубо нарушая конституционное право истца на образование. Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что аттестат о среднем общем образовании выдается обучающимся, освоившим основные общеобразовательные программы среднего общего образования в любой форме и прошедшим ГИА; истцом доказательства, свидетельствующие о ее допуске к сдаче экзаменов, а также успешном прохождении ГИА, представлены не были (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05.09.2018 по делу N 33-6710/2018).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Г. обратилась в суд с иском к директору школы о выдаче аттестата и взыскании компенсации морального вреда, указывая в обоснование требований, что директор незаконно и необоснованно не допустила Г. к сдаче ЕГЭ и не выдала ей документ об окончании школы, грубо нарушая конституционное право истца на образование. Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что аттестат о среднем общем образовании выдается обучающимся, освоившим основные общеобразовательные программы среднего общего образования в любой форме и прошедшим ГИА; истцом доказательства, свидетельствующие о ее допуске к сдаче экзаменов, а также успешном прохождении ГИА, представлены не были (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05.09.2018 по делу N 33-6710/2018).
Статья: Предложение по реформированию избирательной системы Российской Федерации
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)2) требуется совершенно иной уровень математической грамотности и правовой культуры избирателей и других участников процесса (например, как в двух словах объяснить рядовому избирателю, почему метод Кондорсе допускает победу кандидата с нулем голосов, т.е. с нулем первых предпочтений)? Если верить результатам ЕГЭ, у большинства российских граждан таких знаний вообще нет.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)2) требуется совершенно иной уровень математической грамотности и правовой культуры избирателей и других участников процесса (например, как в двух словах объяснить рядовому избирателю, почему метод Кондорсе допускает победу кандидата с нулем голосов, т.е. с нулем первых предпочтений)? Если верить результатам ЕГЭ, у большинства российских граждан таких знаний вообще нет.
Ситуация: Какие уровни образования существуют в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Высшее образование по программам бакалавриата можно получить в вузах, перешедших на болонскую (двухуровневую) систему образования. К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Как правило, прием на обучение проводится на основании результатов ГИА в форме ЕГЭ. Студент, получивший диплом бакалавра, вправе работать по профессии или продолжить обучение по программам магистратуры (п. 2 ч. 7 ст. 60, ч. 2, 3 ст. 69, ч. 1 ст. 70 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Высшее образование по программам бакалавриата можно получить в вузах, перешедших на болонскую (двухуровневую) систему образования. К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Как правило, прием на обучение проводится на основании результатов ГИА в форме ЕГЭ. Студент, получивший диплом бакалавра, вправе работать по профессии или продолжить обучение по программам магистратуры (п. 2 ч. 7 ст. 60, ч. 2, 3 ст. 69, ч. 1 ст. 70 Закона N 273-ФЗ).
Статья: Правовое регулирование юридической деятельности
(Сухов Э.В.)
("Юрист", 2024, N 5)Вопрос о количестве таких квалификационных экзаменов должен зависеть от видов и направлений практической юридической деятельности. Например, навыки практической деятельности по уголовным делам имеют свою специфику и отличаются от навыков деятельности по налоговым или трудовым спорам. Только успешная сдача соответствующего квалификационного экзамена является основанием для допуска к практической деятельности по данному направлению.
(Сухов Э.В.)
("Юрист", 2024, N 5)Вопрос о количестве таких квалификационных экзаменов должен зависеть от видов и направлений практической юридической деятельности. Например, навыки практической деятельности по уголовным делам имеют свою специфику и отличаются от навыков деятельности по налоговым или трудовым спорам. Только успешная сдача соответствующего квалификационного экзамена является основанием для допуска к практической деятельности по данному направлению.
Статья: Проблемы развития конституционно-правовой политики Российской Федерации в сфере образования в условиях регионализации
(Соколов А.Ю., Хижняк В.С.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)При получении профессионального образования особое значение придается передаче навыков, идеологическому, политическому образованию и этике (ст. 4 Закона о профессиональном образовании). Организации профессионального образования должны сотрудничать с организациями профессиональной переподготовки (ст. 12). Все эти заведения осуществляют деятельность на благо местной экономики (ст. 23) <39>. Допускается получение профессионального образования на платной основе, и общих стандартов здесь нет.
(Соколов А.Ю., Хижняк В.С.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)При получении профессионального образования особое значение придается передаче навыков, идеологическому, политическому образованию и этике (ст. 4 Закона о профессиональном образовании). Организации профессионального образования должны сотрудничать с организациями профессиональной переподготовки (ст. 12). Все эти заведения осуществляют деятельность на благо местной экономики (ст. 23) <39>. Допускается получение профессионального образования на платной основе, и общих стандартов здесь нет.