Дискреция
Подборка наиболее важных документов по запросу Дискреция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Система оплаты труда
(КонсультантПлюс, 2025)"...при разрешении споров работников и работодателя по вопросу наличия задолженности по выплате премии, стимулирующей выплаты, юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы премии: входит ли премия, стимулирующая выплата в систему оплаты труда, являясь при этом гарантированной выплатой, или эта премия, стимулирующая выплата не относится к числу гарантированных выплат, является одним из видов поощрения работника за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к дискреции (полномочиям) работодателя.
(КонсультантПлюс, 2025)"...при разрешении споров работников и работодателя по вопросу наличия задолженности по выплате премии, стимулирующей выплаты, юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы премии: входит ли премия, стимулирующая выплата в систему оплаты труда, являясь при этом гарантированной выплатой, или эта премия, стимулирующая выплата не относится к числу гарантированных выплат, является одним из видов поощрения работника за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к дискреции (полномочиям) работодателя.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 333.21 "Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Гражданин оспорил конституционность п. 1 ст. 333.19 и п. 1 ст. 333.21 НК РФ, поскольку они предусматривают существенное увеличение размера государственной пошлины без установления разумного переходного периода, что в том числе приводит к изменению размера государственной пошлины в рамках уже начатого судебного процесса. КС РФ отказал в принятии жалобы к производству, отметив, что необходимость уплаты государственной пошлины в новом размере при подаче жалоб в рамках уже рассматриваемых судебных дел не свидетельствует о придании соответствующим изменениям обратной силы, так как каждая жалоба оплачивается государственной пошлиной, установленной на день ее подачи, а стороны судебного дела не лишаются возможности выбора того или иного варианта своего процессуального поведения. Само по себе законодательное изменение правил уплаты государственной пошлины, принятое федеральным законодателем в пределах предоставленной ему дискреции при установлении налогов и сборов, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Гражданин оспорил конституционность п. 1 ст. 333.19 и п. 1 ст. 333.21 НК РФ, поскольку они предусматривают существенное увеличение размера государственной пошлины без установления разумного переходного периода, что в том числе приводит к изменению размера государственной пошлины в рамках уже начатого судебного процесса. КС РФ отказал в принятии жалобы к производству, отметив, что необходимость уплаты государственной пошлины в новом размере при подаче жалоб в рамках уже рассматриваемых судебных дел не свидетельствует о придании соответствующим изменениям обратной силы, так как каждая жалоба оплачивается государственной пошлиной, установленной на день ее подачи, а стороны судебного дела не лишаются возможности выбора того или иного варианта своего процессуального поведения. Само по себе законодательное изменение правил уплаты государственной пошлины, принятое федеральным законодателем в пределах предоставленной ему дискреции при установлении налогов и сборов, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых последствиях признания недействительной правовой охраны товарных знаков
(Малахова Н.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)В случае выбора компенсации в твердом размере возможно снижение судом компенсации до 10 000 рублей за одно нарушение. Практика такого снижения вполне устоялась, предсказуема и эффективна, в том числе и в случае снижения ее размера ниже низшего предела, установленного законом. Но в рассматриваемой ситуации признания охраны знака недействительной у судов отсутствует правомочие снизить размер компенсации, если правообладатель требует компенсацию в виде двойной стоимости контрафакта или стоимости лицензии на право использования объекта. Признанные на настоящий момент Конституционным Судом допустимые случаи снижения размера двойной компенсации ниже низшего предела относятся к совершенно иным юридическим ситуациям: множественности нарушений прав на различные объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие одному правообладателю (Постановление N 28-П от 13.12.2016); множественности нарушений прав на объекты, принадлежащие разным правообладателям (Постановление N 40-П от 24.07.2020); нарушениям прав на сходные товарные знаки, владельцы которых являются аффилированными лицами (Постановление N 57-П от 14.12.2023). В ситуации аннулированного товарного знака дискреция суда в случае выбора истцом способа расчета двойной компенсации ограничена. Суд не способен в рассматриваемом случае отказать в иске или определить размер компенсации ниже низшего предела, установленного законом (двукратная стоимость товара), или предела, предложенного тем же Конституционным Судом, - ниже однократной стоимости контрафактного товара.
(Малахова Н.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)В случае выбора компенсации в твердом размере возможно снижение судом компенсации до 10 000 рублей за одно нарушение. Практика такого снижения вполне устоялась, предсказуема и эффективна, в том числе и в случае снижения ее размера ниже низшего предела, установленного законом. Но в рассматриваемой ситуации признания охраны знака недействительной у судов отсутствует правомочие снизить размер компенсации, если правообладатель требует компенсацию в виде двойной стоимости контрафакта или стоимости лицензии на право использования объекта. Признанные на настоящий момент Конституционным Судом допустимые случаи снижения размера двойной компенсации ниже низшего предела относятся к совершенно иным юридическим ситуациям: множественности нарушений прав на различные объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие одному правообладателю (Постановление N 28-П от 13.12.2016); множественности нарушений прав на объекты, принадлежащие разным правообладателям (Постановление N 40-П от 24.07.2020); нарушениям прав на сходные товарные знаки, владельцы которых являются аффилированными лицами (Постановление N 57-П от 14.12.2023). В ситуации аннулированного товарного знака дискреция суда в случае выбора истцом способа расчета двойной компенсации ограничена. Суд не способен в рассматриваемом случае отказать в иске или определить размер компенсации ниже низшего предела, установленного законом (двукратная стоимость товара), или предела, предложенного тем же Конституционным Судом, - ниже однократной стоимости контрафактного товара.
Статья: Судебная дискреция по вопросам о субсидиарной ответственности нуждается в ограничении?
(Абдулкадиров Т.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 3)"Вестник арбитражной практики", 2021, N 3
(Абдулкадиров Т.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 3)"Вестник арбитражной практики", 2021, N 3
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Одновременно с федеральным воздействием на параметры избирательной системы, применяемым при выборах законодательных органов субъектов РФ, в фокусе внимания оказался и численный состав депутатского корпуса. Причиной этого стала диспропорция в количестве депутатов в региональных парламентах, возникшая вследствие неограниченной дискреции законодателя. В период с 2001 по 2010 г. в парламенте Республики Тыва было 162 депутата: 130 - в нижней палате и 32 - в верхней. Население республики в то время было меньше 400 тыс. человек. Для сравнения: в значительно превосходящем по населению городе федерального значения Москве городская дума насчитывала только 35 депутатов. Регулирование представительства избирателей на региональном уровне не соответствовало принципам сбалансированного представительства. Исправить данное искажение были призваны поправки, внесенные в 2010 г. в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которые установили количественные параметры депутатского корпуса. Указанный подход сохранился и в системе действующего правового регулирования.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Одновременно с федеральным воздействием на параметры избирательной системы, применяемым при выборах законодательных органов субъектов РФ, в фокусе внимания оказался и численный состав депутатского корпуса. Причиной этого стала диспропорция в количестве депутатов в региональных парламентах, возникшая вследствие неограниченной дискреции законодателя. В период с 2001 по 2010 г. в парламенте Республики Тыва было 162 депутата: 130 - в нижней палате и 32 - в верхней. Население республики в то время было меньше 400 тыс. человек. Для сравнения: в значительно превосходящем по населению городе федерального значения Москве городская дума насчитывала только 35 депутатов. Регулирование представительства избирателей на региональном уровне не соответствовало принципам сбалансированного представительства. Исправить данное искажение были призваны поправки, внесенные в 2010 г. в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которые установили количественные параметры депутатского корпуса. Указанный подход сохранился и в системе действующего правового регулирования.
Статья: Дискреционные административные акты территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Критерии оценки дискреции в сфере территориального
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Критерии оценки дискреции в сфере территориального
Статья: Привлечение к ответственности контролирующих лиц несостоятельного должника: современные подходы
(Гутников О.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В качестве наглядного примера предоставления законодателем чрезмерно широкой дискреции при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц можно привести положение п. 5 ст. 61.10 Закона о банкротстве, согласно которому суд может признать лицо контролирующим должника по любым "иным основаниям", даже не предусмотренным законом.
(Гутников О.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В качестве наглядного примера предоставления законодателем чрезмерно широкой дискреции при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц можно привести положение п. 5 ст. 61.10 Закона о банкротстве, согласно которому суд может признать лицо контролирующим должника по любым "иным основаниям", даже не предусмотренным законом.
Статья: Взыскание убытков с руководителя и членов органов корпорации в случаях страхования их ответственности
(Лаптев В.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Вместе с тем положение ст. 1072 ГК РФ не препятствует выработке подхода судебной практики, при котором даже при наличии страхования ответственности руководителя (директора) суд вправе и по заявлению ответчика (виновного лица, причинителя убытков) привлечь страховую компанию в качестве соответчика. Между прочим, страховая компания, обладающая штатом сотрудников с юридическим образованием, будет способствовать формированию сильной правовой позиции причинителя вреда в суде. Данный вопрос становится особенно актуальным в свете подготовки нормативных актов об "адвокатской монополии" <14>. Кроме того, суд будет вправе распределить бремя доказывания в каждом конкретном случае соответствующим образом (дискреция суда).
(Лаптев В.А.)
("Юрист", 2025, N 9)Вместе с тем положение ст. 1072 ГК РФ не препятствует выработке подхода судебной практики, при котором даже при наличии страхования ответственности руководителя (директора) суд вправе и по заявлению ответчика (виновного лица, причинителя убытков) привлечь страховую компанию в качестве соответчика. Между прочим, страховая компания, обладающая штатом сотрудников с юридическим образованием, будет способствовать формированию сильной правовой позиции причинителя вреда в суде. Данный вопрос становится особенно актуальным в свете подготовки нормативных актов об "адвокатской монополии" <14>. Кроме того, суд будет вправе распределить бремя доказывания в каждом конкретном случае соответствующим образом (дискреция суда).
Статья: Обязательства государств по защите климата: консультативное заключение Международного суда ООН
(Гудков И.В., Энтин М.Л.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 5)Кроме того, по логике идеологов "зеленой энергетической революции", актуальные установки международного режима защиты климата сужают суверенную свободу определения национальных климатических политик и принцип общей, но дифференцированной ответственности, поскольку национальные меры, очевидно, должны соответствовать критериям климатической приемлемости, согласованным всем международным сообществом на универсальном межправительственном уровне. По этой логике развитые и развивающиеся страны должны ради защиты климата двигаться в едином направлении - "перехода прочь" от ископаемого топлива, а учет особого положения развивающихся стран воплощается, по сути, лишь в более длительных сроках перехода и в том, что развитые страны выделяют развивающимся финансово-техническую поддержку на его осуществление. Косвенным образом это подтвердил МС ООН в своем консультативном заключении, указав, что дискреция государств при определении климатических политик ограничена и что к их оценке применению подлежат общие стандарты, а в явной форме это отражено в совместной декларации судей Бхандари и Кливлэнда.
(Гудков И.В., Энтин М.Л.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 5)Кроме того, по логике идеологов "зеленой энергетической революции", актуальные установки международного режима защиты климата сужают суверенную свободу определения национальных климатических политик и принцип общей, но дифференцированной ответственности, поскольку национальные меры, очевидно, должны соответствовать критериям климатической приемлемости, согласованным всем международным сообществом на универсальном межправительственном уровне. По этой логике развитые и развивающиеся страны должны ради защиты климата двигаться в едином направлении - "перехода прочь" от ископаемого топлива, а учет особого положения развивающихся стран воплощается, по сути, лишь в более длительных сроках перехода и в том, что развитые страны выделяют развивающимся финансово-техническую поддержку на его осуществление. Косвенным образом это подтвердил МС ООН в своем консультативном заключении, указав, что дискреция государств при определении климатических политик ограничена и что к их оценке применению подлежат общие стандарты, а в явной форме это отражено в совместной декларации судей Бхандари и Кливлэнда.
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что, во-первых, проведение административного расследования находится в дискреции должностного лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении. При этом в соответствии с абз. 3, 5 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что, во-первых, проведение административного расследования находится в дискреции должностного лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении. При этом в соответствии с абз. 3, 5 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)1.4. Судебная дискреция при квалификации субъективного
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)1.4. Судебная дискреция при квалификации субъективного
Статья: "Озеленение" полетов: как экологизация правового регулирования воздушных сообщений влияет на международное воздушное право?
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Суд также пришел к заключению, что экстерриториальное применение СТВ не противоречит принципу свободы полетов над открытым морем. Согласно логике Суда международные полеты воздушных судов могут осуществляться над открытым морем между территориями третьих стран и к таким полетам СТВ не применяется <94>. Если же эксплуатанты из других стран сделали выбор в пользу установления авиасообщения с государствами - членами ЕС, то в этом случае на них распространяется неограниченная юрисдикция ЕС вследствие попадания воздушного судна на территорию государств-членов <95>. Однако здесь кроется логическое противоречие, которое заключается в том, что, даже если СТВ не распространяется на все полеты над открытым морем, это не предполагает отсутствия нарушения вышеупомянутого принципа, так как СТВ все же распространяется на часть полетов в открытом море <96>. Следует отметить, что использование суверенного воздушного пространства действительно носит исключительно разрешительный характер, однако при этом стоит учитывать и другие нормы международного права, закрепленные в универсальных и двусторонних договорах, которые ограничивают дискрецию государств при выдаче таких разрешений. Если же придерживаться подхода Суда, то, как выразился П. Мендес де Леон, все договорные источники в области воздушного права можно "выбросить прямо в мусорную корзину" <97>.
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)Суд также пришел к заключению, что экстерриториальное применение СТВ не противоречит принципу свободы полетов над открытым морем. Согласно логике Суда международные полеты воздушных судов могут осуществляться над открытым морем между территориями третьих стран и к таким полетам СТВ не применяется <94>. Если же эксплуатанты из других стран сделали выбор в пользу установления авиасообщения с государствами - членами ЕС, то в этом случае на них распространяется неограниченная юрисдикция ЕС вследствие попадания воздушного судна на территорию государств-членов <95>. Однако здесь кроется логическое противоречие, которое заключается в том, что, даже если СТВ не распространяется на все полеты над открытым морем, это не предполагает отсутствия нарушения вышеупомянутого принципа, так как СТВ все же распространяется на часть полетов в открытом море <96>. Следует отметить, что использование суверенного воздушного пространства действительно носит исключительно разрешительный характер, однако при этом стоит учитывать и другие нормы международного права, закрепленные в универсальных и двусторонних договорах, которые ограничивают дискрецию государств при выдаче таких разрешений. Если же придерживаться подхода Суда, то, как выразился П. Мендес де Леон, все договорные источники в области воздушного права можно "выбросить прямо в мусорную корзину" <97>.