Детский дом семейного типа
Подборка наиболее важных документов по запросу Детский дом семейного типа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Предвестником этого процесса стала концепция создания детских учреждений нового типа - городков, образованных семейными малочисленными воспитательными домами по европейскому образцу <13>. Четких критериев программы образования таких учреждений Постановление Совета Министров СССР от 17.08.1988 N 1022 "О создании детских домов семейного типа" <14> не содержало, оно передало полномочия по проведению эксперимента республикам. Однако отсутствие в то время частной собственности у граждан влекло необходимость в предоставлении жилых помещений для этих целей из государственного жилищного фонда, а значит, значительного финансирования. Вероятно, поэтому широкого распространения такой тип учреждений на закате существования СССР не получил. Впоследствии идея частично была реализована отдельными регионами России как семейная воспитательная группа, действующая в составе детских учреждений <15>, что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" <16>. И лишь в 2001 г. принято Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 <17>, которое определило порядок создания детского дома семейного типа.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)Предвестником этого процесса стала концепция создания детских учреждений нового типа - городков, образованных семейными малочисленными воспитательными домами по европейскому образцу <13>. Четких критериев программы образования таких учреждений Постановление Совета Министров СССР от 17.08.1988 N 1022 "О создании детских домов семейного типа" <14> не содержало, оно передало полномочия по проведению эксперимента республикам. Однако отсутствие в то время частной собственности у граждан влекло необходимость в предоставлении жилых помещений для этих целей из государственного жилищного фонда, а значит, значительного финансирования. Вероятно, поэтому широкого распространения такой тип учреждений на закате существования СССР не получил. Впоследствии идея частично была реализована отдельными регионами России как семейная воспитательная группа, действующая в составе детских учреждений <15>, что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" <16>. И лишь в 2001 г. принято Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 <17>, которое определило порядок создания детского дома семейного типа.
Статья: Несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Несмотря на приоритетность семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существуют ситуации, когда забота о жизни и развитии ребенка непосредственно осуществляется вне семьи. Основной формой несемейного устройства таких детей согласно семейному законодательству является помещение их под надзор соответствующих организаций, имеющих особенности осуществления своих публичных функций. Проводится сравнение юридически возможных форм несемейного воспитания, к которым автор, используя ряд объективных критериев, относит также воспитание детей в детских домах семейного типа и воинских частях.
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Несмотря на приоритетность семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существуют ситуации, когда забота о жизни и развитии ребенка непосредственно осуществляется вне семьи. Основной формой несемейного устройства таких детей согласно семейному законодательству является помещение их под надзор соответствующих организаций, имеющих особенности осуществления своих публичных функций. Проводится сравнение юридически возможных форм несемейного воспитания, к которым автор, используя ряд объективных критериев, относит также воспитание детей в детских домах семейного типа и воинских частях.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Суд апелляционной инстанции правильно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска, поскольку районным судом не было учтено, что названными выше нормативными правовыми актами выплата денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием предусматривалась на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, а также в приемные семьи и детские дома семейного типа (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункт 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 г. N 199).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Суд апелляционной инстанции правильно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска, поскольку районным судом не было учтено, что названными выше нормативными правовыми актами выплата денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием предусматривалась на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, а также в приемные семьи и детские дома семейного типа (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункт 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1999 г. N 199).
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Важные вопросы семейных отношений регулируются актами Президента Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. N 46 утверждены Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь, а Указом от 16 ноября 2006 г. N 675 - Положение о Национальной комиссии по правам ребенка. Ряд актов Президента Республики Беларусь посвящен обеспечению и защите прав детей, охране детства: Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"; Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2006 г. N 580 "О выплате пенсий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в опекунских и приемных семьях, детских домах семейного типа"; Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2007 г. N 378 "О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. N 330 "О государственной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей"; Указ Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. N 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей".
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Важные вопросы семейных отношений регулируются актами Президента Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. N 46 утверждены Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь, а Указом от 16 ноября 2006 г. N 675 - Положение о Национальной комиссии по правам ребенка. Ряд актов Президента Республики Беларусь посвящен обеспечению и защите прав детей, охране детства: Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"; Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2006 г. N 580 "О выплате пенсий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в опекунских и приемных семьях, детских домах семейного типа"; Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2007 г. N 378 "О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. N 330 "О государственной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей"; Указ Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. N 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей".
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения суда от 13 февраля 2012 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма должны были предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения суда от 13 февраля 2012 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма должны были предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья: Представительство в производстве по делам об административных правонарушениях и административном судопроизводстве: сравнительный анализ
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Помимо перечисленных выше лиц, в качестве законных представителей могут выступать и другие лица, которым такое право предоставлено федеральным законодательством, например приемные родители <12>, учредители детского дома семейного типа <13> при представлении соответствующих документов.
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)Помимо перечисленных выше лиц, в качестве законных представителей могут выступать и другие лица, которым такое право предоставлено федеральным законодательством, например приемные родители <12>, учредители детского дома семейного типа <13> при представлении соответствующих документов.