Добросовестная конкуренция
Подборка наиболее важных документов по запросу Добросовестная конкуренция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Договор передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации
(КонсультантПлюс, 2025)...Констатировав, что допущенные при проведении закупки нарушения порядка проведения процедуры закупки и заключения договора фактически повлекли ограничение конкуренции и возможность неэффективного расходования целевых бюджетных средств, способствовали ограничению добросовестной конкуренции и нарушению положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, что противоречит целям и общим принципам закупки товаров, работ, услуг, а следовательно, публичным интересам, суды признали сделку недействительной (ничтожной) на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Констатировав, что допущенные при проведении закупки нарушения порядка проведения процедуры закупки и заключения договора фактически повлекли ограничение конкуренции и возможность неэффективного расходования целевых бюджетных средств, способствовали ограничению добросовестной конкуренции и нарушению положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, что противоречит целям и общим принципам закупки товаров, работ, услуг, а следовательно, публичным интересам, суды признали сделку недействительной (ничтожной) на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Извещение о проведении запроса предложений по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В подобных случаях срок подачи заявок... должен определяться с учетом необходимости расширения круга лиц, участвующих в закупке, и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции..."
(КонсультантПлюс, 2025)В подобных случаях срок подачи заявок... должен определяться с учетом необходимости расширения круга лиц, участвующих в закупке, и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конкурентное право в таблицах и схемах: Учебное пособие"
(отв. ред. М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2018)Схема 1.1. Понятие и признаки конкуренции
(отв. ред. М.А. Егорова)
("Юстицинформ", 2018)Схема 1.1. Понятие и признаки конкуренции
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
Готовое решение: Применяются ли антидемпинговые меры при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчиков в применении антидемпинговых мер, вы можете использовать любые. Важно, чтобы эти меры не ограничивали добросовестную конкуренцию. Чтобы применять антидемпинговые меры, определите в положении:
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчиков в применении антидемпинговых мер, вы можете использовать любые. Важно, чтобы эти меры не ограничивали добросовестную конкуренцию. Чтобы применять антидемпинговые меры, определите в положении:
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В доктрине также представлено схожее определение политики, в частности С.А. Паращук определяет государственную конкурентную политику как систему мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту добросовестной конкуренции <128>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В доктрине также представлено схожее определение политики, в частности С.А. Паращук определяет государственную конкурентную политику как систему мер, направленных на создание, развитие, поддержание и защиту добросовестной конкуренции <128>.
Статья: Банкротство индивидуальных предпринимателей - правовые проблемы
(Адаменко А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Регулирование прав и обязанностей ИП осуществляется в рамках общего правового поля, при этом обеспечиваются их равные с другими участниками рынка права. Государственная политика создает условия для их интеграции в экономическую систему, поддерживая как малый, так и средний бизнес. Важной задачей остается обеспечение добросовестной конкуренции, которая становится стимулом для роста и развития предпринимателей.
(Адаменко А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Регулирование прав и обязанностей ИП осуществляется в рамках общего правового поля, при этом обеспечиваются их равные с другими участниками рынка права. Государственная политика создает условия для их интеграции в экономическую систему, поддерживая как малый, так и средний бизнес. Важной задачей остается обеспечение добросовестной конкуренции, которая становится стимулом для роста и развития предпринимателей.
Статья: Межотраслевые связи гражданского и экологического права и их влияние на зеленую экономику
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)4. Защита прав потребителей в условиях перехода к зеленой экономике. Появление новых экологически чистых продуктов, обладающих высокой стоимостью, неизбежно поставит вопрос и о защите прав потребителей в случаях продажи товаров, не соответствующих заявленным качественным параметрам. Потребуются установление дополнительных требований в части маркировки экологически чистой продукции (государственному, общественному контролю за этой процедурой); создание новых подходов к экспертизе товаров и услуг; информирование потребителей (создание условий для прослеживания происхождения и/или перемещения экологической продукции); обеспечение добросовестной конкуренции, борьбы с недостоверной рекламой (противодействие формирующейся практике "зеленого камуфляжа", когда производитель заявляет о своих товарах и услугах как экологических без должных оснований); стремление к международной гармонизации стандартов экологически чистой продукции.
(Федорова П.А.)
("Гражданское право", 2025, N 3)4. Защита прав потребителей в условиях перехода к зеленой экономике. Появление новых экологически чистых продуктов, обладающих высокой стоимостью, неизбежно поставит вопрос и о защите прав потребителей в случаях продажи товаров, не соответствующих заявленным качественным параметрам. Потребуются установление дополнительных требований в части маркировки экологически чистой продукции (государственному, общественному контролю за этой процедурой); создание новых подходов к экспертизе товаров и услуг; информирование потребителей (создание условий для прослеживания происхождения и/или перемещения экологической продукции); обеспечение добросовестной конкуренции, борьбы с недостоверной рекламой (противодействие формирующейся практике "зеленого камуфляжа", когда производитель заявляет о своих товарах и услугах как экологических без должных оснований); стремление к международной гармонизации стандартов экологически чистой продукции.
Статья: Правовое регулирование деятельности по оказанию ритуальных услуг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учитывая то, что регулирование деятельности осуществляется органами местного самоуправления в целях упорядочения работы ритуальных служб, различных форм собственности и развития добросовестной конкуренции, при издании муниципальных нормативных правовых актов органы местного самоуправления могут руководствоваться документами национальной системы к организации предоставления ритуальных услуг в подведомственном им муниципальном образовании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учитывая то, что регулирование деятельности осуществляется органами местного самоуправления в целях упорядочения работы ритуальных служб, различных форм собственности и развития добросовестной конкуренции, при издании муниципальных нормативных правовых актов органы местного самоуправления могут руководствоваться документами национальной системы к организации предоставления ритуальных услуг в подведомственном им муниципальном образовании.
Статья: Антимонопольное регулирование деятельности интернет-платформ
(Балеев А.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Представляется, что отсутствие практики ФАС России не свидетельствует о настолько добросовестной конкуренции в сфере интернет-платформ, что не имеется оснований для привлечения лиц к ответственности. Наоборот, нарушений достаточно много, поскольку участники таких платформ (например, продавцы) вольны в своих действиях, что приводит к злоупотреблениям доминирующим положением, нарушениям прав потребителей.
(Балеев А.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Представляется, что отсутствие практики ФАС России не свидетельствует о настолько добросовестной конкуренции в сфере интернет-платформ, что не имеется оснований для привлечения лиц к ответственности. Наоборот, нарушений достаточно много, поскольку участники таких платформ (например, продавцы) вольны в своих действиях, что приводит к злоупотреблениям доминирующим положением, нарушениям прав потребителей.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. В целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, заказчику в порядке оценки заявок участников необходимо устанавливать детальный алгоритм действий участников, подлежащих оценке со стороны закупочной комиссии в целях определения победителя проводимой закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. В целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, заказчику в порядке оценки заявок участников необходимо устанавливать детальный алгоритм действий участников, подлежащих оценке со стороны закупочной комиссии в целях определения победителя проводимой закупки.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Статья: Об оценке действий хозяйствующих субъектов - владельцев цифровых платформ в качестве монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Важно отметить, что в связи с принятием "пятого антимонопольного пакета" и осуществлением антимонопольного контроля на цифровых рынках необходимо было пересмотреть действующий с 2022 г. мораторий на проверки российских аккредитованных IT-корпораций. С этой точки зрения принятие 20 марта 2024 г. Постановления Правительства РФ N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 г. N 448" позволило принять меры антимонопольного реагирования, обеспечивающие развитие отечественной отрасли информационных технологий в условиях добросовестной конкуренции.
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Важно отметить, что в связи с принятием "пятого антимонопольного пакета" и осуществлением антимонопольного контроля на цифровых рынках необходимо было пересмотреть действующий с 2022 г. мораторий на проверки российских аккредитованных IT-корпораций. С этой точки зрения принятие 20 марта 2024 г. Постановления Правительства РФ N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 г. N 448" позволило принять меры антимонопольного реагирования, обеспечивающие развитие отечественной отрасли информационных технологий в условиях добросовестной конкуренции.