Дежурство судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Дежурство судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Питание на производстве - анализ споров
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2024, N 1)Суд рассмотрел требование бывшего сотрудника к организации об оплате в качестве сверхурочной работы перерывов во время суточного дежурства. Судьи установили, что по должностной инструкции в ночное время сотруднику положен отдых с двух до четырех часов с реагированием на поступающие внешние сигналы. Однако с тем, что исполнение должностных обязанностей в период перерыва переводит это время в разряд рабочего (сверхурочного), судьи не согласились.
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2024, N 1)Суд рассмотрел требование бывшего сотрудника к организации об оплате в качестве сверхурочной работы перерывов во время суточного дежурства. Судьи установили, что по должностной инструкции в ночное время сотруднику положен отдых с двух до четырех часов с реагированием на поступающие внешние сигналы. Однако с тем, что исполнение должностных обязанностей в период перерыва переводит это время в разряд рабочего (сверхурочного), судьи не согласились.
Статья: Использование современных информационных технологий при судебном рассмотрении жалоб на досудебном производстве
(Миргородская Э.Р.)
("Администратор суда", 2021, N 1)Причинами первого основания являются затягивание срока рассмотрения жалобы из-за отсутствия оперативного механизма взаимодействия между судом и органами предварительного расследования. Оно выглядит следующим образом: чтобы получить материалы уголовного дела, суду необходимо их истребовать от следователей, дознавателей путем направления запросов, ожидания получения материалов по почте или нарочно, затем материалы поступают в экспедицию суда, канцелярию суда и в последнюю очередь - судье (так, например, на практике имеется случай, когда одно дело суд ждал два месяца и постоянно откладывал заседание). Имелись случаи и искусственного затягивания сроков заседания до окончания срока предварительного следствия. Так, например, чтобы не быть голословными, рассмотрим материалы апелляционного Постановления Иркутского областного суда <3>. Жалоба на бездействие следователя, выразившееся в неуведомлении подозреваемого о продлении срока предварительного следствия, была подана 15 июня 2017 г., принята к производству спустя две недели - 4 июля 2017 г., а рассмотрена была 27 июля 2017 г. (спустя 2,5 месяца после подачи жалобы). Рассмотрение жалобы неоднократно переносилось по различным причинам (просьба прокурора, дежурство судьи). В рассмотренном примере был нарушен принцип соблюдения сроков уголовного судопроизводства, составляющий по закону 5 суток с момента подачи жалобы. Такие случаи не единичны. О затягивании сроков рассмотрения жалобы как одной из причин при прекращении производства по жалобе писали также и Л.Н. Масленникова, Т.Е. Сушина <4>.
(Миргородская Э.Р.)
("Администратор суда", 2021, N 1)Причинами первого основания являются затягивание срока рассмотрения жалобы из-за отсутствия оперативного механизма взаимодействия между судом и органами предварительного расследования. Оно выглядит следующим образом: чтобы получить материалы уголовного дела, суду необходимо их истребовать от следователей, дознавателей путем направления запросов, ожидания получения материалов по почте или нарочно, затем материалы поступают в экспедицию суда, канцелярию суда и в последнюю очередь - судье (так, например, на практике имеется случай, когда одно дело суд ждал два месяца и постоянно откладывал заседание). Имелись случаи и искусственного затягивания сроков заседания до окончания срока предварительного следствия. Так, например, чтобы не быть голословными, рассмотрим материалы апелляционного Постановления Иркутского областного суда <3>. Жалоба на бездействие следователя, выразившееся в неуведомлении подозреваемого о продлении срока предварительного следствия, была подана 15 июня 2017 г., принята к производству спустя две недели - 4 июля 2017 г., а рассмотрена была 27 июля 2017 г. (спустя 2,5 месяца после подачи жалобы). Рассмотрение жалобы неоднократно переносилось по различным причинам (просьба прокурора, дежурство судьи). В рассмотренном примере был нарушен принцип соблюдения сроков уголовного судопроизводства, составляющий по закону 5 суток с момента подачи жалобы. Такие случаи не единичны. О затягивании сроков рассмотрения жалобы как одной из причин при прекращении производства по жалобе писали также и Л.Н. Масленникова, Т.Е. Сушина <4>.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"график дежурств судей по организации судебных заседаний с использованием систем ВКС в арбитражном суде Российской Федерации, которому планируется направить поручение;
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"график дежурств судей по организации судебных заседаний с использованием систем ВКС в арбитражном суде Российской Федерации, которому планируется направить поручение;
Статья: Влияние цифровизации цивилистического процесса на процессуальные права и обязанности государственных органов
(Гаврюшов Н.Е.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Видео-конференц-связь (ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ); ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ); ст. 142 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)) предполагает участие в судебном заседании путем использования ресурсов судебной системы, что позволяет не ездить в другие города, а участвовать из суда, расположенного по месту проживания лица или нахождения организации. Плюсом такого способа участия является то, что в суде, способствующем проведению судебного заседания, дежурный судья подтверждает личность пришедших участников и подлинность документов, что обеспечивает дополнительные гарантии соблюдения законодательства.
(Гаврюшов Н.Е.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 9)Видео-конференц-связь (ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ); ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ); ст. 142 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)) предполагает участие в судебном заседании путем использования ресурсов судебной системы, что позволяет не ездить в другие города, а участвовать из суда, расположенного по месту проживания лица или нахождения организации. Плюсом такого способа участия является то, что в суде, способствующем проведению судебного заседания, дежурный судья подтверждает личность пришедших участников и подлинность документов, что обеспечивает дополнительные гарантии соблюдения законодательства.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Так, в п. 8.3.4 Постановления N 100 предусмотрено, что в ходе судебного заседания, проводимого с использованием ВКС, дежурный судья в соответствии с ч. 3 ст. 153.1 АПК РФ проверяет явку и устанавливает личности явившихся участников процесса, проверяет их полномочия, выясняет вопрос о возможности их участия в судебном заседании в соответствии с правилами, установленными ч. 2 ст. 153 АПК РФ (за исключением случаев, когда для проверки полномочий явившегося лица требуется исследование материалов дела), и сообщает об этом суду, давшему поручение.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Так, в п. 8.3.4 Постановления N 100 предусмотрено, что в ходе судебного заседания, проводимого с использованием ВКС, дежурный судья в соответствии с ч. 3 ст. 153.1 АПК РФ проверяет явку и устанавливает личности явившихся участников процесса, проверяет их полномочия, выясняет вопрос о возможности их участия в судебном заседании в соответствии с правилами, установленными ч. 2 ст. 153 АПК РФ (за исключением случаев, когда для проверки полномочий явившегося лица требуется исследование материалов дела), и сообщает об этом суду, давшему поручение.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В период избирательной кампании, кампании референдума судам надлежит организовать свою работу непрерывно таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение административных исковых заявлений. Как следствие, в судах организуются дежурства и назначаются дежурные судьи, работающие в выходные и нерабочие дни, что позволяет обеспечить соблюдение обозначенных выше сроков. Это необходимо, когда последний день срока рассмотрения административного искового заявления выпадает на выходной или нерабочий день, и если заявление не было или не могло быть рассмотрено ранее, то его рассмотрение осуществляется в соответствующий день.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В период избирательной кампании, кампании референдума судам надлежит организовать свою работу непрерывно таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение административных исковых заявлений. Как следствие, в судах организуются дежурства и назначаются дежурные судьи, работающие в выходные и нерабочие дни, что позволяет обеспечить соблюдение обозначенных выше сроков. Это необходимо, когда последний день срока рассмотрения административного искового заявления выпадает на выходной или нерабочий день, и если заявление не было или не могло быть рассмотрено ранее, то его рассмотрение осуществляется в соответствующий день.
Статья: Обеспечительные меры в региональных судах по правам человека: сравнительно-правовой анализ
(Пименова С.Д.)
("Международное правосудие", 2022, N 4)Ситуация усугубляется вследствие того, что после прохождения фильтра в лице Секретариата подавляющее большинство ходатайств об обеспечительных мерах решается по существу либо председателем одной из пяти секций ЕСПЧ, либо дежурным судьей этой секции. В литературе уже отмечена и критикуется особенность деятельности ЕСПЧ, при которой все 47 судей Суда разбиты на пять секций (мини-судов) и, соответственно, судьи из разных секций могут выносить различные решения по одним и тем же вопросам (несмотря на то что ЕСПЧ стремится к скоординированной практике) <22>. Это в полной мере относится к определениям о принятии обеспечительных мер с той лишь спецификой, что при отсутствии опубликованных решений разноголосицу в этом вопросе трудно установить и исправить. Эта особенность практики ЕСПЧ также давно и убедительно подвергается сомнению академическим сообществом, ведь она не дает никакого понимания, чем именно руководствовался Суд в том или ином деле, и не позволяет сделать вывод о последовательности и предсказуемости практики Суда в этой части, оставляя стойкое ощущение произвольности <23>.
(Пименова С.Д.)
("Международное правосудие", 2022, N 4)Ситуация усугубляется вследствие того, что после прохождения фильтра в лице Секретариата подавляющее большинство ходатайств об обеспечительных мерах решается по существу либо председателем одной из пяти секций ЕСПЧ, либо дежурным судьей этой секции. В литературе уже отмечена и критикуется особенность деятельности ЕСПЧ, при которой все 47 судей Суда разбиты на пять секций (мини-судов) и, соответственно, судьи из разных секций могут выносить различные решения по одним и тем же вопросам (несмотря на то что ЕСПЧ стремится к скоординированной практике) <22>. Это в полной мере относится к определениям о принятии обеспечительных мер с той лишь спецификой, что при отсутствии опубликованных решений разноголосицу в этом вопросе трудно установить и исправить. Эта особенность практики ЕСПЧ также давно и убедительно подвергается сомнению академическим сообществом, ведь она не дает никакого понимания, чем именно руководствовался Суд в том или ином деле, и не позволяет сделать вывод о последовательности и предсказуемости практики Суда в этой части, оставляя стойкое ощущение произвольности <23>.