Дисциплинарный проступок государственного служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарный проступок государственного служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)"...Анализ норм действующего законодательства, содержащих понятие дисциплинарного проступка государственных и муниципальных служащих, позволяет сделать вывод о том, что применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным, муниципальным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности увольнение по соответствующему основанию "в связи с утратой доверия".
(КонсультантПлюс, 2025)"...Анализ норм действующего законодательства, содержащих понятие дисциплинарного проступка государственных и муниципальных служащих, позволяет сделать вывод о том, что применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным, муниципальным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности увольнение по соответствующему основанию "в связи с утратой доверия".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О наложении дисциплинарного взыскания на госслужащего
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2022, N 10)О НАЛОЖЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ НА ГОССЛУЖАЩЕГО
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2022, N 10)О НАЛОЖЕНИИ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ НА ГОССЛУЖАЩЕГО
Статья: Становление советского и российского законодательства о государственной службе (в трудах профессора В.М. Манохина)
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Между тем дисциплинарная ответственность государственных служащих концептуально отличается от дисциплинарной ответственности работников именно тем, что, если в частной организации работодатель действительно должен иметь возможность привлечь виновного работника к ответственности либо освободить от нее, реализуя свою "хозяйскую власть", то в государственно-служебных отношениях такой подход выглядит недопустимым, так как дисциплинарные проступки государственных служащих (по крайней мере, значительная часть из них) посягают на публичный интерес <18>. Соответственно, обязательным условием повышения эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе является - по общему правилу - неотвратимость привлечения к ней.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Между тем дисциплинарная ответственность государственных служащих концептуально отличается от дисциплинарной ответственности работников именно тем, что, если в частной организации работодатель действительно должен иметь возможность привлечь виновного работника к ответственности либо освободить от нее, реализуя свою "хозяйскую власть", то в государственно-служебных отношениях такой подход выглядит недопустимым, так как дисциплинарные проступки государственных служащих (по крайней мере, значительная часть из них) посягают на публичный интерес <18>. Соответственно, обязательным условием повышения эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе является - по общему правилу - неотвратимость привлечения к ней.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821
(ред. от 09.07.2025)
"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов")35. В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего информация об этом представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(ред. от 09.07.2025)
"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов")35. В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего информация об этом представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья: Институт служебной проверки в производстве по дисциплинарным делам государственных служащих
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В статье рассматриваются понятие, назначение, виды проверок, проводимых по фактам нарушения дисциплины и законности в системе государственной службы РФ. От полноты, своевременности, правильности, законности, объективности проведения проверки зависит обеспечение законных прав и интересов госслужащего, в отношении которого проверка проводится, решение вопроса о возможности или невозможности наложения на него дисциплинарного взыскания. Проанализированы нормативные акты и охарактеризованы существующие в правовой литературе подходы к определению служебной проверки, на этой основе формулируется ее авторское определение. Аргументируется позиция, что с точки зрения содержания стадий правоприменительной деятельности и видов и содержания стадий правоприменительного юрисдикционного процесса служебная проверка полностью укладывается в рамки стадии возбуждения дисциплинарного дела, выступает одним из ее возможных этапов, наряду с иными формами выяснения и исследования обстоятельств дисциплинарного дела. Обосновывается вывод, что в общепринятом понимании термин "служебная проверка" в системе государственной службы РФ наиболее полно характеризует назначение, содержание и возможный процессуальный порядок действий по фактам совершения нарушений дисциплины и иных событий, требующих изучения и анализа. Для унификации проверочных действий, проводимых в связи с совершением дисциплинарных проступков государственными служащими РФ, предлагается единообразно использовать термин "служебная проверка". Такой подход дает возможность упорядочить организацию и проведение служебной проверки для различных видов государственных служащих.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)В статье рассматриваются понятие, назначение, виды проверок, проводимых по фактам нарушения дисциплины и законности в системе государственной службы РФ. От полноты, своевременности, правильности, законности, объективности проведения проверки зависит обеспечение законных прав и интересов госслужащего, в отношении которого проверка проводится, решение вопроса о возможности или невозможности наложения на него дисциплинарного взыскания. Проанализированы нормативные акты и охарактеризованы существующие в правовой литературе подходы к определению служебной проверки, на этой основе формулируется ее авторское определение. Аргументируется позиция, что с точки зрения содержания стадий правоприменительной деятельности и видов и содержания стадий правоприменительного юрисдикционного процесса служебная проверка полностью укладывается в рамки стадии возбуждения дисциплинарного дела, выступает одним из ее возможных этапов, наряду с иными формами выяснения и исследования обстоятельств дисциплинарного дела. Обосновывается вывод, что в общепринятом понимании термин "служебная проверка" в системе государственной службы РФ наиболее полно характеризует назначение, содержание и возможный процессуальный порядок действий по фактам совершения нарушений дисциплины и иных событий, требующих изучения и анализа. Для унификации проверочных действий, проводимых в связи с совершением дисциплинарных проступков государственными служащими РФ, предлагается единообразно использовать термин "служебная проверка". Такой подход дает возможность упорядочить организацию и проведение служебной проверки для различных видов государственных служащих.
Статья: Увольнение работников, совершивших коррупционные правонарушения: сравнительно-правовой анализ оснований и механизма расторжения трудовых договоров
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Ключевые слова: коррупционное правонарушение, дисциплинарный проступок, государственный (муниципальный) служащий, расторжение трудового договора по инициативе работодателя, утрата доверия.
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Ключевые слова: коррупционное правонарушение, дисциплинарный проступок, государственный (муниципальный) служащий, расторжение трудового договора по инициативе работодателя, утрата доверия.
Статья: Стадии производства по дисциплинарным делам государственных служащих Российской Федерации
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)В статье рассматривается содержание и структура правоприменительной деятельности в связи с совершением дисциплинарных проступков государственными служащими - посредством реализации процессуальных норм дисциплинарного производства, выступающего одной из форм правоохраны социальных и, как их разновидности, правовых норм. Характеризуется такой самостоятельный элемент юридического процесса, как стадии процессуального производства, показывается соотношение их содержания с основными стадиями правоприменения. На основе анализа подходов к определению стадии юридического и административного процесса и выделения их признаков предлагается определение стадии производства по дисциплинарным делам. Показаны точки зрения специалистов на систему и виды основных и факультативных стадий производства по дисциплинарным делам государственных служащих, обосновываются критерии, лежащие в основе выделения самостоятельной процессуальной стадии, их функциональная роль в производстве и формулируется вывод о видах стадий производства по дисциплинарным делам. Обосновывается мнение, что пересмотр дисциплинарного дела как отдельная, самостоятельная стадия, не входящая в структуру данного производства, возможен посредством разрешения служебного спора. В заключение характеризуется существующий порядок (модель) производства по наложению дисциплинарного взыскания, который может быть упрощенным и обычным (полным).
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)В статье рассматривается содержание и структура правоприменительной деятельности в связи с совершением дисциплинарных проступков государственными служащими - посредством реализации процессуальных норм дисциплинарного производства, выступающего одной из форм правоохраны социальных и, как их разновидности, правовых норм. Характеризуется такой самостоятельный элемент юридического процесса, как стадии процессуального производства, показывается соотношение их содержания с основными стадиями правоприменения. На основе анализа подходов к определению стадии юридического и административного процесса и выделения их признаков предлагается определение стадии производства по дисциплинарным делам. Показаны точки зрения специалистов на систему и виды основных и факультативных стадий производства по дисциплинарным делам государственных служащих, обосновываются критерии, лежащие в основе выделения самостоятельной процессуальной стадии, их функциональная роль в производстве и формулируется вывод о видах стадий производства по дисциплинарным делам. Обосновывается мнение, что пересмотр дисциплинарного дела как отдельная, самостоятельная стадия, не входящая в структуру данного производства, возможен посредством разрешения служебного спора. В заключение характеризуется существующий порядок (модель) производства по наложению дисциплинарного взыскания, который может быть упрощенным и обычным (полным).
Готовое решение: Как провести служебную проверку госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)факт совершения госслужащим дисциплинарного проступка;
(КонсультантПлюс, 2025)факт совершения госслужащим дисциплинарного проступка;
Статья: Виды юридической ответственности за спортивные правонарушения
(Буянова М.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 7)Применяя данный подход к рассмотрению собственно дисциплинарной спортивной ответственности, можно, в принципе, трактовать ее как юридическую ответственность, вытекающую из нарушения субъектом спортивного правоотношения определенных спортивных правил. Однако в отношении спортивной дисциплинарной ответственности такой подход представляется не вполне результативным. Если совершение дисциплинарного проступка работником, государственным служащим или военнослужащим однозначно влечет их дисциплинарную ответственность, то совершение спортсменом нарушения спортивных правил не обязательно влечет собственно дисциплинарную спортивную ответственность, но может также влечь штрафную спортивную ответственность.
(Буянова М.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 7)Применяя данный подход к рассмотрению собственно дисциплинарной спортивной ответственности, можно, в принципе, трактовать ее как юридическую ответственность, вытекающую из нарушения субъектом спортивного правоотношения определенных спортивных правил. Однако в отношении спортивной дисциплинарной ответственности такой подход представляется не вполне результативным. Если совершение дисциплинарного проступка работником, государственным служащим или военнослужащим однозначно влечет их дисциплинарную ответственность, то совершение спортсменом нарушения спортивных правил не обязательно влечет собственно дисциплинарную спортивную ответственность, но может также влечь штрафную спортивную ответственность.
Статья: Административно-процессуальная деятельность в рамках стадии возбуждения производства по дисциплинарным делам
(Лещина Э.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Что касается установления и доказывания обстоятельств совершения дисциплинарного проступка государственным служащим, то административно-процессуальная форма данной деятельности нормативными правовыми актами определена только применительно к проведению служебной проверки. Возможные виды доказательств по дисциплинарному делу и требования к ним законодательством (за исключением военной службы) в основном не определены. В отличие от производства по материалам о грубых дисциплинарных проступках военнослужащих, для государственной гражданской службы и государственной службы иных видов практически отсутствует правовая регламентация применения мер обеспечения производства по делу о дисциплинарном проступке <23>.
(Лещина Э.Л.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Что касается установления и доказывания обстоятельств совершения дисциплинарного проступка государственным служащим, то административно-процессуальная форма данной деятельности нормативными правовыми актами определена только применительно к проведению служебной проверки. Возможные виды доказательств по дисциплинарному делу и требования к ним законодательством (за исключением военной службы) в основном не определены. В отличие от производства по материалам о грубых дисциплинарных проступках военнослужащих, для государственной гражданской службы и государственной службы иных видов практически отсутствует правовая регламентация применения мер обеспечения производства по делу о дисциплинарном проступке <23>.
Статья: Рассмотрение административного дела как стадия административного процесса
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)По мнению М.Б. Добробабы, стадия рассмотрения и разрешения дела является центральной в дисциплинарном производстве, в ходе которой руководитель органа реализует свое право усмотрения в принятии решения о применении или неприменении к государственному служащему дисциплинарного взыскания <14>. В свою очередь, Э.Л. Лещина также отмечает, что рассмотрение дисциплинарного дела и принятие решения - это основная стадия административного процесса, в рамках которой дисциплинарное дело рассматривается и разрешается по существу, принимается правоприменительное решение. При этом цель рассматриваемой стадии определяется как установление объективной истины по делу, наличия или отсутствия факта совершения дисциплинарного проступка, виновности государственного служащего в его совершении, решение вопроса о возможности применения к виновному законного, обоснованного и справедливого дисциплинарного взыскания, а задачами будут:
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)По мнению М.Б. Добробабы, стадия рассмотрения и разрешения дела является центральной в дисциплинарном производстве, в ходе которой руководитель органа реализует свое право усмотрения в принятии решения о применении или неприменении к государственному служащему дисциплинарного взыскания <14>. В свою очередь, Э.Л. Лещина также отмечает, что рассмотрение дисциплинарного дела и принятие решения - это основная стадия административного процесса, в рамках которой дисциплинарное дело рассматривается и разрешается по существу, принимается правоприменительное решение. При этом цель рассматриваемой стадии определяется как установление объективной истины по делу, наличия или отсутствия факта совершения дисциплинарного проступка, виновности государственного служащего в его совершении, решение вопроса о возможности применения к виновному законного, обоснованного и справедливого дисциплинарного взыскания, а задачами будут:
Статья: Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Как известно, правовую природу того или иного вида ответственности предопределяет характер лежащего в его основе правонарушения. Дисциплинарный проступок является разновидностью правонарушений, поэтому ему присущи все признаки последнего. Вместе с тем дисциплинарный проступок имеет ряд особенностей. В действующем служебном законодательстве отсутствует единое определение дисциплинарного проступка для всех видов государственной службы. В то же время анализ нормативных актов позволяет выделить следующие признаки дисциплинарного проступка государственного служащего: 1) он представляет собой противоправное деяние, совершенное в форме как действия, так и бездействия, которое определено в законе как неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего служебных обязанностей; 2) ответственность наступает исключительно за виновные деяния, т.е. вина является обязательным признаком дисциплинарного проступка; 3) выражается в виде нарушений служебной дисциплины; 4) за его совершение на государственного служащего может быть наложено дисциплинарное взыскание.
(Добробаба М.Б., Чаннов С.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Как известно, правовую природу того или иного вида ответственности предопределяет характер лежащего в его основе правонарушения. Дисциплинарный проступок является разновидностью правонарушений, поэтому ему присущи все признаки последнего. Вместе с тем дисциплинарный проступок имеет ряд особенностей. В действующем служебном законодательстве отсутствует единое определение дисциплинарного проступка для всех видов государственной службы. В то же время анализ нормативных актов позволяет выделить следующие признаки дисциплинарного проступка государственного служащего: 1) он представляет собой противоправное деяние, совершенное в форме как действия, так и бездействия, которое определено в законе как неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего служебных обязанностей; 2) ответственность наступает исключительно за виновные деяния, т.е. вина является обязательным признаком дисциплинарного проступка; 3) выражается в виде нарушений служебной дисциплины; 4) за его совершение на государственного служащего может быть наложено дисциплинарное взыскание.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Заметим, что Федеральные законы о государственной гражданской и муниципальной службе прямо устанавливают, что основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является именно совершение дисциплинарного проступка. М.Б. Добробаба определила дисциплинарный проступок как виновное, противоправное деяние государственного (муниципального) служащего, которое заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей, за совершение которого к нему может быть применено дисциплинарное взыскание <9>. При этом перечень обязанностей гражданского служащего является открытым и может быть конкретизирован должностным регламентом госслужащего.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Заметим, что Федеральные законы о государственной гражданской и муниципальной службе прямо устанавливают, что основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является именно совершение дисциплинарного проступка. М.Б. Добробаба определила дисциплинарный проступок как виновное, противоправное деяние государственного (муниципального) служащего, которое заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей, за совершение которого к нему может быть применено дисциплинарное взыскание <9>. При этом перечень обязанностей гражданского служащего является открытым и может быть конкретизирован должностным регламентом госслужащего.