Дисциплинарный коррупционный проступок
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарный коррупционный проступок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку Ш. ...не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о выполнении им иной оплачиваемой работы, выполнение которой влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им основных должностных обязанностей, суд... пришел к выводу о совершении Ш. дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для привлечения его к дисциплинарной ответственности..."
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку Ш. ...не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о выполнении им иной оплачиваемой работы, выполнение которой влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им основных должностных обязанностей, суд... пришел к выводу о совершении Ш. дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для привлечения его к дисциплинарной ответственности..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 33 "Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"Увольнение за нарушение данных запретов, предусмотренное пунктом 14 части 1 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ является правом представителя нанимателя, не образует состава дисциплинарного либо коррупционного проступка."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<15> См.: Кабанов П.А. Негативные последствия увольнения в связи с утратой доверия за совершение дисциплинарного коррупционного проступка // Мониторинг правоприменения. 2019. N 2 (31). С. 30 - 37.
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<15> См.: Кабанов П.А. Негативные последствия увольнения в связи с утратой доверия за совершение дисциплинарного коррупционного проступка // Мониторинг правоприменения. 2019. N 2 (31). С. 30 - 37.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Установив, что М., в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, суд пришел к правильному выводу о совершении М. дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для его увольнения на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Установив, что М., в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", не уведомил в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению, суд пришел к правильному выводу о совершении М. дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для его увольнения на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является).
Статья: Становление советского и российского законодательства о государственной службе (в трудах профессора В.М. Манохина)
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Надо сказать, что за последние десятилетия в служебном законодательстве были сделаны некоторые шаги в данном направлении, в первую очередь применительно к дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений. Это позволило некоторым ученым сделать вывод о появлении такого важнейшего принципа противодействия коррупции, "как неотвратимость ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков" <19>. Однако, как замечает и сама М.Б. Добробаба, а вслед за ней и другие специалисты <20>, во-первых, это касается в настоящее время только дисциплинарных коррупционных проступков, во-вторых, в данном случае законодатель закрепил принцип неотвратимости не ответственности, а наказания.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Надо сказать, что за последние десятилетия в служебном законодательстве были сделаны некоторые шаги в данном направлении, в первую очередь применительно к дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений. Это позволило некоторым ученым сделать вывод о появлении такого важнейшего принципа противодействия коррупции, "как неотвратимость ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков" <19>. Однако, как замечает и сама М.Б. Добробаба, а вслед за ней и другие специалисты <20>, во-первых, это касается в настоящее время только дисциплинарных коррупционных проступков, во-вторых, в данном случае законодатель закрепил принцип неотвратимости не ответственности, а наказания.
Статья: Увольнение работников, совершивших коррупционные правонарушения: сравнительно-правовой анализ оснований и механизма расторжения трудовых договоров
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)При этом заслуживает внимания то обстоятельство, что сам по себе факт совершения коррупционного дисциплинарного проступка не является безусловным основанием для принятия работодателем инициативного решения о прекращении трудовых отношений с работником и расторжении трудового договора.
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)При этом заслуживает внимания то обстоятельство, что сам по себе факт совершения коррупционного дисциплинарного проступка не является безусловным основанием для принятия работодателем инициативного решения о прекращении трудовых отношений с работником и расторжении трудового договора.
Статья: Привлечение к ответственности за совершение коррупционного правонарушения после увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Именно последняя разновидность коррупционных правонарушений является самой распространенной, а также наиболее неоднозначной с точки зрения особенностей ее применения в различных видах правоотношений. Например, совершение дисциплинарных проступков коррупционной направленности с учетом специфики трудовых (служебных, военно-служебных) отношений не всегда влекло за собой привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, их совершивших. Так, в случае прекращения трудовых отношений уволенный работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию <2>.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Именно последняя разновидность коррупционных правонарушений является самой распространенной, а также наиболее неоднозначной с точки зрения особенностей ее применения в различных видах правоотношений. Например, совершение дисциплинарных проступков коррупционной направленности с учетом специфики трудовых (служебных, военно-служебных) отношений не всегда влекло за собой привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, их совершивших. Так, в случае прекращения трудовых отношений уволенный работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию <2>.
Статья: Вправе ли военнослужащий сдавать в аренду жилое помещение?
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)В деятельности кадровых подразделений государственных организаций, а также различных надзорных органов все чаще возникает необходимость в оценке различных действий государственных служащих, которые могут быть квалифицированы как коррупционное поведение, связанное с нарушением установленных запретов (как коррупционные дисциплинарные проступки).
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)В деятельности кадровых подразделений государственных организаций, а также различных надзорных органов все чаще возникает необходимость в оценке различных действий государственных служащих, которые могут быть квалифицированы как коррупционное поведение, связанное с нарушением установленных запретов (как коррупционные дисциплинарные проступки).
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Внесенные в 2011 г. изменения в законодательство о государственной службе, касающиеся ответственности за совершение коррупционных правонарушений, свидетельствуют о том, что принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности нашел выражение по отношению к коррупционным правонарушениям. Это проявляется в том, что ст. 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" закрепляет, что за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии. А в случае совершения госслужащим коррупционного правонарушения в ст. 59.2 названного Закона установлена обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего. В неотвратимости ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков усматривается важнейший принцип противодействия коррупции <13>.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Внесенные в 2011 г. изменения в законодательство о государственной службе, касающиеся ответственности за совершение коррупционных правонарушений, свидетельствуют о том, что принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности нашел выражение по отношению к коррупционным правонарушениям. Это проявляется в том, что ст. 59.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" закрепляет, что за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном должностном соответствии. А в случае совершения госслужащим коррупционного правонарушения в ст. 59.2 названного Закона установлена обязанность представителя нанимателя уволить гражданского служащего. В неотвратимости ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков усматривается важнейший принцип противодействия коррупции <13>.
Статья: Обзор изменений в Законе N 44-ФЗ, вступивших в силу в июле 2022 года
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Тем не менее суд посчитал распоряжение об увольнении госслужащего законным <5>. Непринятие госслужащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он оказался, - это дисциплинарный проступок коррупционной направленности, влекущий увольнение в связи с утратой доверия <6>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Тем не менее суд посчитал распоряжение об увольнении госслужащего законным <5>. Непринятие госслужащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он оказался, - это дисциплинарный проступок коррупционной направленности, влекущий увольнение в связи с утратой доверия <6>.
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дисциплинарные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим дисциплинарного коррупционного проступка.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дисциплинарные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении государственным служащим дисциплинарного коррупционного проступка.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Во-вторых, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" говорится все же о коррупционных правонарушениях, а не преступлениях. Между тем понятие "правонарушение" в принципе более широкое, чем "преступление", и включает в себя как минимум коррупционные административные правонарушения, гражданско-правовые деликты и коррупционные дисциплинарные проступки (последние, кстати, в законодательстве о государственной и муниципальной службе прямо и недвусмысленно называются коррупционными правонарушениями). Обязанные лица, далеко не все из которых имеют юридическое образование, редко вникают в разграничение между данными юридическими категориями и на практике чаще всего воспринимают рассматриваемую обязанность исключительно в контексте необходимости сообщать о склонении их только к совершению преступных деяний (получение взятки, злоупотребление полномочиями и др.). В результате, с одной стороны, государство не получает полную информацию о противоправных действиях третьих лиц, с другой - обязанные лица, не сообщившие о попытке склонения их, например, нарушить антикоррупционный запрет, привлекаются к ответственности, по сути именно из-за непонимания необходимости исполнения рассматриваемой обязанности в данном случае.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Во-вторых, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" говорится все же о коррупционных правонарушениях, а не преступлениях. Между тем понятие "правонарушение" в принципе более широкое, чем "преступление", и включает в себя как минимум коррупционные административные правонарушения, гражданско-правовые деликты и коррупционные дисциплинарные проступки (последние, кстати, в законодательстве о государственной и муниципальной службе прямо и недвусмысленно называются коррупционными правонарушениями). Обязанные лица, далеко не все из которых имеют юридическое образование, редко вникают в разграничение между данными юридическими категориями и на практике чаще всего воспринимают рассматриваемую обязанность исключительно в контексте необходимости сообщать о склонении их только к совершению преступных деяний (получение взятки, злоупотребление полномочиями и др.). В результате, с одной стороны, государство не получает полную информацию о противоправных действиях третьих лиц, с другой - обязанные лица, не сообщившие о попытке склонения их, например, нарушить антикоррупционный запрет, привлекаются к ответственности, по сути именно из-за непонимания необходимости исполнения рассматриваемой обязанности в данном случае.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике" установил основу для данного вида проступка, относя к дисциплинарным коррупционным проступкам обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность <144>.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике" установил основу для данного вида проступка, относя к дисциплинарным коррупционным проступкам обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями служебные нарушения, за которые установлена дисциплинарная ответственность <144>.
Статья: Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)На этом основании М.Б. Добробаба обращает внимание на "важнейший принцип противодействия коррупции как неотвратимость ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков" [9, с. 426]. Принципиально соглашаясь с тем, что принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности нашел зримое выражение по отношению к коррупционным правонарушениям, следует сделать определенную оговорку. Как нам представляется, законодатель в данном случае пошел дальше, чем следовало бы, и закрепил принцип неотвратимости не ответственности, а наказания.
(Пресняков М.В.)
("Современное право", 2022, N 5)На этом основании М.Б. Добробаба обращает внимание на "важнейший принцип противодействия коррупции как неотвратимость ответственности за совершение дисциплинарных коррупционных проступков" [9, с. 426]. Принципиально соглашаясь с тем, что принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности нашел зримое выражение по отношению к коррупционным правонарушениям, следует сделать определенную оговорку. Как нам представляется, законодатель в данном случае пошел дальше, чем следовало бы, и закрепил принцип неотвратимости не ответственности, а наказания.