Дистанционная работа преподаватель
Подборка наиболее важных документов по запросу Дистанционная работа преподаватель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 07.11.2022 N 11-14005/2022 (УИД 74RS0001-01-2022-001289-51)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании среднего заработка за время отстранения от работы; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истец считает незаконным приказ об отстранении от работы, поскольку обоснованных причин невозможности продолжения работы в дистанционном режиме не имелось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Таким образом, временный перевод работника на дистанционную работу был вызван исключительными обстоятельствами, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Кроме того, принятие решения о переводе работника на дистанционную работу относится исключительно к компетенции работодателя и принимается с учетом характера должностных обязанностей работника и возможности предоставить такую работу, само по себе наличие у работодателя возможности организовать работу дистанционно, не свидетельствует о незаконности оспариваемого С.О. приказа об отстранении его от работы. Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ директором института издан приказ об организации обучения с 13 декабря 2021 года в очном формате обучения, исполнение данного приказа для С.О. являлось обязательным (п. 3.16 должностной инструкции преподавателя).
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании среднего заработка за время отстранения от работы; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истец считает незаконным приказ об отстранении от работы, поскольку обоснованных причин невозможности продолжения работы в дистанционном режиме не имелось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Таким образом, временный перевод работника на дистанционную работу был вызван исключительными обстоятельствами, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Кроме того, принятие решения о переводе работника на дистанционную работу относится исключительно к компетенции работодателя и принимается с учетом характера должностных обязанностей работника и возможности предоставить такую работу, само по себе наличие у работодателя возможности организовать работу дистанционно, не свидетельствует о незаконности оспариваемого С.О. приказа об отстранении его от работы. Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ директором института издан приказ об организации обучения с 13 декабря 2021 года в очном формате обучения, исполнение данного приказа для С.О. являлось обязательным (п. 3.16 должностной инструкции преподавателя).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дистанционный режим труда работников из числа профессорско-преподавательского состава
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)"Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)"Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4
Готовое решение: Как устанавливается оплата труда преподавателей
(КонсультантПлюс, 2025)Оплата труда преподавателей и педагогических работников во время карантина в связи с распространением коронавирусной инфекции в случае перевода на дистанционную работу сохраняется прежней, и оснований для снижения им зарплаты нет. В частности, неправомерно отменять в связи с таким переводом доплату за дополнительную работу (например, за заведование кабинетом, организацию питания обучающихся), если данные выплаты предусмотрены при тарификации на соответствующий учебный год. Это следует из ст. 312.5 ТК РФ, Писем Минпросвещения России от 10.04.2020 N ВБ-806/08, Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710, Письма Минпросвещения России N ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 235 от 22.05.2020. В случае перевода на дистанционную работу вы должны обеспечивать преподавателей и педагогических работников необходимым для такой работы оборудованием, программно-техническими и иными средствами или выплачивать компенсацию за использование ими собственного (или арендованного) оборудования, средств, а также возмещать связанные с дистанционной работой расходы (ч. 1, 2 ст. 312.6, ч. 2 ст. 312.9 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Оплата труда преподавателей и педагогических работников во время карантина в связи с распространением коронавирусной инфекции в случае перевода на дистанционную работу сохраняется прежней, и оснований для снижения им зарплаты нет. В частности, неправомерно отменять в связи с таким переводом доплату за дополнительную работу (например, за заведование кабинетом, организацию питания обучающихся), если данные выплаты предусмотрены при тарификации на соответствующий учебный год. Это следует из ст. 312.5 ТК РФ, Писем Минпросвещения России от 10.04.2020 N ВБ-806/08, Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710, Письма Минпросвещения России N ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 235 от 22.05.2020. В случае перевода на дистанционную работу вы должны обеспечивать преподавателей и педагогических работников необходимым для такой работы оборудованием, программно-техническими и иными средствами или выплачивать компенсацию за использование ими собственного (или арендованного) оборудования, средств, а также возмещать связанные с дистанционной работой расходы (ч. 1, 2 ст. 312.6, ч. 2 ст. 312.9 ТК РФ).
Нормативные акты
Приказ Минэкономразвития России от 24.08.2016 N 541
(ред. от 30.10.2017)
"Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области кадастровой деятельности"
(вместе с "Типовой дополнительной профессиональной программой (программой профессиональной переподготовки) "Кадастровая деятельность", "Типовой дополнительной профессиональной программой (программой повышения квалификации) "Современные технологии в области кадастровой деятельности", "Типовой дополнительной профессиональной программой (программой повышения квалификации) "Актуальные проблемы взаимодействия субъектов кадастровых отношений", "Типовой дополнительной профессиональной программой (программой повышения квалификации) "Актуальные вопросы законодательства в области кадастровой деятельности")
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2016 N 43970)19. Учебный процесс организуется с применением инновационных технологий и методик обучения, способных обеспечить получение слушателями знаний, умений и навыков в области кадастровой деятельности, включая освоение правовых основ и технологий выполнения геодезических, картографических и кадастровых работ, проведения дистанционного зондирования Земли, территориального планирования, землеустройства, государственного мониторинга земель и иной недвижимости, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
(ред. от 30.10.2017)
"Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области кадастровой деятельности"
(вместе с "Типовой дополнительной профессиональной программой (программой профессиональной переподготовки) "Кадастровая деятельность", "Типовой дополнительной профессиональной программой (программой повышения квалификации) "Современные технологии в области кадастровой деятельности", "Типовой дополнительной профессиональной программой (программой повышения квалификации) "Актуальные проблемы взаимодействия субъектов кадастровых отношений", "Типовой дополнительной профессиональной программой (программой повышения квалификации) "Актуальные вопросы законодательства в области кадастровой деятельности")
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2016 N 43970)19. Учебный процесс организуется с применением инновационных технологий и методик обучения, способных обеспечить получение слушателями знаний, умений и навыков в области кадастровой деятельности, включая освоение правовых основ и технологий выполнения геодезических, картографических и кадастровых работ, проведения дистанционного зондирования Земли, территориального планирования, землеустройства, государственного мониторинга земель и иной недвижимости, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
<Письмо> Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710
<О направлении Рекомендаций по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ>5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не снижает норму часов педагогической работы и не может являться основанием для уменьшения размера заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, в том числе при переводе педагогических работников на режим удаленной (дистанционной) работы.
<О направлении Рекомендаций по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ>5. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не снижает норму часов педагогической работы и не может являться основанием для уменьшения размера заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, в том числе при переводе педагогических работников на режим удаленной (дистанционной) работы.
Статья: Нововведения в регулировании дистанционной работы в Узбекистане, Кыргызстане и Беларуси: сравнение с опытом Казахстана и России
(Томашевский К.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Обратим внимание еще на две нормы в ст. 456 ТК Узбекистана, аналогов которых нет ни в одной из сравниваемых стран ЕАЭС. Трудовой договор с дистанционным работником, проживающим в той же местности, где расположен работодатель, может предусматривать, что часть своего рабочего времени, необходимую для непосредственного взаимодействия с работодателем и другими работниками, работник трудится на рабочем месте у работодателя, а остальное рабочее время - дистанционно. Работник считается дистанционным, если не менее 50% его рабочего времени приходится на дистанционную работу. При реализации этой нормы на практике многие преподаватели, которые выполняют менее половины своей учебной нагрузки в аудиториях, а более половины - во внеаудиторном формате (руководство курсовыми, дипломными работами, руководство практикой, аспирантами и т.д.), могут оказаться дистанционными. Также интересна отсылочная норма о том, что примерная форма письменного трудового договора с дистанционным работником утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по согласованию с Республиканской трехсторонней комиссией по социально-трудовым вопросам.
(Томашевский К.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Обратим внимание еще на две нормы в ст. 456 ТК Узбекистана, аналогов которых нет ни в одной из сравниваемых стран ЕАЭС. Трудовой договор с дистанционным работником, проживающим в той же местности, где расположен работодатель, может предусматривать, что часть своего рабочего времени, необходимую для непосредственного взаимодействия с работодателем и другими работниками, работник трудится на рабочем месте у работодателя, а остальное рабочее время - дистанционно. Работник считается дистанционным, если не менее 50% его рабочего времени приходится на дистанционную работу. При реализации этой нормы на практике многие преподаватели, которые выполняют менее половины своей учебной нагрузки в аудиториях, а более половины - во внеаудиторном формате (руководство курсовыми, дипломными работами, руководство практикой, аспирантами и т.д.), могут оказаться дистанционными. Также интересна отсылочная норма о том, что примерная форма письменного трудового договора с дистанционным работником утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по согласованию с Республиканской трехсторонней комиссией по социально-трудовым вопросам.
Статья: Право на неприкосновенность частной жизни в трудовом правоотношении: теоретические проблемы правового регулирования
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Правовые позиции ЕСПЧ соответственно статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод применительно к сфере труда проанализированы в работах Е.М. Офман, Е.В. Сыченко, Д.В. Черняевой [14; 48]. Соотношение права на неприкосновенность частной жизни работника и работодательского контроля за выполнением трудовых обязанностей работника с использованием технических средств, а также реализация принципа уважения достоинства работника глубоко исследованы Е.В. Сыченко [18; 19; 48]. Проблематика неприкосновенности частной жизни в контексте персональных данных рассматривается, в частности, в работах А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой [8; 9], У.М. Стансковой [17]. Дискуссионные аспекты права на неприкосновенность частной жизни отдельных категорий работников, например преподавателей [12], дистанционных работников [24; 34], также нашли отражение в юридической литературе.
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Правовые позиции ЕСПЧ соответственно статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод применительно к сфере труда проанализированы в работах Е.М. Офман, Е.В. Сыченко, Д.В. Черняевой [14; 48]. Соотношение права на неприкосновенность частной жизни работника и работодательского контроля за выполнением трудовых обязанностей работника с использованием технических средств, а также реализация принципа уважения достоинства работника глубоко исследованы Е.В. Сыченко [18; 19; 48]. Проблематика неприкосновенности частной жизни в контексте персональных данных рассматривается, в частности, в работах А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой [8; 9], У.М. Стансковой [17]. Дискуссионные аспекты права на неприкосновенность частной жизни отдельных категорий работников, например преподавателей [12], дистанционных работников [24; 34], также нашли отражение в юридической литературе.
Статья: О некоторых новеллах правового регулирования трудовых и тесно с ними связанных отношений в Российской Федерации
(Федоренко Г.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Федоренко Галина Борисовна, преподаватель Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов "Вердикт".
(Федоренко Г.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Федоренко Галина Борисовна, преподаватель Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов "Вердикт".
Статья: Правовые основы взаимодействия сторон в дистанционных трудовых отношениях
(Пурге А.Р.)
("Современный юрист", 2024, N 1)Однако нельзя не отметить, что по смыслу части 2 статьи 312.6 ТК РФ договором могут быть определены лишь порядок, сроки и размеры возмещения, а не сама обязанность возмещения работодателем расходов, понесенных работником. Между тем судебная практика идет по иному и вряд ли верному пути. Так, по одному из дел было установлено, что преподаватель обратилась в суд с иском к образовательной организации о взыскании доплат за проверку тетрадей и компенсаций, вызванных переходом на дистанционную работу, а именно: компенсации за затраты времени на переобучение новым интернет-технологиям, компенсации за пользование интернет-сетями, компенсации за работу в ночное время (в том числе за электроэнергию по ночному тарифу), а также за амортизацию ее оборудования. Отказывая истице в ее требованиях по возмещению амортизации используемого ей оборудования, суд, в частности, указал, что по договору о дистанционном труде истица "работодателя в известность о возмездном характере использования конкретного оборудования... не ставила" <7>. Трудно понять, почему работник должен "ставить в известность" работодателя о возмездности использования работником его оборудования, если существует императивное правило об обязательности возмещения амортизации от такого использования. По этим же причинам суд отказал преподавателю в компенсации за электроэнергию, потраченную в период выполнения работником трудовых обязанностей дистанционно. Дополнительной мотивацией суда стал тот факт, что работник заключил договор о дистанционном труде, то есть заранее знал о необходимости использования сети Интернет и, следовательно, своего оборудования, электроэнергии и оплаты пользования интернет-сетями. Тем самым суд фактически возложил на работника бремя расходов, связанных с производственной деятельностью работодателя, что не представляется однозначно справедливым.
(Пурге А.Р.)
("Современный юрист", 2024, N 1)Однако нельзя не отметить, что по смыслу части 2 статьи 312.6 ТК РФ договором могут быть определены лишь порядок, сроки и размеры возмещения, а не сама обязанность возмещения работодателем расходов, понесенных работником. Между тем судебная практика идет по иному и вряд ли верному пути. Так, по одному из дел было установлено, что преподаватель обратилась в суд с иском к образовательной организации о взыскании доплат за проверку тетрадей и компенсаций, вызванных переходом на дистанционную работу, а именно: компенсации за затраты времени на переобучение новым интернет-технологиям, компенсации за пользование интернет-сетями, компенсации за работу в ночное время (в том числе за электроэнергию по ночному тарифу), а также за амортизацию ее оборудования. Отказывая истице в ее требованиях по возмещению амортизации используемого ей оборудования, суд, в частности, указал, что по договору о дистанционном труде истица "работодателя в известность о возмездном характере использования конкретного оборудования... не ставила" <7>. Трудно понять, почему работник должен "ставить в известность" работодателя о возмездности использования работником его оборудования, если существует императивное правило об обязательности возмещения амортизации от такого использования. По этим же причинам суд отказал преподавателю в компенсации за электроэнергию, потраченную в период выполнения работником трудовых обязанностей дистанционно. Дополнительной мотивацией суда стал тот факт, что работник заключил договор о дистанционном труде, то есть заранее знал о необходимости использования сети Интернет и, следовательно, своего оборудования, электроэнергии и оплаты пользования интернет-сетями. Тем самым суд фактически возложил на работника бремя расходов, связанных с производственной деятельностью работодателя, что не представляется однозначно справедливым.
Статья: Особенности увольнения дистанционного работника по п. 3 ч. 1 ст. 77 (ч. 1 ст. 80) Трудового кодекса РФ
(Василенко Ю.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)ОСОБЕННОСТИ УВОЛЬНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО РАБОТНИКА
(Василенко Ю.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)ОСОБЕННОСТИ УВОЛЬНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО РАБОТНИКА
Статья: Расчеты с дистанционными работниками в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 10)Пример. Государственное автономное образовательное учреждение заключило договор о дистанционной работе с преподавателем. Место нахождения учреждения - г. Санкт-Петербург, а преподаватель живет и работает в г. Череповце Вологодской области.
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 10)Пример. Государственное автономное образовательное учреждение заключило договор о дистанционной работе с преподавателем. Место нахождения учреждения - г. Санкт-Петербург, а преподаватель живет и работает в г. Череповце Вологодской области.
Статья: Хотели как лучше, а получились новые правила дистанционной работы
(Белицкая И.Я., Коршунова Т.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, NN 3, 4)В связи с этим случаи выполнения трудовой функции дистанционно следует рассматривать как способ организации труда и разместить в разделе "Рабочее время" наряду со сменной работой, ненормированным рабочим днем и др. Подобный подход позволит уйти от неоправданной дифференциации, разграничить вид работы и способ выполнения трудовой функции, использовать более гибкие и логичные механизмы регулирования такого способа выполнения работ. Эпидемия показала, что рабочее время и его использование крайне важны для работодателя, который хочет, используя труд дистанционных работников, осуществлять контроль за тем, как именно такие работники выполняют свою трудовую функцию и насколько эффективно они организуют свой рабочий день. И это в некотором роде противоречит сложившемуся в доктрине пониманию того, что при дистанционной работе работодатель не осуществляет контроль за подчиненными, как оказалось, при массовом переходе на удаленную работу никто не захотел оплачивать время, когда работник фактически свою трудовую функцию не выполняет.
(Белицкая И.Я., Коршунова Т.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, NN 3, 4)В связи с этим случаи выполнения трудовой функции дистанционно следует рассматривать как способ организации труда и разместить в разделе "Рабочее время" наряду со сменной работой, ненормированным рабочим днем и др. Подобный подход позволит уйти от неоправданной дифференциации, разграничить вид работы и способ выполнения трудовой функции, использовать более гибкие и логичные механизмы регулирования такого способа выполнения работ. Эпидемия показала, что рабочее время и его использование крайне важны для работодателя, который хочет, используя труд дистанционных работников, осуществлять контроль за тем, как именно такие работники выполняют свою трудовую функцию и насколько эффективно они организуют свой рабочий день. И это в некотором роде противоречит сложившемуся в доктрине пониманию того, что при дистанционной работе работодатель не осуществляет контроль за подчиненными, как оказалось, при массовом переходе на удаленную работу никто не захотел оплачивать время, когда работник фактически свою трудовую функцию не выполняет.
Статья: Практика социального партнерства: современное состояние и перспективы совершенствования
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)4. Согласно коллективному договору МОУ ДО "Детская музыкально-хоровая школа" г. Петрозаводска <8> преподавателям, переведенным на дистанционный режим работы, выплачивается компенсация и возмещение расходов за использование личного имущества для исполнения своих служебных обязанностей.
(Сафонов В.А.)
("Закон", 2022, N 10)4. Согласно коллективному договору МОУ ДО "Детская музыкально-хоровая школа" г. Петрозаводска <8> преподавателям, переведенным на дистанционный режим работы, выплачивается компенсация и возмещение расходов за использование личного имущества для исполнения своих служебных обязанностей.
Статья: Оказание квалифицированной юридической помощи адвокатом и осуществление судопроизводства в период распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19): анализ опыта России и Великобритании
(Романова В.Е.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)В настоящей статье рассматриваются особенности оказания квалифицированной юридической помощи адвокатом и осуществления судопроизводства в период распространения новой коронавирусной инфекции, а также технические решения для продолжения работы в дистанционном формате. Автор статьи приводит анализ опыта работы в России и в Великобритании. В статье также ставится вопрос о цифровизации юридических услуг и о новых направлениях оказания юридической помощи адвокатами и осуществления судопроизводства в рамках вынужденного ускоренного технического развития общества.
(Романова В.Е.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)В настоящей статье рассматриваются особенности оказания квалифицированной юридической помощи адвокатом и осуществления судопроизводства в период распространения новой коронавирусной инфекции, а также технические решения для продолжения работы в дистанционном формате. Автор статьи приводит анализ опыта работы в России и в Великобритании. В статье также ставится вопрос о цифровизации юридических услуг и о новых направлениях оказания юридической помощи адвокатами и осуществления судопроизводства в рамках вынужденного ускоренного технического развития общества.