Доначисление за коммунальные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Доначисление за коммунальные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС и налог на прибыль организаций, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы минимизации налогообложения при оказании жилищно-коммунальных услуг. Суд признал доначисление незаконным. Суд отметил, что налоговый орган не представил доказательств создания схемы оптимизации налогообложения, подконтрольности деятельности контрагентов должностным лицам общества, равно как и доказательств способности налогоплательщика тем или иным способом влиять на принятие контрагентами решений. Суд указал, что позиция налогового органа построена на предположениях, без документального подтверждения. Было установлено, что общество и его контрагенты имели необходимые трудовые и материальные ресурсы и вели самостоятельную хозяйственную деятельность. Довод инспекции о том, что контрагентов следует рассматривать как структурное подразделение общества, отклонен судом, так как ни один из работников общества не совмещал работу в обществе с работой у контрагентов. Суд указал, что сам по себе факт наличия в штате отдельных подрядчиков бывших сотрудников налогоплательщика не свидетельствует о фиктивности операций и не может служить основанием для отказа в применении освобождения от уплаты НДС на основании подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом привлечение бывших сотрудников общества может быть экономически целесообразным и само по себе не может означать стремление налогоплательщика получить необоснованную налоговую выгоду. Также суд отметил, что в рамках проверки не установлено признаков нелегального вывода денежных средств из оборота налогоплательщика (обналичивания, возврата денежных средств налогоплательщику). Суд пришел к выводу, что создание бизнес-схемы, при которой налогоплательщик осуществляет функции управляющей компании, а работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняют несколько взаимозависимых организаций, находящихся на УСН, не может быть признано нарушением налогового законодательства, поскольку применение наиболее оптимального варианта налогообложения, предусмотренного законодательством, позволяющего получить наибольший экономический эффект от деятельности, не противоречит законодательству.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС и налог на прибыль организаций, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы минимизации налогообложения при оказании жилищно-коммунальных услуг. Суд признал доначисление незаконным. Суд отметил, что налоговый орган не представил доказательств создания схемы оптимизации налогообложения, подконтрольности деятельности контрагентов должностным лицам общества, равно как и доказательств способности налогоплательщика тем или иным способом влиять на принятие контрагентами решений. Суд указал, что позиция налогового органа построена на предположениях, без документального подтверждения. Было установлено, что общество и его контрагенты имели необходимые трудовые и материальные ресурсы и вели самостоятельную хозяйственную деятельность. Довод инспекции о том, что контрагентов следует рассматривать как структурное подразделение общества, отклонен судом, так как ни один из работников общества не совмещал работу в обществе с работой у контрагентов. Суд указал, что сам по себе факт наличия в штате отдельных подрядчиков бывших сотрудников налогоплательщика не свидетельствует о фиктивности операций и не может служить основанием для отказа в применении освобождения от уплаты НДС на основании подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом привлечение бывших сотрудников общества может быть экономически целесообразным и само по себе не может означать стремление налогоплательщика получить необоснованную налоговую выгоду. Также суд отметил, что в рамках проверки не установлено признаков нелегального вывода денежных средств из оборота налогоплательщика (обналичивания, возврата денежных средств налогоплательщику). Суд пришел к выводу, что создание бизнес-схемы, при которой налогоплательщик осуществляет функции управляющей компании, а работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняют несколько взаимозависимых организаций, находящихся на УСН, не может быть признано нарушением налогового законодательства, поскольку применение наиболее оптимального варианта налогообложения, предусмотренного законодательством, позволяющего получить наибольший экономический эффект от деятельности, не противоречит законодательству.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика (поставщика коммунальных услуг), ИФНС необоснованно доначислила НДС, поскольку повышающий коэффициент является штрафной санкцией, соответственно, не подлежит учету при определении налоговой базы по НДС.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика (поставщика коммунальных услуг), ИФНС необоснованно доначислила НДС, поскольку повышающий коэффициент является штрафной санкцией, соответственно, не подлежит учету при определении налоговой базы по НДС.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Врезка в водо- и газопроводы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу пп. "е" п. 35 и п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы. При обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированного подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном указанными Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу пп. "е" п. 35 и п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы. При обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированного подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном указанными Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Статья: Когда стороны могут прибегнуть к сторнированию платежей
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 4)Поэтому суд пришел к выводу о том, что акт несанкционированного подключения, составленный предприятием в одностороннем порядке и без уведомления потребителя (отсутствовала его подпись), не мог служить доказательством несанкционированного подключения потребителя к системе холодного водоснабжения и основанием для доначисления платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения. Иск был отклонен (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.03.2023 N Ф02-361/2023 делу N А10-222/2022).
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 4)Поэтому суд пришел к выводу о том, что акт несанкционированного подключения, составленный предприятием в одностороннем порядке и без уведомления потребителя (отсутствовала его подпись), не мог служить доказательством несанкционированного подключения потребителя к системе холодного водоснабжения и основанием для доначисления платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения. Иск был отклонен (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.03.2023 N Ф02-361/2023 делу N А10-222/2022).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)Руководствуясь изложенным суд пришел к выводу, что исчисление недоимки исходя из одних лишь доходов от реализации товаров предпринимателем без учета расходов, необходимых для осуществления данной деятельности, например, на приобретение товаров, заработную плату персонала, аренду помещений, оплату коммунальных услуг, привело к доначислению гражданину налога в размере, не соответствующем величине действительной обязанности предпринимателя по уплате налога.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)Руководствуясь изложенным суд пришел к выводу, что исчисление недоимки исходя из одних лишь доходов от реализации товаров предпринимателем без учета расходов, необходимых для осуществления данной деятельности, например, на приобретение товаров, заработную плату персонала, аренду помещений, оплату коммунальных услуг, привело к доначислению гражданину налога в размере, не соответствующем величине действительной обязанности предпринимателя по уплате налога.
Ситуация: Когда пересчитывают плату за коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение, отопление и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)О несанкционированном подключении составляется акт, на основании которого потребителю направляется уведомление о необходимости устранения такого подключения и пересчитывается плата за коммунальную услугу. Потребителю доначислят плату за неучтенную коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса. Они рассчитываются как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, до даты его устранения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)О несанкционированном подключении составляется акт, на основании которого потребителю направляется уведомление о необходимости устранения такого подключения и пересчитывается плата за коммунальную услугу. Потребителю доначислят плату за неучтенную коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса. Они рассчитываются как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, до даты его устранения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Статья: Корректировка платы за отопление при смене собственника помещения в МКД
(Линейкина С.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)2) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:
(Линейкина С.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)2) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи:
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)(-) 2. По мнению налогоплательщика (поставщика коммунальных услуг), ИФНС необоснованно доначислила НДС, поскольку повышающий коэффициент является штрафной санкцией, соответственно, не подлежит учету при определении налоговой базы по НДС.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)(-) 2. По мнению налогоплательщика (поставщика коммунальных услуг), ИФНС необоснованно доначислила НДС, поскольку повышающий коэффициент является штрафной санкцией, соответственно, не подлежит учету при определении налоговой базы по НДС.