Дистанционное обучение коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Дистанционное обучение коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя по статье 274.2 Уголовного кодекса РФ
(Семенова И.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)С появлением новых направлений деятельности появилась платформенная экономика, т.е. развитие моделей бизнеса, основанных на онлайн-платформах (например, Uber или Airbnb). Эти платформы предоставляют новые возможности для населения, но также вызывают вопросы о реализации прав. Цифровые технологии меняют способы общения и взаимодействия между людьми. Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни многих людей: по данным отчета Digital <1>, на январь 2024 г. в России Интернетом пользуются более 130,4 миллиона человек, что составляет 90,4% от общей численности, в том числе 73,5% активно используют и социальные сети. Социальные сети оказывают как положительное влияние (упрощение коммуникации, возможность поддерживать связи с людьми по всему миру), так и отрицательное (распространение дезинформации, кибербуллинг). Исследования показывают связь между активным использованием социальных сетей и ростом уровня депрессии среди молодежи. Цифровизация преобразует систему образования через внедрение онлайн-курсов и дистанционного обучения. Согласно отчету UNESCO за 2022 г. более миллиарда студентов по всему миру были вынуждены перейти на дистанционное обучение во время пандемии COVID-19. С внедрением Интернета в различные сферы деятельности расширяется зона ответственности субъектов, ведущих свою предпринимательскую деятельность с использованием интернет-ресурса.
(Семенова И.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)С появлением новых направлений деятельности появилась платформенная экономика, т.е. развитие моделей бизнеса, основанных на онлайн-платформах (например, Uber или Airbnb). Эти платформы предоставляют новые возможности для населения, но также вызывают вопросы о реализации прав. Цифровые технологии меняют способы общения и взаимодействия между людьми. Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни многих людей: по данным отчета Digital <1>, на январь 2024 г. в России Интернетом пользуются более 130,4 миллиона человек, что составляет 90,4% от общей численности, в том числе 73,5% активно используют и социальные сети. Социальные сети оказывают как положительное влияние (упрощение коммуникации, возможность поддерживать связи с людьми по всему миру), так и отрицательное (распространение дезинформации, кибербуллинг). Исследования показывают связь между активным использованием социальных сетей и ростом уровня депрессии среди молодежи. Цифровизация преобразует систему образования через внедрение онлайн-курсов и дистанционного обучения. Согласно отчету UNESCO за 2022 г. более миллиарда студентов по всему миру были вынуждены перейти на дистанционное обучение во время пандемии COVID-19. С внедрением Интернета в различные сферы деятельности расширяется зона ответственности субъектов, ведущих свою предпринимательскую деятельность с использованием интернет-ресурса.
Статья: Практика применения коллективных административных исков
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Причиной недовольства студентов ведущего вуза страны была неготовность его руководства идти на уступки в оплате образовательных услуг в связи с вынужденным переходом на дистанционный формат обучения в период пандемии коронавируса. По мнению студентов, они не могли посещать лекции, пользоваться библиотекой и были лишены личных контактов с преподавателями, в то время как договором на оказание образовательных услуг была предусмотрена очная форма обучения.
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Причиной недовольства студентов ведущего вуза страны была неготовность его руководства идти на уступки в оплате образовательных услуг в связи с вынужденным переходом на дистанционный формат обучения в период пандемии коронавируса. По мнению студентов, они не могли посещать лекции, пользоваться библиотекой и были лишены личных контактов с преподавателями, в то время как договором на оказание образовательных услуг была предусмотрена очная форма обучения.
Нормативные акты
Приказ Минспорта России от 09.12.2020 N 901
"О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, находящихся в ведении Министерства спорта Российской Федерации"2. Руководителям организаций, за исключением организаций, расположенных на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, рекомендовать по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора переход на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории субъекта Российской Федерации, обеспечив при этом надлежащее качество подготовки обучающихся.
"О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, находящихся в ведении Министерства спорта Российской Федерации"2. Руководителям организаций, за исключением организаций, расположенных на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, рекомендовать по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора переход на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории субъекта Российской Федерации, обеспечив при этом надлежащее качество подготовки обучающихся.
"Временные методические рекомендации "Медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 3 (01.11.2022)"
(утв. Минздравом России)
(вместе с "Правилами определения этапов медицинской реабилитации пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию, вызванную COVID-19", "Непрерывной и прерывистой программой тренировок на выносливость на III этапе медицинской реабилитации при COVID-19", "Методикой проведения физиотерапевтических процедур на этапах медицинской реабилитации пациентов с новой коронавирусной инфекцией", "Рекомендациями по проведению аэробных тренировок на выносливость на велоэргометре (на III этапе медицинской реабилитации)")Обучение пациентов с COVID-19 может проходить в рамках образовательных школ или консультирования с широким использованием дистанционной формы обучения - online программы с применением персональных компьютеров и смартфонов [2].
(утв. Минздравом России)
(вместе с "Правилами определения этапов медицинской реабилитации пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию, вызванную COVID-19", "Непрерывной и прерывистой программой тренировок на выносливость на III этапе медицинской реабилитации при COVID-19", "Методикой проведения физиотерапевтических процедур на этапах медицинской реабилитации пациентов с новой коронавирусной инфекцией", "Рекомендациями по проведению аэробных тренировок на выносливость на велоэргометре (на III этапе медицинской реабилитации)")Обучение пациентов с COVID-19 может проходить в рамках образовательных школ или консультирования с широким использованием дистанционной формы обучения - online программы с применением персональных компьютеров и смартфонов [2].
Статья: О цифровизации контроля за законностью муниципальных нормативных правовых актов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Полноценная реализация этих форм контроля по силам лишь высококлассным специалистам, мотивированным и амбициозным. Повышение их квалификации возможно с применением цифровых технологий дистанционного обучения, получивших широкое распространение в период ограничений, вызванных пандемией коронавируса. По объективным причинам число таких профессионалов ограничено и не может быть значительно увеличено в краткосрочной перспективе. При таких условиях существенно повысить оперативность и результативность их работы, оптимизировать сопутствующие контролю издержки возможно путем внедрения и расширения практики применения цифровых технологий, которые могут быть востребованы в двух основных направлениях. Во-первых, они создают необходимые условия для проведения контроля путем обеспечения доступа к правовой информации и электронного взаимодействия между участниками контрольной деятельности. Во-вторых, программно-технические решения позволяют оптимизировать деятельность, непосредственно направленную на обнаружение правотворческих дефектов.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Полноценная реализация этих форм контроля по силам лишь высококлассным специалистам, мотивированным и амбициозным. Повышение их квалификации возможно с применением цифровых технологий дистанционного обучения, получивших широкое распространение в период ограничений, вызванных пандемией коронавируса. По объективным причинам число таких профессионалов ограничено и не может быть значительно увеличено в краткосрочной перспективе. При таких условиях существенно повысить оперативность и результативность их работы, оптимизировать сопутствующие контролю издержки возможно путем внедрения и расширения практики применения цифровых технологий, которые могут быть востребованы в двух основных направлениях. Во-первых, они создают необходимые условия для проведения контроля путем обеспечения доступа к правовой информации и электронного взаимодействия между участниками контрольной деятельности. Во-вторых, программно-технические решения позволяют оптимизировать деятельность, непосредственно направленную на обнаружение правотворческих дефектов.
Статья: Реклама лекарственных средств и медицинских изделий
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 4)Пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для всего мира. Введенные в России ограничительные меры на себе испытал каждый: требования использования масок и перчаток при посещении общественных мест, соблюдение социальной дистанции, переход на дистанционный (удаленный) режим работы и учебы и т.п., в настоящее время - настойчивые призывы к вакцинации.
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 4)Пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для всего мира. Введенные в России ограничительные меры на себе испытал каждый: требования использования масок и перчаток при посещении общественных мест, соблюдение социальной дистанции, переход на дистанционный (удаленный) режим работы и учебы и т.п., в настоящее время - настойчивые призывы к вакцинации.
Статья: Доминанты, определенные международными организациями, и Европейская социальная хартия как ориентиры гибкой социальной политики государств в условиях коронакризиса
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)<6> Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. 2021. N 1. С. 74 - 92.
(Забелина О.В., Сергеева М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)<6> Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. 2021. N 1. С. 74 - 92.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В период организации дистанционного обучения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции обучающимся, имевшим право на бесплатное питание, предоставлялись продуктовые наборы на основании нормативных правовых актов субъектов РФ.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В период организации дистанционного обучения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции обучающимся, имевшим право на бесплатное питание, предоставлялись продуктовые наборы на основании нормативных правовых актов субъектов РФ.
Статья: Установление правоограничений органами местного самоуправления в условиях пандемии коронавируса COVID-19
(Домченко А.С., Соболев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)События 2020 года существенным образом преобразовали социальную действительность. На влияние пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19, отреагировали без исключения все сферы социальной жизни. Главным образом преобразования выразились в новых формах дистанцирования: масштабировались телемедицина и дистанционное образование, кинотеатры были заменены стриминговыми платформами, а выставки и театральные постановки перешли в онлайн-формат, ускоренные темпы цифровой трансформации общества и его институтов перестали быть лишь теорией. Таким образом, привычная деятельность приспособилась к наступившей пандемии, вследствие чего выстроился "стихийный порядок", которому, по справедливому замечанию Ф. Хайека, служит право <1>. Право, в свою очередь, для того чтобы обеспечить данный порядок, отреагировало при помощи одного из самых популярных средств (инструментов) - ограничения.
(Домченко А.С., Соболев О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)События 2020 года существенным образом преобразовали социальную действительность. На влияние пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19, отреагировали без исключения все сферы социальной жизни. Главным образом преобразования выразились в новых формах дистанцирования: масштабировались телемедицина и дистанционное образование, кинотеатры были заменены стриминговыми платформами, а выставки и театральные постановки перешли в онлайн-формат, ускоренные темпы цифровой трансформации общества и его институтов перестали быть лишь теорией. Таким образом, привычная деятельность приспособилась к наступившей пандемии, вследствие чего выстроился "стихийный порядок", которому, по справедливому замечанию Ф. Хайека, служит право <1>. Право, в свою очередь, для того чтобы обеспечить данный порядок, отреагировало при помощи одного из самых популярных средств (инструментов) - ограничения.
Статья: Технологии искусственного интеллекта в сфере образования в зарубежных странах и правовые основы их внедрения в России
(Вавилова Е.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Подводя итог, можно констатировать, что за последние годы в сфере образования произошли большие изменения. В частности, непрерывное образование в условиях стабильного развития и постоянного обновления современных технологий становится трендом современного информационного общества, а устаревание знаний происходит каждые пять лет. Стимулирующее действие на повсеместный полный или частичный переход на дистанционный формат обучения оказала пандемия новой коронавирусной инфекции.
(Вавилова Е.М.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Подводя итог, можно констатировать, что за последние годы в сфере образования произошли большие изменения. В частности, непрерывное образование в условиях стабильного развития и постоянного обновления современных технологий становится трендом современного информационного общества, а устаревание знаний происходит каждые пять лет. Стимулирующее действие на повсеместный полный или частичный переход на дистанционный формат обучения оказала пандемия новой коронавирусной инфекции.
Статья: Социально-психологические факторы и условия формирования преступного поведения в период пандемии коронавируса COVID-19
(Беркович О.Е., Матрешина Е.Б., Ижнина Л.П.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Психологическими условиями формирования преступного поведения в период пандемии коронавируса COVID-19 при переходе на дистанционный режим работы и обучения нам представилось уместным выделить изменившуюся мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и ценностную сферы личности в следующих аспектах: инфантильность мотивации и направленности деятельности.
(Беркович О.Е., Матрешина Е.Б., Ижнина Л.П.)
("Российский следователь", 2022, N 6)Психологическими условиями формирования преступного поведения в период пандемии коронавируса COVID-19 при переходе на дистанционный режим работы и обучения нам представилось уместным выделить изменившуюся мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и ценностную сферы личности в следующих аспектах: инфантильность мотивации и направленности деятельности.
Статья: Правовое регулирование рабочего времени: современные тенденции
(Клепалова Ю.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Однако в условиях, когда российское государство взяло курс на цифровизацию <12>, ею были затронуты многие сферы производства: например, с активным внедрением искусственного интеллекта <13> на рынке труда возросла доля ИТ-специалистов; в связи с появившейся возможностью получать образование с применением дистанционных образовательных технологий <14>, развитием телемедицины <15>, да и просто влиянием коронавируса значительно возросла доля дистанционных работников, что, в свою очередь, влечет негативные социальные последствия, связанные с размыванием границ между рабочим временем и временем отдыха, фактическим удлинением продолжительности рабочего времени <16>, что нарушает конституционное право на отдых. В этой связи требуется дополнительное законодательное регулирование рабочего времени и времени отдыха в условиях цифровизации всех сфер жизни общества, исключающее сокращение продолжительности времени отдыха.
(Клепалова Ю.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Однако в условиях, когда российское государство взяло курс на цифровизацию <12>, ею были затронуты многие сферы производства: например, с активным внедрением искусственного интеллекта <13> на рынке труда возросла доля ИТ-специалистов; в связи с появившейся возможностью получать образование с применением дистанционных образовательных технологий <14>, развитием телемедицины <15>, да и просто влиянием коронавируса значительно возросла доля дистанционных работников, что, в свою очередь, влечет негативные социальные последствия, связанные с размыванием границ между рабочим временем и временем отдыха, фактическим удлинением продолжительности рабочего времени <16>, что нарушает конституционное право на отдых. В этой связи требуется дополнительное законодательное регулирование рабочего времени и времени отдыха в условиях цифровизации всех сфер жизни общества, исключающее сокращение продолжительности времени отдыха.
Статья: Влияние цифровизации на формы реализации конституционных прав человека в России
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Ключевым конституционным правом человека, реализация которого максимально трансформируется под воздействием цифровизации, является право на образование. Оно закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Данное право обрело новые формы реализации в период эпидемии COVID-19. Образовательные учреждения из-за необходимости соблюдения требований в условиях распространения коронавирусной инфекции вынужденно перешли на дистанционный формат обучения, поскольку такой формат обучения был необходим для социальной изоляции и замедления роста новых случаев заражения. Однозначно оценить этот переход очень сложно, поскольку, с одной стороны, государство попыталось создать возможность для осуществления конституционного права каждого на образование, с другой стороны, этот формат обнажил многие социальные, экономические, демографические, информационные, технологические и иные проблемы в государстве и обществе. Не все субъекты образовательного процесса оказались готовы к такой трансформации <15>.
(Балаян Э.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Ключевым конституционным правом человека, реализация которого максимально трансформируется под воздействием цифровизации, является право на образование. Оно закреплено в ст. 43 Конституции РФ. Данное право обрело новые формы реализации в период эпидемии COVID-19. Образовательные учреждения из-за необходимости соблюдения требований в условиях распространения коронавирусной инфекции вынужденно перешли на дистанционный формат обучения, поскольку такой формат обучения был необходим для социальной изоляции и замедления роста новых случаев заражения. Однозначно оценить этот переход очень сложно, поскольку, с одной стороны, государство попыталось создать возможность для осуществления конституционного права каждого на образование, с другой стороны, этот формат обнажил многие социальные, экономические, демографические, информационные, технологические и иные проблемы в государстве и обществе. Не все субъекты образовательного процесса оказались готовы к такой трансформации <15>.
Статья: Совершенствование механизмов координации и системного руководства взаимодействием между государственными структурами и образовательными организациями высшего образования в мероприятиях по привлечению иностранных граждан на обучение
(Егорова М.А., Гриб В.В., Минбалеев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Особенно актуальной данная проблема стала в условиях распространения коронавирусной инфекции и имеющей место пандемии, когда практически все взаимодействие образовательных организаций с потенциальными обучающимися происходит дистанционно <5>. Сегодня можно говорить о нескольких направлениях использования отдельных цифровых технологий в данных отношениях:
(Егорова М.А., Гриб В.В., Минбалеев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Особенно актуальной данная проблема стала в условиях распространения коронавирусной инфекции и имеющей место пандемии, когда практически все взаимодействие образовательных организаций с потенциальными обучающимися происходит дистанционно <5>. Сегодня можно говорить о нескольких направлениях использования отдельных цифровых технологий в данных отношениях: