Доходы от концессионной платы
Подборка наиболее важных документов по запросу Доходы от концессионной платы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 174.1 "Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Доначисляя НДС, налоговый орган указал, что общество, применяющее УСН, при оказании потребителям услуг по подаче тепловой энергии (ТЭ) и горячего водоснабжения (теплоснабжения) (ГВС) в рамках концессионного соглашения неправомерно не исчисляло и не уплачивало НДС. Суд, ссылаясь на положения норм п. 13 ст. 40, ст. ст. 154 (п. 1), 161, 168 (п. п. 1, 2, 6), 174.1, 346.11 (п. 2) НК РФ, ст. 424 ГК РФ и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", пришел к выводу, что налогоплательщик обязан предъявить покупателю соответствующую сумму НДС в составе тарифа реализуемых услуг по подаче ТЭ и ГВС, концессионер, применяющий УСН, при совершении в рамках концессионных соглашений операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, должен исчислять НДС. Суд признал обоснованным исчисление НДС с применением расчетной ставки 20/120. Суд отклонил доводы общества о неправомерном доначислении НДС из-за отсутствия у общества статуса плательщика этого налога при применении УСН, а также об установлении тарифа без включения в него суммы НДС, поскольку общество являлось концессионером и в силу прямого указания закона (абз. 2 п. 1 ст. 174.1 НК РФ) должно уплачивать в бюджет НДС, исчисленный с доходов, полученных от деятельности, определенной концессионным соглашением, вне зависимости от применяемого налогового режима.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Доначисляя НДС, налоговый орган указал, что общество, применяющее УСН, при оказании потребителям услуг по подаче тепловой энергии (ТЭ) и горячего водоснабжения (теплоснабжения) (ГВС) в рамках концессионного соглашения неправомерно не исчисляло и не уплачивало НДС. Суд, ссылаясь на положения норм п. 13 ст. 40, ст. ст. 154 (п. 1), 161, 168 (п. п. 1, 2, 6), 174.1, 346.11 (п. 2) НК РФ, ст. 424 ГК РФ и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", пришел к выводу, что налогоплательщик обязан предъявить покупателю соответствующую сумму НДС в составе тарифа реализуемых услуг по подаче ТЭ и ГВС, концессионер, применяющий УСН, при совершении в рамках концессионных соглашений операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, должен исчислять НДС. Суд признал обоснованным исчисление НДС с применением расчетной ставки 20/120. Суд отклонил доводы общества о неправомерном доначислении НДС из-за отсутствия у общества статуса плательщика этого налога при применении УСН, а также об установлении тарифа без включения в него суммы НДС, поскольку общество являлось концессионером и в силу прямого указания закона (абз. 2 п. 1 ст. 174.1 НК РФ) должно уплачивать в бюджет НДС, исчисленный с доходов, полученных от деятельности, определенной концессионным соглашением, вне зависимости от применяемого налогового режима.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договорные механизмы распределения рисков в концессионных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Особые обстоятельства - это перечень событий, возникновение которых не зависит от воли концессионера, которые значительно осложняют или препятствующих дальнейшей реализации проекта, а равно влекут дополнительные расходы и (или) сокращение выручки концессионера. Последствиями возникновения особых обстоятельств являются (во избежание сомнений данные последствия применяются в совокупности): 1) освобождение концессионера от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по концессионному соглашению; 2) выплата концессионеру денежного возмещения (дополнительных расходов, недополученных доходов) и 3) внесение изменений в концессионное соглашение или его расторжение.
(Замескин Л.М.)
("Право и экономика", 2024, N 11)Особые обстоятельства - это перечень событий, возникновение которых не зависит от воли концессионера, которые значительно осложняют или препятствующих дальнейшей реализации проекта, а равно влекут дополнительные расходы и (или) сокращение выручки концессионера. Последствиями возникновения особых обстоятельств являются (во избежание сомнений данные последствия применяются в совокупности): 1) освобождение концессионера от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по концессионному соглашению; 2) выплата концессионеру денежного возмещения (дополнительных расходов, недополученных доходов) и 3) внесение изменений в концессионное соглашение или его расторжение.
Готовое решение: Как рассчитать концессионную плату и определить размер финансового участия концедента
(КонсультантПлюс, 2025)Пример условия концессионного соглашения о концессионной плате, вносимой путем передачи доли доходов от реализации произведенной продукции
(КонсультантПлюс, 2025)Пример условия концессионного соглашения о концессионной плате, вносимой путем передачи доли доходов от реализации произведенной продукции
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"По концессионному же соглашению с ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" объектами соглашения являются объекты системы взимания платы (пункт 1 Основных условий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 1662-р). Судя по всему, эти объекты отличаются от перечисленных в статье 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях"; можно предположить, что это специфическое (sui generis) концессионное соглашение. Доказательством может служить обзор обязательств концессионера, являющегося лицом частного права, и концедента, являющегося лицом публичного права. В силу подпунктов "п", "р" пункта 5 Основных условий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 1662-р, концессионер обязан: осуществлять учет и передачу в установленном концессионным соглашением и законодательством Российской Федерации порядке в доход федерального бюджета средств от сбора платы, полученных в результате деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а также представлять концеденту отчетность, предусмотренную концессионным соглашением; разрабатывать и согласовывать с концедентом регламенты взаимодействия между участниками системы взимания платы.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"По концессионному же соглашению с ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" объектами соглашения являются объекты системы взимания платы (пункт 1 Основных условий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 1662-р). Судя по всему, эти объекты отличаются от перечисленных в статье 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях"; можно предположить, что это специфическое (sui generis) концессионное соглашение. Доказательством может служить обзор обязательств концессионера, являющегося лицом частного права, и концедента, являющегося лицом публичного права. В силу подпунктов "п", "р" пункта 5 Основных условий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 1662-р, концессионер обязан: осуществлять учет и передачу в установленном концессионным соглашением и законодательством Российской Федерации порядке в доход федерального бюджета средств от сбора платы, полученных в результате деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а также представлять концеденту отчетность, предусмотренную концессионным соглашением; разрабатывать и согласовывать с концедентом регламенты взаимодействия между участниками системы взимания платы.
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расчеты по доходам от собственности (счет 0 205 20 000)
(КонсультантПлюс, 2025)счет 0 205 2К 000 "Расчеты по доходам от концессионной платы" - автономные учреждения этот счет не применяют;
(КонсультантПлюс, 2025)счет 0 205 2К 000 "Расчеты по доходам от концессионной платы" - автономные учреждения этот счет не применяют;
Статья: Проблемы государственного управления экономикой в современных условиях
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Отрицательный результат с точки зрения оптимизации бюджетных расходов продемонстрировал способ инвестирования государственных доходов через концессионные соглашения. Например, по данным Счетной палаты РФ, заключение концессионных соглашений в сфере дорожного хозяйства не только не помогло оптимизировать бюджетные расходы, но и привело к дополнительным расходам бюджета в размере 5,6 млрд рублей. В частности, это происходит из-за нарушений в расчете предельного размера платы, которая может оставаться у концессионера <3>. С учетом сформировавшейся практики инвестиционной деятельности складывается ситуация, при которой концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства подменяют государственные закупки, что приводит к скрытым финансовым рискам для бюджетной системы.
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2021, N 2)Отрицательный результат с точки зрения оптимизации бюджетных расходов продемонстрировал способ инвестирования государственных доходов через концессионные соглашения. Например, по данным Счетной палаты РФ, заключение концессионных соглашений в сфере дорожного хозяйства не только не помогло оптимизировать бюджетные расходы, но и привело к дополнительным расходам бюджета в размере 5,6 млрд рублей. В частности, это происходит из-за нарушений в расчете предельного размера платы, которая может оставаться у концессионера <3>. С учетом сформировавшейся практики инвестиционной деятельности складывается ситуация, при которой концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства подменяют государственные закупки, что приводит к скрытым финансовым рискам для бюджетной системы.
Готовое решение: Как применять СГС "Концессионные соглашения"
(КонсультантПлюс, 2025)величину доходов от концессионной платы, признанных концедентом в отчетном периоде;
(КонсультантПлюс, 2025)величину доходов от концессионной платы, признанных концедентом в отчетном периоде;
Вопрос: О вычете сумм НДС, уплаченных концессионером - налоговым агентом при перечислении в I квартале 2024 г. концеденту концессионной платы, учитываемой концессионером равномерно в течение пяти лет.
(Письмо Минфина России от 22.05.2024 N 03-07-11/47080)Однако включать концессионную плату в расходы организация планирует в течение следующих пяти лет (2025 г. - 2029 г.) согласно поступлениям, предусмотренным в тарифе (с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов), и положениям учетной политики, принятой в организации.
(Письмо Минфина России от 22.05.2024 N 03-07-11/47080)Однако включать концессионную плату в расходы организация планирует в течение следующих пяти лет (2025 г. - 2029 г.) согласно поступлениям, предусмотренным в тарифе (с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов), и положениям учетной политики, принятой в организации.
Вопрос: Каков порядок отражения платы концедента в налоговом учете концессионера?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)При этом денежные средства, полученные от концедента по концессионному соглашению, а также денежные средства, полученные от публичного партнера по соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве, признаются во внереализационных доходах в порядке, предусмотренном п. 4.1 ст. 271 НК РФ для учета субсидий.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)При этом денежные средства, полученные от концедента по концессионному соглашению, а также денежные средства, полученные от публичного партнера по соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве, признаются во внереализационных доходах в порядке, предусмотренном п. 4.1 ст. 271 НК РФ для учета субсидий.
Готовое решение: Как создают, реорганизуют и ликвидируют госкомпании
(КонсультантПлюс, 2025)доходов от деятельности госкомпании по доверительному управлению ее автодорогами. Исключение - плата за проезд по ним транспортных средств. Эти деньги остаются в распоряжении концессионера по концессионному соглашению, полномочия концедента по которому осуществляет госкомпания;
(КонсультантПлюс, 2025)доходов от деятельности госкомпании по доверительному управлению ее автодорогами. Исключение - плата за проезд по ним транспортных средств. Эти деньги остаются в распоряжении концессионера по концессионному соглашению, полномочия концедента по которому осуществляет госкомпания;
Готовое решение: Возмещение НДС при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)вы платите НДС в соответствии со ст. 174.1 НК РФ, например являетесь участником договора простого товарищества и ведете общие дела (п. 2 ст. 173, п. 3 ст. 174.1 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)вы платите НДС в соответствии со ст. 174.1 НК РФ, например являетесь участником договора простого товарищества и ведете общие дела (п. 2 ст. 173, п. 3 ст. 174.1 НК РФ).
Вопрос: О вопросах, касающихся предоставления субсидий юрлицу (ИП) - стороне концессионного соглашения, внесения изменений в сводную бюджетную роспись, применения концессионером законодательства о закупках.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-13-08/47570)891 "Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющимся стороной концессионных соглашений, на финансирование капитального гранта, платы концедента";
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-13-08/47570)891 "Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющимся стороной концессионных соглашений, на финансирование капитального гранта, платы концедента";
Статья: Публичные закупки и государственно-частное партнерство как способы удовлетворения публичных нужд: проблемы конкуренции
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Федеральная антимонопольная служба России последовательно отстаивает идею о недопустимости осуществления выплат в пользу частного партнера (концессионера) в размере, равном расходам на создание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве (концессионного соглашения) <25>. Такой вывод может вытекать из совокупности следующих положений: 1) концедент вправе компенсировать концессионеру только часть расходов на создание объекта; 2) концессионер обязан осуществлять эксплуатацию, а доходы от нее по общему правилу поступают в его собственность (ч. 1, 7 и 13 ст. 3 Закона "О концессиях"). В свою очередь, соответствующая разница должна быть возмещена за счет доходов от деятельности, связанной с эксплуатацией объекта концессионного соглашения, т.е. за счет третьих лиц, вносящих плату за пользование объектом соглашения.
(Винницкий А.В., Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Федеральная антимонопольная служба России последовательно отстаивает идею о недопустимости осуществления выплат в пользу частного партнера (концессионера) в размере, равном расходам на создание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве (концессионного соглашения) <25>. Такой вывод может вытекать из совокупности следующих положений: 1) концедент вправе компенсировать концессионеру только часть расходов на создание объекта; 2) концессионер обязан осуществлять эксплуатацию, а доходы от нее по общему правилу поступают в его собственность (ч. 1, 7 и 13 ст. 3 Закона "О концессиях"). В свою очередь, соответствующая разница должна быть возмещена за счет доходов от деятельности, связанной с эксплуатацией объекта концессионного соглашения, т.е. за счет третьих лиц, вносящих плату за пользование объектом соглашения.
Вопрос: Каков порядок бухгалтерского и налогового учета паушального платежа у пользователя и правообладателя по договору франчайзинга?
(Консультация эксперта, 2025)Для целей налогообложения передача права использования комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Для целей налогообложения передача права использования комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ).