Дистанционное профессиональное обучение
Подборка наиболее важных документов по запросу Дистанционное профессиональное обучение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как оформить получение работником дополнительного профессионального образования за счет работодателя, если обучение происходит дистанционно в рабочее время, но сдача итогового экзамена будет проходить в образовательной организации (не на территории работодателя)? Как оплачивать работнику время такого обучения?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Вопрос: Как оформить получение работником дополнительного профессионального образования за счет работодателя, если обучение происходит дистанционно в рабочее время, но сдача итогового экзамена будет проходить в образовательной организации (не на территории работодателя)? Как оплачивать работнику время такого обучения?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Вопрос: Как оформить получение работником дополнительного профессионального образования за счет работодателя, если обучение происходит дистанционно в рабочее время, но сдача итогового экзамена будет проходить в образовательной организации (не на территории работодателя)? Как оплачивать работнику время такого обучения?
Вопрос: Могут ли учащиеся со статусом ОВЗ после 9-го класса обучаться дистанционно на ступени среднего профессионального образования в государственных колледжах?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2021
Нормативные акты
Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 N 103
"Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2020 N 57788)Зарегистрировано в Минюсте России 19 марта 2020 г. N 57788
"Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2020 N 57788)Зарегистрировано в Минюсте России 19 марта 2020 г. N 57788
Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314
(ред. от 05.01.2024)
"Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"общее образование, среднее профессиональное образование и профессиональное обучение, а также обучение осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
(ред. от 05.01.2024)
"Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"общее образование, среднее профессиональное образование и профессиональное обучение, а также обучение осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
Готовое решение: Как направить сотрудника на онлайн-обучение
(КонсультантПлюс, 2025)Направить на онлайн-обучение можно в целом любых работников. Но учитывайте, что по некоторым профессиям и специальностям не допускается обучение только лишь в электронной и дистанционной форме. Приказом Минпросвещения России от 13.12.2023 N 932 утвержден Перечень таких профессий и специальностей среднего профессионального образования. Например, нельзя только дистанционно или с помощью электронного обучения выучить работника на слесаря по ремонту авиационной техники или архитектора. Исключение - особые ситуации, когда такие ограничения не действуют. В частности, при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, введении режима повышенной готовности на территории РФ в целом или на ее части, если при этом невозможно перенести срок обучения и обойтись без электронного и (или) дистанционного обучения. Это следует из ч. 1 ст. 197, ч. 1 ст. 198 ТК РФ, ч. 3 ст. 16, п. 1 ч. 17 ст. 108 Закона об образовании, Перечня, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 13.12.2023 N 932.
(КонсультантПлюс, 2025)Направить на онлайн-обучение можно в целом любых работников. Но учитывайте, что по некоторым профессиям и специальностям не допускается обучение только лишь в электронной и дистанционной форме. Приказом Минпросвещения России от 13.12.2023 N 932 утвержден Перечень таких профессий и специальностей среднего профессионального образования. Например, нельзя только дистанционно или с помощью электронного обучения выучить работника на слесаря по ремонту авиационной техники или архитектора. Исключение - особые ситуации, когда такие ограничения не действуют. В частности, при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, введении режима повышенной готовности на территории РФ в целом или на ее части, если при этом невозможно перенести срок обучения и обойтись без электронного и (или) дистанционного обучения. Это следует из ч. 1 ст. 197, ч. 1 ст. 198 ТК РФ, ч. 3 ст. 16, п. 1 ч. 17 ст. 108 Закона об образовании, Перечня, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 13.12.2023 N 932.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3.1. С 1 января 2023 г. комментируемая статья дополнена ч. 3.1 следующего содержания: "При реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ". Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. При этом персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Следовательно, если применяемые организациями при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования дистанционные образовательные технологии, системы электронного обучения предполагают любые действия, охватываемые понятием "обработка персональных данных" (а любая система контроля, предполагающая идентификацию личности обучающегося, предполагает обработку персональных данных), такие организации, вне зависимости от того, являются они государственными или негосударственными, будут обязаны использовать государственные информационные системы.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3.1. С 1 января 2023 г. комментируемая статья дополнена ч. 3.1 следующего содержания: "При реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ". Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. При этом персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Следовательно, если применяемые организациями при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования дистанционные образовательные технологии, системы электронного обучения предполагают любые действия, охватываемые понятием "обработка персональных данных" (а любая система контроля, предполагающая идентификацию личности обучающегося, предполагает обработку персональных данных), такие организации, вне зависимости от того, являются они государственными или негосударственными, будут обязаны использовать государственные информационные системы.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)Следовательно, место оказания услуг обучения с присутствием обучающегося определяется по месту оказания услуг. Место оказания услуг дистанционного обучения, в т.ч. профессионального, определяется по месту нахождения исполнителя.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)Следовательно, место оказания услуг обучения с присутствием обучающегося определяется по месту оказания услуг. Место оказания услуг дистанционного обучения, в т.ч. профессионального, определяется по месту нахождения исполнителя.
Статья: Пробелы и проблемы в правовом регулировании негосударственной судебно-экспертной деятельности
(Осинцев Д.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)- выбор самого легкого пути подтверждения навыков и умений экспертной работы - прохождение дистанционного обучения на курсах дополнительного профессионального образования. Такие курсы зачастую проводятся организациями, имеющими региональные лицензии на ведение образовательной деятельности, но не имеющими государственной аккредитации, следовательно, выдаваемые ими документы являются документами об обучении, но не об образовании (квалификации) - они не дают допуска к экспертной специальности, не вносятся в ФИС ФРДО и, более того, требуют проставления на них апостиля при наличии обстоятельств, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2023 г. N 1865 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации" <21>;
(Осинцев Д.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)- выбор самого легкого пути подтверждения навыков и умений экспертной работы - прохождение дистанционного обучения на курсах дополнительного профессионального образования. Такие курсы зачастую проводятся организациями, имеющими региональные лицензии на ведение образовательной деятельности, но не имеющими государственной аккредитации, следовательно, выдаваемые ими документы являются документами об обучении, но не об образовании (квалификации) - они не дают допуска к экспертной специальности, не вносятся в ФИС ФРДО и, более того, требуют проставления на них апостиля при наличии обстоятельств, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2023 г. N 1865 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации" <21>;
Статья: По какому пути направить обучение мировых судей в России?
(Дорошков В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 11)Ключевые слова: воспитание, глобализация, дистанционное обучение, контекстное обучение, мировой судья, правосудие, профессиональное образование, реформы.
(Дорошков В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 11)Ключевые слова: воспитание, глобализация, дистанционное обучение, контекстное обучение, мировой судья, правосудие, профессиональное образование, реформы.
Статья: Система непрерывного образования сотрудников уголовно-исполнительной системы
(Швырев Б.А., Гузеев М.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)<2> Вилкова А.В. Дистанционное профессиональное обучение сотрудников уголовно-исполнительной системы: моногр. М., 2018. 104 с.
(Швырев Б.А., Гузеев М.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)<2> Вилкова А.В. Дистанционное профессиональное обучение сотрудников уголовно-исполнительной системы: моногр. М., 2018. 104 с.
Вопрос: Работник с дистанционным (удаленным) режимом работы получил высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность". Может ли работодатель назначить его ответственным за обеспечение охраны труда в организации?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2023)Вопрос: Работник с дистанционным (удаленным) режимом работы получил высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность". Может ли работодатель назначить его ответственным за обеспечение охраны труда в организации?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2023)Вопрос: Работник с дистанционным (удаленным) режимом работы получил высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность". Может ли работодатель назначить его ответственным за обеспечение охраны труда в организации?
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- общее образование, среднее профессиональное образование и профессиональное обучение, а также обучение осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования <1>;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- общее образование, среднее профессиональное образование и профессиональное обучение, а также обучение осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования <1>;
Готовое решение: Порядок организации и ведения гражданской обороны в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительное профессиональное образование может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Возможно также сетевое обучение (Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, утвержденная МЧС России 30.10.2020 N 2-4-71-11-10).
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительное профессиональное образование может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Возможно также сетевое обучение (Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, утвержденная МЧС России 30.10.2020 N 2-4-71-11-10).