Добросовестное налоговое администрирование
Подборка наиболее важных документов по запросу Добросовестное налоговое администрирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 253 "Расходы, связанные с производством и реализацией" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При определении налоговых обязательств эти сведения ИФНС фактически во внимание не приняты, что противоречит принципу добросовестного налогового администрирования, предполагающего право налогоплательщика на учет расходов при исчислении налога на прибыль.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При определении налоговых обязательств эти сведения ИФНС фактически во внимание не приняты, что противоречит принципу добросовестного налогового администрирования, предполагающего право налогоплательщика на учет расходов при исчислении налога на прибыль.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, при проведении выездной проверки налоговый орган явно нарушил принцип добросовестного налогового администрирования. Налогоплательщиком по ТКС было получено решение по итогам проверки, которое было обжаловано. Вместе с тем спустя длительное время налоговым органом в материалы дела представлено подписанное решение гораздо большего объема. Положениями НК РФ не предусмотрено составление двух решений в разных объемах и с разным содержанием в зависимости от способа отправки.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, при проведении выездной проверки налоговый орган явно нарушил принцип добросовестного налогового администрирования. Налогоплательщиком по ТКС было получено решение по итогам проверки, которое было обжаловано. Вместе с тем спустя длительное время налоговым органом в материалы дела представлено подписанное решение гораздо большего объема. Положениями НК РФ не предусмотрено составление двух решений в разных объемах и с разным содержанием в зависимости от способа отправки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Иной подход, занятый налоговым органом и поддержанный судами при рассмотрении дела, привел к тому, что налогоплательщик вынужден был дважды уплатить НДС в связи с ошибочными принятием к вычету сумм "входящего" налога, а именно в 2015 году, когда в уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2014 года организация увеличила на указанную сумму исчисленный к уплате налог, и по результатам выездной налоговой проверки, что не отвечает принципу добросовестного налогового администрирования и не может быть признано соответствующим положениям абзаца шестнадцатого п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 22, п. 8 ст. 101 НК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Иной подход, занятый налоговым органом и поддержанный судами при рассмотрении дела, привел к тому, что налогоплательщик вынужден был дважды уплатить НДС в связи с ошибочными принятием к вычету сумм "входящего" налога, а именно в 2015 году, когда в уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2014 года организация увеличила на указанную сумму исчисленный к уплате налог, и по результатам выездной налоговой проверки, что не отвечает принципу добросовестного налогового администрирования и не может быть признано соответствующим положениям абзаца шестнадцатого п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 22, п. 8 ст. 101 НК РФ.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В силу принципа добросовестности налогового администрирования при возникновении вопроса о переносе накопленного убытка прошлых лет налоговый орган в ходе проведения налоговой проверки и рассмотрения ее результатов обязан предоставить налогоплательщику реальную возможность подтвердить соблюдение требований п. 4 ст. 283 НК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В силу принципа добросовестности налогового администрирования при возникновении вопроса о переносе накопленного убытка прошлых лет налоговый орган в ходе проведения налоговой проверки и рассмотрения ее результатов обязан предоставить налогоплательщику реальную возможность подтвердить соблюдение требований п. 4 ст. 283 НК РФ.
Статья: Принцип поддержания разумных ожиданий налогоплательщика в Российской Федерации
(Бикмаев Б.Р.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Также о принципах налогового права пишет Верховный Суд РФ в своих решениях. Отмечается, что в налоговом праве действует принцип добросовестного налогового администрирования, который предполагает, во-первых, учет законных интересов налогоплательщика, а во-вторых, недопустимость создания формальных условий для взимания налога сверх того, что требуется по закону <6>. Кроме того, Верховный Суд РФ выделяет необходимость защиты правомерных ожиданий налогоплательщика <7>.
(Бикмаев Б.Р.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Также о принципах налогового права пишет Верховный Суд РФ в своих решениях. Отмечается, что в налоговом праве действует принцип добросовестного налогового администрирования, который предполагает, во-первых, учет законных интересов налогоплательщика, а во-вторых, недопустимость создания формальных условий для взимания налога сверх того, что требуется по закону <6>. Кроме того, Верховный Суд РФ выделяет необходимость защиты правомерных ожиданий налогоплательщика <7>.
Статья: Пирров компромисс. Очередность требований по налогу на прибыль от реализации имущества в банкротстве
(Тай Ю.В., Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)Есть, правда, и исключения. Так, доктрины добросовестного налогоплательщика <26> и добросовестного налогового администрирования <27>, применяемые в налоговых спорах, имеют полностью судебное происхождение. Но все же для налогового права это именно исключение, а не правило.
(Тай Ю.В., Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)Есть, правда, и исключения. Так, доктрины добросовестного налогоплательщика <26> и добросовестного налогового администрирования <27>, применяемые в налоговых спорах, имеют полностью судебное происхождение. Но все же для налогового права это именно исключение, а не правило.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)- принцип добросовестности при осуществлении налогового администрирования (он означает учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону) <1>;
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)- принцип добросовестности при осуществлении налогового администрирования (он означает учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону) <1>;
Статья: Судебная доктрина налоговой выгоды нуждается в новой формализации
(Воложбенская Д.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)В некоторых случаях судебные правовые позиции группируются в некие системные образования, именуемые в правовой науке судебными доктринами. К числу судебных налоговых доктрин принято, в частности, относить доктрину добросовестного налогового администрирования, доктрину приоритета существа над формой, доктрину законных ожиданий, доктрину деловой цели, доктрину налоговой реконструкции и ряд других. Применение этих судебных доктрин является настолько повсеместным и устоявшимся фактом российского налогово-правового пространства, что в современных реалиях их уже возможно считать неотъемлемой компонентой российского налогового права. Причем такие доктрины обладают значительным элементом нормативной новизны, т.е. их применение связано не просто с интерпретацией налоговых норм, но и с прямым дополнением и развитием налогового законодательства.
(Воложбенская Д.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)В некоторых случаях судебные правовые позиции группируются в некие системные образования, именуемые в правовой науке судебными доктринами. К числу судебных налоговых доктрин принято, в частности, относить доктрину добросовестного налогового администрирования, доктрину приоритета существа над формой, доктрину законных ожиданий, доктрину деловой цели, доктрину налоговой реконструкции и ряд других. Применение этих судебных доктрин является настолько повсеместным и устоявшимся фактом российского налогово-правового пространства, что в современных реалиях их уже возможно считать неотъемлемой компонентой российского налогового права. Причем такие доктрины обладают значительным элементом нормативной новизны, т.е. их применение связано не просто с интерпретацией налоговых норм, но и с прямым дополнением и развитием налогового законодательства.
Статья: Цифровизация налогового администрирования в Российской Федерации
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)Еще одной крупной информационной системой, функционирующей с целью реализации задач службы, является АСК "НДС-2" (автоматизированная система контроля "НДС-2"), которая работает с 2013 г., с ее помощью осуществляется контроль за возмещением налога на добавленную стоимость. Е.Г. Молчанов отмечает, что в данной системе "происходит сопоставление абсолютно всех счетов-фактур по стране по принципу "зеркального отображения" - реализации у поставщика и налоговых вычетов у покупателя" и формирует "систему добросовестной среды налогового администрирования" <6>. Однако это еще одна система, которая работает с отдельными данными. Следовательно, не дает целостного представления о деятельности экономических субъектов.
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 4)Еще одной крупной информационной системой, функционирующей с целью реализации задач службы, является АСК "НДС-2" (автоматизированная система контроля "НДС-2"), которая работает с 2013 г., с ее помощью осуществляется контроль за возмещением налога на добавленную стоимость. Е.Г. Молчанов отмечает, что в данной системе "происходит сопоставление абсолютно всех счетов-фактур по стране по принципу "зеркального отображения" - реализации у поставщика и налоговых вычетов у покупателя" и формирует "систему добросовестной среды налогового администрирования" <6>. Однако это еще одна система, которая работает с отдельными данными. Следовательно, не дает целостного представления о деятельности экономических субъектов.
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Как было указано в Определении СКЭС Верховного Суда РФ, рассматривая дела подобной категории, суды должны исходить из принципа добросовестного налогового администрирования и общих запретов о недопустимости злоупотреблений при осуществлении налогового контроля. Кроме того, как сроки проверки, так и сроки взыскания налога имеют общие итоговые цели, такие как правовая определенность, равновесие интересов участников налоговых отношений. Также сроки необходимо определять, "как установлено Налоговым кодексом РФ", т.е. как "должно быть по закону", поэтому если рассмотрение материалов выездной налоговой проверки и принятие по ним решения, рассмотрение жалобы проводилось более двух лет, то налоговый орган утрачивает право на взыскание выявленной недоимки как в бесспорном порядке, так и в судебном.
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Как было указано в Определении СКЭС Верховного Суда РФ, рассматривая дела подобной категории, суды должны исходить из принципа добросовестного налогового администрирования и общих запретов о недопустимости злоупотреблений при осуществлении налогового контроля. Кроме того, как сроки проверки, так и сроки взыскания налога имеют общие итоговые цели, такие как правовая определенность, равновесие интересов участников налоговых отношений. Также сроки необходимо определять, "как установлено Налоговым кодексом РФ", т.е. как "должно быть по закону", поэтому если рассмотрение материалов выездной налоговой проверки и принятие по ним решения, рассмотрение жалобы проводилось более двух лет, то налоговый орган утрачивает право на взыскание выявленной недоимки как в бесспорном порядке, так и в судебном.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)(-) 6. По мнению налогоплательщика, при проведении выездной проверки налоговый орган явно нарушил принцип добросовестного налогового администрирования. Налогоплательщиком по ТКС было получено решение по итогам проверки, которое было обжаловано. Вместе с тем спустя длительное время налоговым органом в материалы дела представлено подписанное решение гораздо большего объема. Положениями НК РФ не предусмотрено составление двух решений в разных объемах и с разным содержанием в зависимости от способа отправки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)(-) 6. По мнению налогоплательщика, при проведении выездной проверки налоговый орган явно нарушил принцип добросовестного налогового администрирования. Налогоплательщиком по ТКС было получено решение по итогам проверки, которое было обжаловано. Вместе с тем спустя длительное время налоговым органом в материалы дела представлено подписанное решение гораздо большего объема. Положениями НК РФ не предусмотрено составление двух решений в разных объемах и с разным содержанием в зависимости от способа отправки.
Статья: При реальности расходов налоговой не определен действительный размер налоговых обязательств - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 2)Основанием доначисления налога на прибыль, пеней и штрафа послужил вывод о необоснованности понесенных расходов на ГСМ, связи расходов с производственной деятельностью и о неправомерности отражения их в составе расходов, уменьшающих базу налога на прибыль. Суд удовлетворил требование организации. Инспекцией не установлен действительный размер налоговых обязательств общества, что противоречит принципу добросовестного налогового администрирования, предполагающего учет законных интересов заявителя. Налогоплательщик пояснил, что ГСМ закупались по договорам у специализированных организаций. Водители заправлялись по специально оформленным картам непосредственно на заправочных станциях. Факт наличия автотранспортных средств на праве собственности и аренды у общества и их использование в предпринимательской деятельности налоговым органом также не оспаривается. Заявитель указывает на наличие в спорный период 21 единицы автотранспортных средств. С самого начала проверки налогоплательщик на требования инспекции о представлении путевых листов указывал на невозможность их представления в связи с утратой. При реальности понесенных расходов, их оплате и использовании в деятельности общества налоговым органом по правилам ст. 31 НК РФ не определен действительный размер налоговых обязательств заявителя.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 2)Основанием доначисления налога на прибыль, пеней и штрафа послужил вывод о необоснованности понесенных расходов на ГСМ, связи расходов с производственной деятельностью и о неправомерности отражения их в составе расходов, уменьшающих базу налога на прибыль. Суд удовлетворил требование организации. Инспекцией не установлен действительный размер налоговых обязательств общества, что противоречит принципу добросовестного налогового администрирования, предполагающего учет законных интересов заявителя. Налогоплательщик пояснил, что ГСМ закупались по договорам у специализированных организаций. Водители заправлялись по специально оформленным картам непосредственно на заправочных станциях. Факт наличия автотранспортных средств на праве собственности и аренды у общества и их использование в предпринимательской деятельности налоговым органом также не оспаривается. Заявитель указывает на наличие в спорный период 21 единицы автотранспортных средств. С самого начала проверки налогоплательщик на требования инспекции о представлении путевых листов указывал на невозможность их представления в связи с утратой. При реальности понесенных расходов, их оплате и использовании в деятельности общества налоговым органом по правилам ст. 31 НК РФ не определен действительный размер налоговых обязательств заявителя.
Статья: Три новые позиции ФНС России: реконструкция, дробление бизнеса, вычет по НДС
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 1)Поддерживает этот вывод и судебная практика. Создание налогоплательщиком формального документооборота с "техническими" компаниями, находящимися на общей системе налогообложения, для минимизации налогообложения (с учетом установления согласованности действий налогоплательщика и спорных контрагентов) при приобретении товара фактически у производителей, не являющихся плательщиками НДС, влечет полный отказ в праве на вычет НДС. При этом полное исключение налоговиками фактически понесенных затрат на приобретение товара из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций влечет искажение реального размера налоговых обязательств налогоплательщика по указанному налогу, что противоречит принципу добросовестного налогового администрирования (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2022 N 306-ЭС22-1981 по делу N А49-6991/2020).
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 1)Поддерживает этот вывод и судебная практика. Создание налогоплательщиком формального документооборота с "техническими" компаниями, находящимися на общей системе налогообложения, для минимизации налогообложения (с учетом установления согласованности действий налогоплательщика и спорных контрагентов) при приобретении товара фактически у производителей, не являющихся плательщиками НДС, влечет полный отказ в праве на вычет НДС. При этом полное исключение налоговиками фактически понесенных затрат на приобретение товара из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций влечет искажение реального размера налоговых обязательств налогоплательщика по указанному налогу, что противоречит принципу добросовестного налогового администрирования (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2022 N 306-ЭС22-1981 по делу N А49-6991/2020).
Статья: Судебно-арбитражная практика по делам о возврате налоговых переплат в контексте введения единого налогового счета
(Овсянников С.В.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Суть указанной правовой позиции ВС РФ, на наш взгляд, сводится к тому, что утрата налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченной суммы налога по причине пропуска срока давности возможна только в том случае, если налоговый орган придерживался стандартов добросовестного налогового администрирования. В частности, это означает, что если налоговый орган не оспаривал переплату и учитывал ее сумму на лицевом счете налогоплательщика (в настоящее время - на ЕНС), то он в силу пункта 3 статьи 78 НК РФ должен был уведомить об этом налогоплательщика, и лишь при наличии такого уведомления длительное бездействие налогоплательщика может служить достаточным основанием для аннулирования переплаты. Данная позиция соответствует целям налогового администрирования, предусматривающего в том числе обязанность налоговых органов обеспечить реализацию налогоплательщиками их субъективных прав (пункт 2 статьи 22 НК РФ), а также целям установления срока давности возврата излишне уплаченных сумм налогов.
(Овсянников С.В.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Суть указанной правовой позиции ВС РФ, на наш взгляд, сводится к тому, что утрата налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченной суммы налога по причине пропуска срока давности возможна только в том случае, если налоговый орган придерживался стандартов добросовестного налогового администрирования. В частности, это означает, что если налоговый орган не оспаривал переплату и учитывал ее сумму на лицевом счете налогоплательщика (в настоящее время - на ЕНС), то он в силу пункта 3 статьи 78 НК РФ должен был уведомить об этом налогоплательщика, и лишь при наличии такого уведомления длительное бездействие налогоплательщика может служить достаточным основанием для аннулирования переплаты. Данная позиция соответствует целям налогового администрирования, предусматривающего в том числе обязанность налоговых органов обеспечить реализацию налогоплательщиками их субъективных прав (пункт 2 статьи 22 НК РФ), а также целям установления срока давности возврата излишне уплаченных сумм налогов.