Договор о финансировании омс
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор о финансировании омс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ"Законодательством Российской Федерации об ОМС предусмотрено финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по программе ОМС, из федерального и территориального фондов ОМС (которые в свою очередь имеют одним из источников финансирования средства федерального бюджета) путем заключения предусмотренных статьями 36 и 39 Закона об ОМС договоров. Договор заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, в том числе и средств федерального бюджета, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС (пункт 1 статьи 39 Закона об ОМС).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 266.1 "Объекты государственного (муниципального) финансового контроля" БК РФ"Законодательством Российской Федерации об ОМС предусмотрено финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по программе ОМС, из федерального и территориального фондов ОМС (которые в свою очередь имеют одним из источников финансирования средства федерального бюджета) путем заключения предусмотренных статьями 36 и 39 Закона об ОМС договоров. Договор заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, в том числе и средств федерального бюджета, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС (пункт 1 статьи 39 Закона об ОМС).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надбавки к коэффициентам риска (Указание Банка России от 16.12.2024 N 6960-У)
("Официальный сайт Банка России", 2025)Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с абзацем третьим в расшифровке кода актива 8003.i Перечня в приложении 7 к кредитным требованиям и требованиям по получению начисленных (накопленных) процентов по Кредитам (займам), предоставленным юридическим лицам в рублях на финансирование операций на рынке недвижимости, не относятся требования по кредитам (займам), предоставленным на финансирование строительства Объектов недвижимого имущества по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающему последующую передачу указанным лицам Объектов недвижимого имущества, в том числе в части, совпадающей с предметной областью регулирования Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
("Официальный сайт Банка России", 2025)Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с абзацем третьим в расшифровке кода актива 8003.i Перечня в приложении 7 к кредитным требованиям и требованиям по получению начисленных (накопленных) процентов по Кредитам (займам), предоставленным юридическим лицам в рублях на финансирование операций на рынке недвижимости, не относятся требования по кредитам (займам), предоставленным на финансирование строительства Объектов недвижимого имущества по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием и предусматривающему последующую передачу указанным лицам Объектов недвижимого имущества, в том числе в части, совпадающей с предметной областью регулирования Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение или задолженность по контракту, если он заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Суд поддержал доводы апелляционной инстанции, которая установила, что заказчик является органом местного самоуправления, финансируемым за счет средств бюджета. Работы выполнялись для нужд муниципального образования. Исходя из предмета договора, заказчик должен был провести конкурс на основании положений Закона N 44-ФЗ, что не было сделано. Таким образом, договор противоречит требованиям законодательства и в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ является ничтожным.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение или задолженность по контракту, если он заключен с нарушением Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Суд поддержал доводы апелляционной инстанции, которая установила, что заказчик является органом местного самоуправления, финансируемым за счет средств бюджета. Работы выполнялись для нужд муниципального образования. Исходя из предмета договора, заказчик должен был провести конкурс на основании положений Закона N 44-ФЗ, что не было сделано. Таким образом, договор противоречит требованиям законодательства и в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ является ничтожным.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Законодательством Российской Федерации об ОМС предусмотрено финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по программе ОМС, из федерального и территориального фондов ОМС (которые в свою очередь имеют одним из источников финансирования средства федерального бюджета) путем заключения предусмотренных статьями 37 и 39 Закона об ОМС договоров. Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, в том числе и средств федерального бюджета, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС (часть 1 статьи 39 Закона об ОМС).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Законодательством Российской Федерации об ОМС предусмотрено финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по программе ОМС, из федерального и территориального фондов ОМС (которые в свою очередь имеют одним из источников финансирования средства федерального бюджета) путем заключения предусмотренных статьями 37 и 39 Закона об ОМС договоров. Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы ОМС и которым решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств ОМС, в том числе и средств федерального бюджета, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы ОМС (часть 1 статьи 39 Закона об ОМС).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Вступившим в законную силу решением суда было удовлетворено исковое заявление прокурора в интересах А. к органу местного самоуправления и уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - министерство) о финансировании и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений; на министерство возложена обязанность произвести финансирование для приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для А., включенной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)Вступившим в законную силу решением суда было удовлетворено исковое заявление прокурора в интересах А. к органу местного самоуправления и уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - министерство) о финансировании и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений; на министерство возложена обязанность произвести финансирование для приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для А., включенной в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Вопрос: О страховых взносах, в том числе с применением дополнительного тарифа на ОПС, со стоимости питания, предоставляемого организацией работникам на безвозмездной основе.
(Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 03-15-06/100754)Таким образом, если предоставление бесплатного питания работникам не установлено законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, а производится на основании коллективного договора или иного локального акта организации, то расходы на оплату такого питания, независимо от источника финансирования, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке с учетом применяемого организацией единого тарифа страховых взносов и дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как выплата в натуральной форме, производимая в рамках трудовых отношений.
(Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 03-15-06/100754)Таким образом, если предоставление бесплатного питания работникам не установлено законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, а производится на основании коллективного договора или иного локального акта организации, то расходы на оплату такого питания, независимо от источника финансирования, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке с учетом применяемого организацией единого тарифа страховых взносов и дополнительного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как выплата в натуральной форме, производимая в рамках трудовых отношений.
Статья: Индексация заработной платы: право или обязанность?
(Думнова К.В., Кулагина А.В., Прожерина К.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)При этом стоит отметить, что порядок и механизм индексации являются дискреционным полномочием работодателя. Иными словами, он обязан проводить индексацию, но свободен в выборе формы ее проведения. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством, а работодатели, не получающие бюджетного финансирования, - в порядке, зафиксированном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
(Думнова К.В., Кулагина А.В., Прожерина К.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)При этом стоит отметить, что порядок и механизм индексации являются дискреционным полномочием работодателя. Иными словами, он обязан проводить индексацию, но свободен в выборе формы ее проведения. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством, а работодатели, не получающие бюджетного финансирования, - в порядке, зафиксированном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья: Комплексное развитие территорий населенных пунктов: правовые механизмы реализации
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Значимые изменения коснулись и полномочий органов управления, принимающих решение о КРТ и заключающих соответствующий договор. По ранее действовавшим нормам решение выносилось и договор заключался органами местного самоуправления, и лишь в случаи комплексного освоения территорий договор мог заключаться и с исполнительными органами государственной власти, но при этом их полномочия и полномочия органов местного самоуправления не разграничивались. По действующим нормам решение о КРТ принимается и соответствующий договор заключается с органами управления, полномочия которых разграничиваются, например, с учетом таких критериев, как источник финансирования проекта или статус юридического лица, реализующего решение, либо форма собственности на объекты недвижимости, расположенные в границах такой территории. Решения могут приниматься как Российской Федерацией, так и субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями (ст. 66 ГрК РФ).
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Значимые изменения коснулись и полномочий органов управления, принимающих решение о КРТ и заключающих соответствующий договор. По ранее действовавшим нормам решение выносилось и договор заключался органами местного самоуправления, и лишь в случаи комплексного освоения территорий договор мог заключаться и с исполнительными органами государственной власти, но при этом их полномочия и полномочия органов местного самоуправления не разграничивались. По действующим нормам решение о КРТ принимается и соответствующий договор заключается с органами управления, полномочия которых разграничиваются, например, с учетом таких критериев, как источник финансирования проекта или статус юридического лица, реализующего решение, либо форма собственности на объекты недвижимости, расположенные в границах такой территории. Решения могут приниматься как Российской Федерацией, так и субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями (ст. 66 ГрК РФ).
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> См.: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2023 г. N А27-13906/2022. (Территориальным фондом ОМС выявлен факт нарушения страховой медицинской организацией условий договора о финансовом обеспечении ОМС - непредъявление регрессных исков по 43 случаям оказания некачественной медицинской помощи, повлекшим причинение вреда здоровью застрахованных лиц. Фондом принято решение об уменьшении финансирования расходов страховщика на сумму около 2 млн руб. По иску страховой медицинской организации данное решение Фонда было отменено, поскольку страховщик не имел достаточной информации для предъявления регрессных исков к причинителям вреда.)
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<3> См.: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2023 г. N А27-13906/2022. (Территориальным фондом ОМС выявлен факт нарушения страховой медицинской организацией условий договора о финансовом обеспечении ОМС - непредъявление регрессных исков по 43 случаям оказания некачественной медицинской помощи, повлекшим причинение вреда здоровью застрахованных лиц. Фондом принято решение об уменьшении финансирования расходов страховщика на сумму около 2 млн руб. По иску страховой медицинской организации данное решение Фонда было отменено, поскольку страховщик не имел достаточной информации для предъявления регрессных исков к причинителям вреда.)
Вопрос: Каковы особенности индексации и повышения зарплаты директору, генеральному директору?
(Консультация эксперта, 2025)Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Работодатели, не относящиеся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, ЛНА (ст. 134 ТК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Работодатели, не относящиеся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, ЛНА (ст. 134 ТК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. В ч. 2 комментируемой статьи говорится об особенностях государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 г. и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора. (Внебюджетные источники финансирования - это дополнительные источники поступления денежных средств, получаемые вне бюджета. К ним относятся доходы: от предпринимательской деятельности, аренды имущества, доходность от ценных бумаг, добровольные пожертвования и т.д.).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. В ч. 2 комментируемой статьи говорится об особенностях государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 г. и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора. (Внебюджетные источники финансирования - это дополнительные источники поступления денежных средств, получаемые вне бюджета. К ним относятся доходы: от предпринимательской деятельности, аренды имущества, доходность от ценных бумаг, добровольные пожертвования и т.д.).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В часть 2 комментируемой статьи вошли положения ст. 24.2 "Особенности государственной регистрации права собственности на отдельные объекты недвижимого имущества" Закона 1997 г. о регистрации, которыми устанавливалось, что государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 г. и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В часть 2 комментируемой статьи вошли положения ст. 24.2 "Особенности государственной регистрации права собственности на отдельные объекты недвижимого имущества" Закона 1997 г. о регистрации, которыми устанавливалось, что государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 г. и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Статья: Анализ договора на криоконсервацию как метод рассмотрения правового статуса эмбриона в России
(Ямшанова А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В Порядке использования ВРТ указано, что хранение криоконсервированных эмбрионов может осуществляться и за счет личных средств пациентов, и за счет иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, однако, в отличие от криоконсервации, оно не финансируется за счет программы ОМС, а указания на иные источники финансирования в законе на данный момент отсутствуют. Возможно, это связано с тем, что российским законодательством не определены ни минимальные, ни максимальные сроки хранения криоконсервированных эмбрионов. В случае отсутствия в договоре указания на сроки является допустимым применять положения статьи 889 Гражданского кодекса РФ, означающие, что медицинская организация будет обязана хранить эмбрионы до востребования, однако часто стороны воспринимают вопрос о сроках как один из важнейших, поэтому вероятность возникновения подобной неопределенности минимальна. Данная конструкция напоминает свободу распоряжения, применяемую к объектам. Однако, если признавать эмбрионы субъектами, ни о какой утилизации просто не может быть и речи. Что в таком случае делать с теми эмбрионами, которые остались в клинике невостребованными, и кто должен финансировать их дальнейшее хранение?
(Ямшанова А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В Порядке использования ВРТ указано, что хранение криоконсервированных эмбрионов может осуществляться и за счет личных средств пациентов, и за счет иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, однако, в отличие от криоконсервации, оно не финансируется за счет программы ОМС, а указания на иные источники финансирования в законе на данный момент отсутствуют. Возможно, это связано с тем, что российским законодательством не определены ни минимальные, ни максимальные сроки хранения криоконсервированных эмбрионов. В случае отсутствия в договоре указания на сроки является допустимым применять положения статьи 889 Гражданского кодекса РФ, означающие, что медицинская организация будет обязана хранить эмбрионы до востребования, однако часто стороны воспринимают вопрос о сроках как один из важнейших, поэтому вероятность возникновения подобной неопределенности минимальна. Данная конструкция напоминает свободу распоряжения, применяемую к объектам. Однако, если признавать эмбрионы субъектами, ни о какой утилизации просто не может быть и речи. Что в таком случае делать с теми эмбрионами, которые остались в клинике невостребованными, и кто должен финансировать их дальнейшее хранение?