Должности в органах принудительного исполнения
Подборка наиболее важных документов по запросу Должности в органах принудительного исполнения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отпуск по уходу за ребенком на госслужбе
(КонсультантПлюс, 2025)"...2 марта 2020 года [истец - ред.]... был уведомлен о том, что не соответствует квалификационным требованиям к образованию, необходимым для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации, так как имеет среднее общее образование.
(КонсультантПлюс, 2025)"...2 марта 2020 года [истец - ред.]... был уведомлен о том, что не соответствует квалификационным требованиям к образованию, необходимым для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации, так как имеет среднее общее образование.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Глава 2. ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Глава 2. ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ
Статья: Особенности реализации конституционного принципа равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе при поступлении на службу в органы принудительного исполнения
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Отдельные аспекты правоприменения принципа обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения и создание равных возможностей для продвижения по службе иллюстрирует судебная практика. Так, С. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тамбовской области <12> (далее - УФССП) с требованиями признать незаконным и необоснованным отказ ответчиков в принятии его на службу в органы принудительного исполнения РФ; возложить на них обязанность заключить с ним служебный контракт без условия об испытании для замещения должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов с 9 июня 2020 г.; взыскать с ответчиков в солидарном порядке в его пользу материальный ущерб в виде недополученного дохода (упущенной выгоды) в размере 40 тыс. руб. ежемесячно, с 9 июня 2020 г. по день исполнения решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 млн руб. По мнению истца, отказ в принятии его на службу являлся незаконным и немотивированным, так как его деловые качества соответствуют требованиям, установленным Приказом Федеральной службы судебных приставов России (далее - ФССП) от 17 января 2020 г. N 102 <13>, а именно: С. имеет диплом о высшем образовании, стаж работы в данной системе с 2004 г., награжден медалями за службу II и III степени, является ветераном ФССП, что подтверждено соответствующим удостоверением. Судом первой инстанции было установлено, что УФССП заблаговременно уведомило истца об отнесении с 1 мая 2020 г. в связи с законодательными изменениями служебной деятельности, осуществляемой в системе ФССП России, к государственной службе иных видов и сокращении замещаемой им должности гражданской службы. При этом истцу было разъяснены его право поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ в соответствии с требованиями Федерального закона N 328-ФЗ при условии успешного прохождения профессионального отбора и возможность в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, рассмотреть предлагаемые вакантные должности гражданской службы при их наличии. При отсутствии таковых либо в случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы предполагалось освобождение истца от замещаемой им должности и его увольнение по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <14> (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Отдельные аспекты правоприменения принципа обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах принудительного исполнения и создание равных возможностей для продвижения по службе иллюстрирует судебная практика. Так, С. обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тамбовской области <12> (далее - УФССП) с требованиями признать незаконным и необоснованным отказ ответчиков в принятии его на службу в органы принудительного исполнения РФ; возложить на них обязанность заключить с ним служебный контракт без условия об испытании для замещения должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов с 9 июня 2020 г.; взыскать с ответчиков в солидарном порядке в его пользу материальный ущерб в виде недополученного дохода (упущенной выгоды) в размере 40 тыс. руб. ежемесячно, с 9 июня 2020 г. по день исполнения решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 млн руб. По мнению истца, отказ в принятии его на службу являлся незаконным и немотивированным, так как его деловые качества соответствуют требованиям, установленным Приказом Федеральной службы судебных приставов России (далее - ФССП) от 17 января 2020 г. N 102 <13>, а именно: С. имеет диплом о высшем образовании, стаж работы в данной системе с 2004 г., награжден медалями за службу II и III степени, является ветераном ФССП, что подтверждено соответствующим удостоверением. Судом первой инстанции было установлено, что УФССП заблаговременно уведомило истца об отнесении с 1 мая 2020 г. в связи с законодательными изменениями служебной деятельности, осуществляемой в системе ФССП России, к государственной службе иных видов и сокращении замещаемой им должности гражданской службы. При этом истцу было разъяснены его право поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ в соответствии с требованиями Федерального закона N 328-ФЗ при условии успешного прохождения профессионального отбора и возможность в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, рассмотреть предлагаемые вакантные должности гражданской службы при их наличии. При отсутствии таковых либо в случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы предполагалось освобождение истца от замещаемой им должности и его увольнение по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <14> (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Глава 2. ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ
(ред. от 07.07.2025)
"О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Глава 2. ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ
Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее - дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.
(ред. от 13.12.2024)
"Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее - дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Квалификационные требования к стажу службы в органах принудительного исполнения РФ или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения РФ, установлены Приказом Федеральной службы судебных приставов от 17 января 2020 г. N 102.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Квалификационные требования к стажу службы в органах принудительного исполнения РФ или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения РФ, установлены Приказом Федеральной службы судебных приставов от 17 января 2020 г. N 102.
Статья: Вопросы эффективности судебной системы Российской Федерации
(Станкин А.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 5)<10> Приказ Федеральной службы судебных приставов от 17 января 2020 г. N 102 "Об установлении квалификационных требований к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
(Станкин А.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 5)<10> Приказ Федеральной службы судебных приставов от 17 января 2020 г. N 102 "Об установлении квалификационных требований к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
Статья: Организация воинского учета
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами госвласти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также те, кто проходит службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы и органах принудительного исполнения РФ на должностях рядового и начальствующего состава.
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами госвласти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также те, кто проходит службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы и органах принудительного исполнения РФ на должностях рядового и начальствующего состава.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Указом Президента РФ от 1 января 2020 г. N 1 "О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов" <70> утверждены Перечень должностей высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий, Структура Федеральной службы судебных приставов и Перечень типовых должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Указом Президента РФ от 1 января 2020 г. N 1 "О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов" <70> утверждены Перечень должностей высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий, Структура Федеральной службы судебных приставов и Перечень типовых должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий.
Ситуация: Каков порядок пенсионного обеспечения сотрудников органов принудительного исполнения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения РФ, уволенным со службы после 01.01.2020, засчитываются отдельные дополнительные периоды. К таковым относится, например, период приостановления лицом службы в органах принудительного исполнения РФ в случае замещения им государственной должности РФ (п. 1(5) Постановления Правительства РФ N 941).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения РФ, уволенным со службы после 01.01.2020, засчитываются отдельные дополнительные периоды. К таковым относится, например, период приостановления лицом службы в органах принудительного исполнения РФ в случае замещения им государственной должности РФ (п. 1(5) Постановления Правительства РФ N 941).
Статья: Система государственных наград Российской Федерации: регламентация последних лет
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Включение в наградную систему страны почетного звания "Заслуженный судебный пристав Российской Федерации" также вызывает некоторое недоумение. Во-первых, в рассматриваемый период были пересмотрены нормы Федерального закона "О судебных приставах" <11>, который с 1 января 2020 г. именуется Федеральным законом "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <12>, а сотрудники соответствующего федерального органа исполнительной власти, именовавшиеся судебными приставами, стали именоваться "сотрудники органов принудительного исполнения". Словосочетание "судебный пристав" сохранилось лишь как дополнительное к наименованию должностей сотрудников федерального органа принудительного исполнения, например: директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации, ведущий судебный пристав-исполнитель, младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов. И во-вторых, следует заметить, что ст. 6.7 Федерального закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" не допускает возможности использования слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний в любых иных случаях, кроме наименований соответствующего федерального органа, его подразделений и подведомственных организаций, их должностных лиц, а также профсоюзов и общественных объединений сотрудников органов принудительного исполнения.
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Включение в наградную систему страны почетного звания "Заслуженный судебный пристав Российской Федерации" также вызывает некоторое недоумение. Во-первых, в рассматриваемый период были пересмотрены нормы Федерального закона "О судебных приставах" <11>, который с 1 января 2020 г. именуется Федеральным законом "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <12>, а сотрудники соответствующего федерального органа исполнительной власти, именовавшиеся судебными приставами, стали именоваться "сотрудники органов принудительного исполнения". Словосочетание "судебный пристав" сохранилось лишь как дополнительное к наименованию должностей сотрудников федерального органа принудительного исполнения, например: директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации, ведущий судебный пристав-исполнитель, младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов. И во-вторых, следует заметить, что ст. 6.7 Федерального закона "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" не допускает возможности использования слов "судебный пристав" или "пристав" и образованных на их основе словосочетаний в любых иных случаях, кроме наименований соответствующего федерального органа, его подразделений и подведомственных организаций, их должностных лиц, а также профсоюзов и общественных объединений сотрудников органов принудительного исполнения.
Статья: Полномочия ФССП нуждаются в корректировке
(Ендольцева А.В., Ендольцева Ю.В., Тутынин И.Б.)
("Мировой судья", 2021, N 4)В статье анализируются предложения по корректировке полномочий Федеральной службы судебных приставов. Авторы не согласны с "приватизацией" исполнительного производства, с передачей ряда полномочий судебных приставов частным лицам, с наделением ФССП России полномочиями осуществлять оперативно-разыскную деятельность. Приводятся аргументы по поводу целесообразности передачи функции по исполнению судебных решений о наложении ареста на имущество подозреваемого и обвиняемого, а также временном отстранении его от должности органом принудительного исполнения.
(Ендольцева А.В., Ендольцева Ю.В., Тутынин И.Б.)
("Мировой судья", 2021, N 4)В статье анализируются предложения по корректировке полномочий Федеральной службы судебных приставов. Авторы не согласны с "приватизацией" исполнительного производства, с передачей ряда полномочий судебных приставов частным лицам, с наделением ФССП России полномочиями осуществлять оперативно-разыскную деятельность. Приводятся аргументы по поводу целесообразности передачи функции по исполнению судебных решений о наложении ареста на имущество подозреваемого и обвиняемого, а также временном отстранении его от должности органом принудительного исполнения.