Депутатский запрос
Подборка наиболее важных документов по запросу Депутатский запрос (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Депутат
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Депутатский запрос
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Депутатский запрос
Статья: Юридический дайджест: защита чести, достоинства и деловой репутации (актуальные позиции высших судебных инстанций)
(Фокин Е.А.)
("Цивилист", 2023, N 6)III. Депутатский запрос как предмет проверки в деле
(Фокин Е.А.)
("Цивилист", 2023, N 6)III. Депутатский запрос как предмет проверки в деле
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Статья 14. Запрос сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы (депутатский запрос)
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Статья 14. Запрос сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы (депутатский запрос)
Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О парламентском контроле"Статья 8. Парламентский запрос, депутатский запрос
(ред. от 25.12.2023)
"О парламентском контроле"Статья 8. Парламентский запрос, депутатский запрос
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Законодательные (представительные) органы: рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия (п. 1 ст. 153 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Законодательные (представительные) органы: рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, осуществляют другие полномочия (п. 1 ст. 153 БК РФ).
Статья: Налоговая система должна быть стабильной и предсказуемой, а также обеспечивать поступление ресурсов для решения государственных задач
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)Для населения. В Минфин поступают запросы депутатского корпуса об усилении прогрессии в шкале НДФЛ. Такие предложения были рассмотрены и на экспертном совете Комитета по бюджету и налогам, и в ходе обсуждений законов о бюджете, налоговых предложений.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)Для населения. В Минфин поступают запросы депутатского корпуса об усилении прогрессии в шкале НДФЛ. Такие предложения были рассмотрены и на экспертном совете Комитета по бюджету и налогам, и в ходе обсуждений законов о бюджете, налоговых предложений.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контроль осуществляют все органы и должностные лица местного самоуправления, поэтому можно провести классификацию по субъектам, осуществляющим местный контроль. Так, в соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения <1>. К формам осуществления контроля представительным органом относятся, в частности, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; утверждение, где это предусмотрено уставами муниципальных образований, структуры местной администрации <2>, положения о местной администрации <3> и положений об органах местной администрации <4>; заслушивание отчетов главы муниципального образования <5>, отчетов, сообщений и информаций главы местной администрации <6>, руководителей структурных подразделений местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений; дача согласия главе местной администрации на назначение заместителей главы местной администрации <7>, руководителей органов местной администрации <8>; направление депутатских запросов руководителям органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений <9> и др.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Контроль осуществляют все органы и должностные лица местного самоуправления, поэтому можно провести классификацию по субъектам, осуществляющим местный контроль. Так, в соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения <1>. К формам осуществления контроля представительным органом относятся, в частности, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; утверждение, где это предусмотрено уставами муниципальных образований, структуры местной администрации <2>, положения о местной администрации <3> и положений об органах местной администрации <4>; заслушивание отчетов главы муниципального образования <5>, отчетов, сообщений и информаций главы местной администрации <6>, руководителей структурных подразделений местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений; дача согласия главе местной администрации на назначение заместителей главы местной администрации <7>, руководителей органов местной администрации <8>; направление депутатских запросов руководителям органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений <9> и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Помимо президентского, можно выделить такие разновидности вневедомственного контроля, как парламентский контроль, осуществляемый палатами Федерального Собрания РФ, отдельными членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы в форме депутатских запросов; правительственный контроль - Правительством РФ; правозащитный контроль - Уполномоченным по правам человека РФ, а также уполномоченными в субъектах Российской Федерации.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Помимо президентского, можно выделить такие разновидности вневедомственного контроля, как парламентский контроль, осуществляемый палатами Федерального Собрания РФ, отдельными членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы в форме депутатских запросов; правительственный контроль - Правительством РФ; правозащитный контроль - Уполномоченным по правам человека РФ, а также уполномоченными в субъектах Российской Федерации.
Статья: Конституционная модель места и роли президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)1. Институт президентства, созданный Конституцией РФ 1993 года, в значительной степени был связан с отказом от классической либеральной модели разделения властей, которая предполагает жесткую систему разграничения полномочий без доминирования какой-либо из ветвей власти, сильно развитую "систему сдержек и противовесов", позволяющую иметь реальные рычаги контроля, воздействия одной ветви на другую. Сформированная в России на базе президентской власти конституционная модель главы государства имеет дуалистическую природу. Возглавляя исполнительную власть, глава государства одновременно имеет обширные полномочия в сфере координации и более широкого влияния на деятельность иных ветвей власти. В его руках сосредоточена самая развитая "система сдержек и противовесов" по отношению к законодательной и судебной власти. Многие же инструменты парламентского и судебного контроля за деятельностью главы государства в значительной степени используются неэффективно (депутатские запросы, обращения в Конституционный Суд РФ, институт парламентских расследований, реальный парламентский контроль за деятельностью Правительства и т.д.).
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)1. Институт президентства, созданный Конституцией РФ 1993 года, в значительной степени был связан с отказом от классической либеральной модели разделения властей, которая предполагает жесткую систему разграничения полномочий без доминирования какой-либо из ветвей власти, сильно развитую "систему сдержек и противовесов", позволяющую иметь реальные рычаги контроля, воздействия одной ветви на другую. Сформированная в России на базе президентской власти конституционная модель главы государства имеет дуалистическую природу. Возглавляя исполнительную власть, глава государства одновременно имеет обширные полномочия в сфере координации и более широкого влияния на деятельность иных ветвей власти. В его руках сосредоточена самая развитая "система сдержек и противовесов" по отношению к законодательной и судебной власти. Многие же инструменты парламентского и судебного контроля за деятельностью главы государства в значительной степени используются неэффективно (депутатские запросы, обращения в Конституционный Суд РФ, институт парламентских расследований, реальный парламентский контроль за деятельностью Правительства и т.д.).
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Второй вопрос носил более масштабный характер, поскольку касался повышения пенсионного возраста. Речь идет об Определении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2019 г. N 854-О <1>. Специфика этого Решения состоит в том, что депутатский запрос, поступивший на рассмотрение Конституционного Суда РФ, фактически не содержал ни одного юридического аргумента, обосновывающего нарушение норм российской Конституции положениями Закона N 350-ФЗ, - все их доводы носили не правовой, а политико-идеологический характер, что делало невозможным их юридическое исследование со стороны Конституционного Суда РФ. Поэтому, если бы Суд просто отказал в удовлетворении указанного запроса, на что у него были все правовые основания, и этим бы ограничился, то такое решение не вызвало бы никаких вопросов. Однако Суд фактически вышел за пределы содержания запроса и сформулировал ряд правовых позиций о пенсионном возрасте, которые заслуживают исследовательского анализа.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Второй вопрос носил более масштабный характер, поскольку касался повышения пенсионного возраста. Речь идет об Определении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2019 г. N 854-О <1>. Специфика этого Решения состоит в том, что депутатский запрос, поступивший на рассмотрение Конституционного Суда РФ, фактически не содержал ни одного юридического аргумента, обосновывающего нарушение норм российской Конституции положениями Закона N 350-ФЗ, - все их доводы носили не правовой, а политико-идеологический характер, что делало невозможным их юридическое исследование со стороны Конституционного Суда РФ. Поэтому, если бы Суд просто отказал в удовлетворении указанного запроса, на что у него были все правовые основания, и этим бы ограничился, то такое решение не вызвало бы никаких вопросов. Однако Суд фактически вышел за пределы содержания запроса и сформулировал ряд правовых позиций о пенсионном возрасте, которые заслуживают исследовательского анализа.
Статья: Правовой статус депутата
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правом направления депутатского запроса в органы власти и должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию (ст. 14);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- правом направления депутатского запроса в органы власти и должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию (ст. 14);