Договор перевозки в прямом смешанном сообщении
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор перевозки в прямом смешанном сообщении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое прямые смешанные перевозки и единый транспортный документ (ЕТД)
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какова ответственность по договору перевозки в прямом смешанном сообщении
(КонсультантПлюс, 2025)3. Какова ответственность по договору перевозки в прямом смешанном сообщении
Статья: О возможности понуждения к заключению соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении
(Муратова А.Р.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Принятие Закона - долгожданное событие, устанавливающее "правовые основы осуществления перевозок пассажиров и грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу и обеспечивающее системное регулирование отношений между транспортными организациями в части упорядочивания их взаимодействия для своевременного и качественного удовлетворения потребностей физических, юридических лиц и государства в перевозках в прямом смешанном сообщении, создания условий для развития экономики и обеспечения единого экономического пространства на территории страны" <5>. Данным нормативным правовым актом регламентируются основные вопросы, связанные с государственным регулированием деятельности в области рассматриваемых перевозок (ст. 3), с процессом их осуществления (ст. 4), с заключением и оформлением договора перевозки в прямом смешанном сообщении (ст. 7); с ответственностью за причинение вреда пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю (ст. 9).
(Муратова А.Р.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Принятие Закона - долгожданное событие, устанавливающее "правовые основы осуществления перевозок пассажиров и грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу и обеспечивающее системное регулирование отношений между транспортными организациями в части упорядочивания их взаимодействия для своевременного и качественного удовлетворения потребностей физических, юридических лиц и государства в перевозках в прямом смешанном сообщении, создания условий для развития экономики и обеспечения единого экономического пространства на территории страны" <5>. Данным нормативным правовым актом регламентируются основные вопросы, связанные с государственным регулированием деятельности в области рассматриваемых перевозок (ст. 3), с процессом их осуществления (ст. 4), с заключением и оформлением договора перевозки в прямом смешанном сообщении (ст. 7); с ответственностью за причинение вреда пассажиру, грузоотправителю, грузополучателю (ст. 9).
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.08.2024 N 288-ФЗ
"О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 3. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении
"О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 3. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении
Справочная информация: "Обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный федеральными законами"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Споры, вытекающие из договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Споры, вытекающие из договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении
Готовое решение: Как грузоотправителю предъявить претензию к перевозчику о возмещении ущерба
(КонсультантПлюс, 2025)При перевозках в прямом смешанном сообщении направьте претензию по адресу перевозчика, заключившего договор такой перевозки (ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Закона о прямых смешанных перевозках).
(КонсультантПлюс, 2025)При перевозках в прямом смешанном сообщении направьте претензию по адресу перевозчика, заключившего договор такой перевозки (ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Закона о прямых смешанных перевозках).
Статья: Классификация договоров как основа совершенствования гражданско-правового регулирования пассажирских перевозок
(Микрюкова Г.А.)
("Право и экономика", 2023, N 10)В настоящее время возросло значение еще одного вида пассажирских перевозок и соответствующих им договоров - перевозок в прямом смешанном сообщении (комбинированных перевозок), предполагающих осуществление перемещений пассажиров и багажа различными видами транспорта по единому проездному документу. Несмотря на отсутствие на сегодняшний день специального закона о таких перевозках, призванного согласно ст. 788 ГК РФ урегулировать порядок их организации и взаимоотношения задействованных в них перевозчиков, прямое смешанное сообщение в сфере пассажирского транспорта стремительно развивается, причем как на дальние, так и на ближние расстояния. Комбинированные (или, как еще их называют транспортники, мультимодальные) перевозки успешно внедрены по маршрутам следования на основные курорты страны и иные точки туристического притяжения (Сочи, Крым, Приэльбрусье, Домбай, Архыз, Шерегеш, Светлогорск, Морское, Янтарный и др.), а также в регионах с недостаточно развитой сетью общественного транспорта (Калмыкия, Вологодская область и др.) <12>. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении должен гарантировать пассажиру составление оптимального маршрута поездки, минимизировать время ожидания стыковки сообщений, обеспечить поддержку в посадке в транспортное средство и размещении багажа в местах пересадок. Для достижения этой цели договорам между перевозчиками об организации прямого смешанного сообщения надлежит быть тщательно продуманными не только для решения организационных и имущественных вопросов взаимодействия, но и с точки зрения распределения обязанностей по обслуживанию пассажиров и последствий их ненадлежащего исполнения. В свою очередь, в унифицированном законодательном акте о статусе пассажира должны найти отражение специальные правила о порядке и процедурах осуществления и защиты гражданами своих пассажирских прав.
(Микрюкова Г.А.)
("Право и экономика", 2023, N 10)В настоящее время возросло значение еще одного вида пассажирских перевозок и соответствующих им договоров - перевозок в прямом смешанном сообщении (комбинированных перевозок), предполагающих осуществление перемещений пассажиров и багажа различными видами транспорта по единому проездному документу. Несмотря на отсутствие на сегодняшний день специального закона о таких перевозках, призванного согласно ст. 788 ГК РФ урегулировать порядок их организации и взаимоотношения задействованных в них перевозчиков, прямое смешанное сообщение в сфере пассажирского транспорта стремительно развивается, причем как на дальние, так и на ближние расстояния. Комбинированные (или, как еще их называют транспортники, мультимодальные) перевозки успешно внедрены по маршрутам следования на основные курорты страны и иные точки туристического притяжения (Сочи, Крым, Приэльбрусье, Домбай, Архыз, Шерегеш, Светлогорск, Морское, Янтарный и др.), а также в регионах с недостаточно развитой сетью общественного транспорта (Калмыкия, Вологодская область и др.) <12>. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении должен гарантировать пассажиру составление оптимального маршрута поездки, минимизировать время ожидания стыковки сообщений, обеспечить поддержку в посадке в транспортное средство и размещении багажа в местах пересадок. Для достижения этой цели договорам между перевозчиками об организации прямого смешанного сообщения надлежит быть тщательно продуманными не только для решения организационных и имущественных вопросов взаимодействия, но и с точки зрения распределения обязанностей по обслуживанию пассажиров и последствий их ненадлежащего исполнения. В свою очередь, в унифицированном законодательном акте о статусе пассажира должны найти отражение специальные правила о порядке и процедурах осуществления и защиты гражданами своих пассажирских прав.
Путеводитель по сделкам. Перевозка груза. Общая информация2.1. Заключение договора перевозки в прямом смешанном сообщении (перевозка разными видами транспорта) подтверждается единым транспортным документом <**> (ст. 788 ГК РФ, ч. 6 ст. 3 Закона о прямых смешанных перевозках).
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)<4> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4. С. 95; Морозов С.Ю. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении // Юрист. 2005. N 8. С. 17 - 23. До 23 марта 2018 г. на территории РФ с ограничениями действовали Правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в аэропорты в РСФСР, утвержденные МГА СССР и Минавтотрансом РСФСР 23 июля 1973 г. Приказом Минтранса России от 23 марта 2018 г. N 113 они признаны утратившими силу.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)<4> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4. С. 95; Морозов С.Ю. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении // Юрист. 2005. N 8. С. 17 - 23. До 23 марта 2018 г. на территории РФ с ограничениями действовали Правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом в аэропорты в РСФСР, утвержденные МГА СССР и Минавтотрансом РСФСР 23 июля 1973 г. Приказом Минтранса России от 23 марта 2018 г. N 113 они признаны утратившими силу.
Статья: О взаимоотношениях и ответственности лиц, исполняющих перевозку в прямом смешанном сообщении
(Романов О.Е.)
("Юрист", 2023, N 8)Наконец, ответственность соперевозчиков по всем общим обязательствам - как возникшим из договоров, так и внедоговорным - допустимо признать солидарной (п. 2 ст. 1047 ГК РФ), в связи с чем можно было бы считать, что и после прекращения договора об организации прямых смешанных перевозок ответственность по неисполненным договорам перевозки в прямом смешанном сообщении должна строиться на началах солидарности (п. 2 ст. 1050 ГК РФ), а перевозчик, вышедший из обязательства об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, - если договорное обязательство при этом не прекратилось, - должен отвечать перед третьими лицами по обязательствам, возникшим за время его участия в договоре, так, как если бы он остался участвовать в обязательстве (ст. 1053 ГК РФ).
(Романов О.Е.)
("Юрист", 2023, N 8)Наконец, ответственность соперевозчиков по всем общим обязательствам - как возникшим из договоров, так и внедоговорным - допустимо признать солидарной (п. 2 ст. 1047 ГК РФ), в связи с чем можно было бы считать, что и после прекращения договора об организации прямых смешанных перевозок ответственность по неисполненным договорам перевозки в прямом смешанном сообщении должна строиться на началах солидарности (п. 2 ст. 1050 ГК РФ), а перевозчик, вышедший из обязательства об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, - если договорное обязательство при этом не прекратилось, - должен отвечать перед третьими лицами по обязательствам, возникшим за время его участия в договоре, так, как если бы он остался участвовать в обязательстве (ст. 1053 ГК РФ).
Статья: Судебно-арбитражная практика в области транзитных правоотношений: создание оборотного цифрового документа
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Новеллой в отечественном правовом пространстве стал утвержденный Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 288-ФЗ "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8> (далее - Федеральный закон N 288-ФЗ). Нормативный правовой акт устанавливает правовые основания организации смешанных перевозок пассажиров, багажа, ручной клади и грузов с использованием разных видов транспорта по единому транспортному документу. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 288-ФЗ сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении (далее - соглашение об организации перевозок) являются операторы транспортной инфраструктуры, перевозчики, экспедиторы и иные участники перевозочного процесса. Федеральный закон N 288-ФЗ устанавливает широкий перечень существенных условий соглашения об организации перевозок, что подтверждает сложность договорной модели. В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 288-ФЗ перевозчик, заключивший соглашение об организации перевозок, может стать стороной в договоре перевозки в прямом смешанном сообщении. Таким образом, правоотношения разделяются на два уровня, один из которых позволяет поддерживать стабильное взаимодействие перевозчиков, экспедиторов и операторов транспортной инфраструктуры, другой - создает правовые основания взаимодействия перевозчиков с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями.
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Новеллой в отечественном правовом пространстве стал утвержденный Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 288-ФЗ "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8> (далее - Федеральный закон N 288-ФЗ). Нормативный правовой акт устанавливает правовые основания организации смешанных перевозок пассажиров, багажа, ручной клади и грузов с использованием разных видов транспорта по единому транспортному документу. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 288-ФЗ сторонами соглашения об организации перевозок в прямом смешанном сообщении (далее - соглашение об организации перевозок) являются операторы транспортной инфраструктуры, перевозчики, экспедиторы и иные участники перевозочного процесса. Федеральный закон N 288-ФЗ устанавливает широкий перечень существенных условий соглашения об организации перевозок, что подтверждает сложность договорной модели. В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 288-ФЗ перевозчик, заключивший соглашение об организации перевозок, может стать стороной в договоре перевозки в прямом смешанном сообщении. Таким образом, правоотношения разделяются на два уровня, один из которых позволяет поддерживать стабильное взаимодействие перевозчиков, экспедиторов и операторов транспортной инфраструктуры, другой - создает правовые основания взаимодействия перевозчиков с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями.
Статья: Заключение, изменение и исполнение узлового соглашения
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2023, N 4)Обратим внимание на справедливое высказывание С.Ю. Морозова о том, что "многие проблемы в практической деятельности юристов на рынке транспортных услуг сопряжены с различным толкованием тех или иных понятий" <18>. Как считает О.В. Карпеев, "передача груза осуществляется на основании договора перевозки в прямом смешанном сообщении, перевалка - на основании договора перевалки. В свою очередь, узловое соглашение направлено на систематическую организацию исполнения договоров перевозки груза в прямом смешанном сообщении и договоров на перевалку груза между перевозчиками, исполняющими договор перевозки в прямом смешанном сообщении, и предприятиями, осуществляющими перевалку груза" <19>.
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2023, N 4)Обратим внимание на справедливое высказывание С.Ю. Морозова о том, что "многие проблемы в практической деятельности юристов на рынке транспортных услуг сопряжены с различным толкованием тех или иных понятий" <18>. Как считает О.В. Карпеев, "передача груза осуществляется на основании договора перевозки в прямом смешанном сообщении, перевалка - на основании договора перевалки. В свою очередь, узловое соглашение направлено на систематическую организацию исполнения договоров перевозки груза в прямом смешанном сообщении и договоров на перевалку груза между перевозчиками, исполняющими договор перевозки в прямом смешанном сообщении, и предприятиями, осуществляющими перевалку груза" <19>.
Статья: ЕТД-2025: новая обязательная первичка для бухгалтера. Когда и как ее применять?
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)Единый транспортный документ (ЕТД) оформляется при заключении договора перевозки в прямом смешанном сообщении (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.08.2024 N 288-ФЗ "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон N 288-ФЗ).
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 36)Единый транспортный документ (ЕТД) оформляется при заключении договора перевозки в прямом смешанном сообщении (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.08.2024 N 288-ФЗ "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон N 288-ФЗ).
Статья: Правовая природа и ответственность сторон узлового соглашения
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2023, N 3)В силу выдвигаемой нами теории о расширении практического применения узлового соглашения не только в договорах перевозки груза в прямом смешанном сообщении, но и в рамках всех перевозок, стоит рассматривать претензионный порядок урегулирования споров по каждому нормативному акту, относящемуся к тому или иному виду транспорта.
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2023, N 3)В силу выдвигаемой нами теории о расширении практического применения узлового соглашения не только в договорах перевозки груза в прямом смешанном сообщении, но и в рамках всех перевозок, стоит рассматривать претензионный порядок урегулирования споров по каждому нормативному акту, относящемуся к тому или иному виду транспорта.