День конституции Дагестана
Подборка наиболее важных документов по запросу День конституции Дагестана (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 26.09.2024 N 2241-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алиева Адама Магомедовича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Республики Дагестан "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан"пункта 2 статьи 9, устанавливающего, что размеры ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности 2 Республики Дагестан, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, и дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан за особые заслуги перед Республикой Дагестан, назначенные на день вступления данного Закона в силу, не пересчитываются.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алиева Адама Магомедовича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Республики Дагестан "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан"пункта 2 статьи 9, устанавливающего, что размеры ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности 2 Республики Дагестан, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан, и дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан за особые заслуги перед Республикой Дагестан, назначенные на день вступления данного Закона в силу, не пересчитываются.
Определение Верховного Суда РФ от 02.10.2013 N 20-АПГ13-10
Требование: Об оспаривании бездействия избирательной комиссии, выразившегося в неназначении выборов высшего должностного лица субъекта РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку согласно Конституции субъекта РФ избирательная комиссия не имеет полномочий инициировать выдвижение кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ, а в отсутствие представления Президента РФ не вправе инициировать и назначение даты избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ.В связи с этим выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с названными нормами закона, могли быть назначены в период с 31 мая 2013 года по 10 июня 2013 года, т.е. не ранее, чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до 8 сентября 2013 года.
Требование: Об оспаривании бездействия избирательной комиссии, выразившегося в неназначении выборов высшего должностного лица субъекта РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку согласно Конституции субъекта РФ избирательная комиссия не имеет полномочий инициировать выдвижение кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ, а в отсутствие представления Президента РФ не вправе инициировать и назначение даты избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ.В связи с этим выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с названными нормами закона, могли быть назначены в период с 31 мая 2013 года по 10 июня 2013 года, т.е. не ранее, чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до 8 сентября 2013 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Трудовой кодекс Российской Федерации. Раздел IV. Рабочее время. Раздел V. Время отдыха: Постатейный научно-практический комментарий"
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2013)Кроме того, вопросы установления нерабочих праздничных дней не отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации, что позволяет ее субъектам устанавливать на их территории нерабочие праздничные дни дополнительно к перечню, установленному федеральным законодателем в ст. 112 ТК РФ (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 07.05.2007 N Ф09-2377/07-С5). Поэтому уполномоченными органами субъектов РФ установлены и иные, не религиозные, нерабочие праздничные дни на территории соответствующих субъектов, такие как дни Конституции в Татарстане, Республике Дагестан, дни Республики в Республике Саха (Якутия), Татарстане, Кабардино-Балкарской республике и др.
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2013)Кроме того, вопросы установления нерабочих праздничных дней не отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации, что позволяет ее субъектам устанавливать на их территории нерабочие праздничные дни дополнительно к перечню, установленному федеральным законодателем в ст. 112 ТК РФ (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 07.05.2007 N Ф09-2377/07-С5). Поэтому уполномоченными органами субъектов РФ установлены и иные, не религиозные, нерабочие праздничные дни на территории соответствующих субъектов, такие как дни Конституции в Татарстане, Республике Дагестан, дни Республики в Республике Саха (Якутия), Татарстане, Кабардино-Балкарской республике и др.
"Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование)"
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)Действие региональных конституций (уставов) во времени означает, что эти акты обычно вступают в силу с момента, который указан в заключительных положениях или постановлении о вступлении основного закона в силу. Например, согласно ст. 11 Конституции Дагестана его основной закон вступает в силу со дня официального опубликования. Уставом г. Санкт-Петербурга установлено, что он вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых самим Уставом установлены иные сроки вступления в силу (п. 1 ст. 75).
(Михалева Н.А.)
("ЮРКОМПАНИ", 2010)Действие региональных конституций (уставов) во времени означает, что эти акты обычно вступают в силу с момента, который указан в заключительных положениях или постановлении о вступлении основного закона в силу. Например, согласно ст. 11 Конституции Дагестана его основной закон вступает в силу со дня официального опубликования. Уставом г. Санкт-Петербурга установлено, что он вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых самим Уставом установлены иные сроки вступления в силу (п. 1 ст. 75).
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 797-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шапиева Абдулы Шапиевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 3 Закона Республики Дагестан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "О государственной службе Республики Дагестан" и части второй статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Ш. Шапиев просит признать положения статьи 3 Закона Республики Дагестан от 25 июля 2003 года N 23 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "О государственной службе Республики Дагестан", предписывающие Правительству Республики Дагестан обеспечить перерасчет в соответствии с этим Законом размеров ранее назначенных ежемесячных доплат к пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан и должности в органах государственной власти и управления ДАССР (ДССР - РД, РД), должности государственной службы Республики Дагестан, а также предусматривающие сохранение выплаты ежемесячной доплаты к пенсии в установленном до вступления его в силу размере в случае, если при указанном перерасчете он уменьшается, противоречащими статьям 39 и 55 Конституции Российской Федерации, а положения части второй статьи 376 ГПК Российской Федерации в первоначальной ее редакции, согласно которым судебные постановления могли быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу, не соответствующими статьям 1 (часть 1), 2, 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 18 Конституции Российской Федерации.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шапиева Абдулы Шапиевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 3 Закона Республики Дагестан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "О государственной службе Республики Дагестан" и части второй статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Ш. Шапиев просит признать положения статьи 3 Закона Республики Дагестан от 25 июля 2003 года N 23 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан "О государственной службе Республики Дагестан", предписывающие Правительству Республики Дагестан обеспечить перерасчет в соответствии с этим Законом размеров ранее назначенных ежемесячных доплат к пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан и должности в органах государственной власти и управления ДАССР (ДССР - РД, РД), должности государственной службы Республики Дагестан, а также предусматривающие сохранение выплаты ежемесячной доплаты к пенсии в установленном до вступления его в силу размере в случае, если при указанном перерасчете он уменьшается, противоречащими статьям 39 и 55 Конституции Российской Федерации, а положения части второй статьи 376 ГПК Российской Федерации в первоначальной ее редакции, согласно которым судебные постановления могли быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу, не соответствующими статьям 1 (часть 1), 2, 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 18 Конституции Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)1. Принятый органом законодательной (представительной) власти субъекта закон может вступить в силу только при наличии согласия высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта с текстом закона, которое выражается в подписании и обнародовании данного нормативного правового акта. Процедуру подписания и обнародования закона также называют промульгацией закона. Принято считать, что подписание и обнародование закона является заключительной стадией законодательного процесса. В прошлом, до начала действия настоящего Федерального закона, отдельные регионы предусматривали возможность подписания закона только председателем законодательного органа государственной власти (Республика Хакасия, Амурская область, Липецкая область). Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 февраля 1996 г. N 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области подчеркнул недопустимость подобной практики, признав неконституционными соответствующие правовые нормы. Вызывает интерес опыт отдельных субъектов Федерации (см., например: ст. ст. 28.5, 32.4 Устава Хабаровского края от 30 ноября 1995 г. (с изм. и доп. от 2 сентября 1997 г., 30 сентября 1998 г., 28 января, 29 июня 1999 г., 1 марта 2000 г., 28 февраля, 25 июля, 31 октября 2001 г., 27 марта, 2 октября 2002 г., 23 апреля 2003 г., 30 июля 2003 г., 31 марта, 29 сентября 2004 г., 25 мая 2005 г.)), которые предусматривают возможность подписания законов председателем парламента при обязательном дальнейшем направлении закона руководителю региональных органов исполнительной власти. Представляется, что подобную практику можно признать допустимой. В данном случае подпись председателя парламента является дополнительной гарантией, подтверждающей аутентичность текста закона субъекта Федерации. Конституцией (уставом) или законом субъекта РФ устанавливаются конкретные сроки, в течение которых закон должен быть направлен высшему должностному лицу для подписания и обнародования. Так, согласно ст. 70 Конституции Республики Дагестан, принятый закон Республики в течение семи дней направляется Президенту Республики Дагестан для подписания и обнародования.
(постатейный)
(2-е издание)
(Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)1. Принятый органом законодательной (представительной) власти субъекта закон может вступить в силу только при наличии согласия высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта с текстом закона, которое выражается в подписании и обнародовании данного нормативного правового акта. Процедуру подписания и обнародования закона также называют промульгацией закона. Принято считать, что подписание и обнародование закона является заключительной стадией законодательного процесса. В прошлом, до начала действия настоящего Федерального закона, отдельные регионы предусматривали возможность подписания закона только председателем законодательного органа государственной власти (Республика Хакасия, Амурская область, Липецкая область). Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 февраля 1996 г. N 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области подчеркнул недопустимость подобной практики, признав неконституционными соответствующие правовые нормы. Вызывает интерес опыт отдельных субъектов Федерации (см., например: ст. ст. 28.5, 32.4 Устава Хабаровского края от 30 ноября 1995 г. (с изм. и доп. от 2 сентября 1997 г., 30 сентября 1998 г., 28 января, 29 июня 1999 г., 1 марта 2000 г., 28 февраля, 25 июля, 31 октября 2001 г., 27 марта, 2 октября 2002 г., 23 апреля 2003 г., 30 июля 2003 г., 31 марта, 29 сентября 2004 г., 25 мая 2005 г.)), которые предусматривают возможность подписания законов председателем парламента при обязательном дальнейшем направлении закона руководителю региональных органов исполнительной власти. Представляется, что подобную практику можно признать допустимой. В данном случае подпись председателя парламента является дополнительной гарантией, подтверждающей аутентичность текста закона субъекта Федерации. Конституцией (уставом) или законом субъекта РФ устанавливаются конкретные сроки, в течение которых закон должен быть направлен высшему должностному лицу для подписания и обнародования. Так, согласно ст. 70 Конституции Республики Дагестан, принятый закон Республики в течение семи дней направляется Президенту Республики Дагестан для подписания и обнародования.
"Реализация конституционного принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации"
(Ишеков К.А.)
(под ред. П.П. Сергуна)
("ГОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции РФ", 2010)Конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации устанавливаются конкретные сроки, в течение которых закон должен быть направлен высшему должностному лицу для подписания и обнародования. Так, согласно ст. 70 Конституции республики Дагестан принятый закон Республики в течение семи дней направляется Президенту Республики Дагестан для подписания и обнародования <1>.
(Ишеков К.А.)
(под ред. П.П. Сергуна)
("ГОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции РФ", 2010)Конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации устанавливаются конкретные сроки, в течение которых закон должен быть направлен высшему должностному лицу для подписания и обнародования. Так, согласно ст. 70 Конституции республики Дагестан принятый закон Республики в течение семи дней направляется Президенту Республики Дагестан для подписания и обнародования <1>.
Статья: Динамизм конституционного принципа народовластия в Российской Федерации: теоретический аспект
(Зенин С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 11)7. Конституционный закон Карачаево-Черкесской Республики от 27 мая 2003 г. N 28-РКЗ "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики" // День Республики. 2003. N 65 - 66(16268).
(Зенин С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 11)7. Конституционный закон Карачаево-Черкесской Республики от 27 мая 2003 г. N 28-РКЗ "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики" // День Республики. 2003. N 65 - 66(16268).
Статья: Конституционно-правовые основы равноправия языков народов России как фактор развития правовой культуры народов Дагестана
(Джамалова Э.К., Курбанова З.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 8)Кроме устной, печатной и других форм идейного воздействия на правосознание и правовую культуру народов Дагестана, областная партийная организация и советское правительство Республики применяли такой метод, как обращения к населению Дагестана по тем или иным политическим и другим проблемам. Это была одна из форм политической информации трудящихся. Все эти обращения были опубликованы в переводе на кумыкский, лакский, аварский и арабский языки и читались по пятницам во всех мечетях Дагестана <4>.
(Джамалова Э.К., Курбанова З.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2010, N 8)Кроме устной, печатной и других форм идейного воздействия на правосознание и правовую культуру народов Дагестана, областная партийная организация и советское правительство Республики применяли такой метод, как обращения к населению Дагестана по тем или иным политическим и другим проблемам. Это была одна из форм политической информации трудящихся. Все эти обращения были опубликованы в переводе на кумыкский, лакский, аварский и арабский языки и читались по пятницам во всех мечетях Дагестана <4>.
Статья: Религиозный экстремизм как деструктивное явление в правовой культуре народов Дагестана
(Джамалова Э.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 5)Дублируя положения Конституции РФ, Конституция Республики Дагестан в качестве важнейшей политико-правовой основы закрепляет принцип светского характера государственного строя. Установлено, что никакая религия в Республике не может рассматриваться в качестве государственной или обязательной. Одновременно новая религиозная ситуация в стране и Дагестане, подкрепленная демократической правовой базой, вывела государственно-конфессиональные отношения на качественно иной уровень.
(Джамалова Э.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 5)Дублируя положения Конституции РФ, Конституция Республики Дагестан в качестве важнейшей политико-правовой основы закрепляет принцип светского характера государственного строя. Установлено, что никакая религия в Республике не может рассматриваться в качестве государственной или обязательной. Одновременно новая религиозная ситуация в стране и Дагестане, подкрепленная демократической правовой базой, вывела государственно-конфессиональные отношения на качественно иной уровень.
Статья: Отдельные проблемы изменения на референдумах конституций республик в составе Российской Федерации
(Муртазина Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 3)Референдум как единственный способ принятия республиканской Конституции на сегодняшний день предусмотрен только в Ингушетии. Альтернативные варианты принятия республиканской конституции (референдумом и парламентом) содержатся в Конституции Республики Башкортостан. Возможность внесения изменений в конституцию путем референдума (наряду с парламентским способом) предусмотрена в Республиках Дагестан, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Татарстан. Во всех этих Республиках приняты законы о референдуме субъекта Российской Федерации.
(Муртазина Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 3)Референдум как единственный способ принятия республиканской Конституции на сегодняшний день предусмотрен только в Ингушетии. Альтернативные варианты принятия республиканской конституции (референдумом и парламентом) содержатся в Конституции Республики Башкортостан. Возможность внесения изменений в конституцию путем референдума (наряду с парламентским способом) предусмотрена в Республиках Дагестан, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Татарстан. Во всех этих Республиках приняты законы о референдуме субъекта Российской Федерации.
"Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"
(Толкушкин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)4. Требования ч. 4 ст. 5 Закона N 215-ФЗ не применяются к тем ЖНК, число членов которых превышает 5 тысяч человек на день вступления в силу Закона N 215-ФЗ, в случае принятия на себя органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в течение года со дня вступления в силу Закона N 215-ФЗ гарантий по обязательствам таких кооперативов перед членами кооперативов по выплате членам ЖНК действительной стоимости паев в случае прекращения их членства в таких ЖНК. Такие ЖНК не вправе увеличивать число своих членов по сравнению с числом членов на 1 апреля 2005 г. (день вступления в силу Закона N 215-ФЗ).
(Толкушкин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)4. Требования ч. 4 ст. 5 Закона N 215-ФЗ не применяются к тем ЖНК, число членов которых превышает 5 тысяч человек на день вступления в силу Закона N 215-ФЗ, в случае принятия на себя органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в течение года со дня вступления в силу Закона N 215-ФЗ гарантий по обязательствам таких кооперативов перед членами кооперативов по выплате членам ЖНК действительной стоимости паев в случае прекращения их членства в таких ЖНК. Такие ЖНК не вправе увеличивать число своих членов по сравнению с числом членов на 1 апреля 2005 г. (день вступления в силу Закона N 215-ФЗ).
Статья: Развитие местного самоуправления на Северном Кавказе
(Мужухоева М.М.)
("Административное и муниципальное право", 2008, N 9)Что касается Республики Северная Осетия - Алания, то положения ее Конституции, содержащие нормы о местном самоуправлении, со дня принятия Конституции до настоящего времени практически не претерпели изменений. Этому посвящена гл. 10 Конституции Республики Северная Осетия - Алания "Местное самоуправление". Часть 2 ст. 108 гласит: "Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления". Далее содержатся общие положения, аналогичные статьям Конституции РФ 1993 года.
(Мужухоева М.М.)
("Административное и муниципальное право", 2008, N 9)Что касается Республики Северная Осетия - Алания, то положения ее Конституции, содержащие нормы о местном самоуправлении, со дня принятия Конституции до настоящего времени практически не претерпели изменений. Этому посвящена гл. 10 Конституции Республики Северная Осетия - Алания "Местное самоуправление". Часть 2 ст. 108 гласит: "Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления". Далее содержатся общие положения, аналогичные статьям Конституции РФ 1993 года.
Статья: Проблема "третьего срока" в решениях уставного суда
("Российская юстиция", 2003, N 6)Сегодня можно констатировать, что новые для национальной судебной системы конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации состоялись. Их образование предусмотрено в конституциях и уставах 56 субъектов Российской Федерации. В 22 субъектах Федерации уже приняты законы об этих судах, а в остальных проводится определенная работа по подготовке к принятию законов.
("Российская юстиция", 2003, N 6)Сегодня можно констатировать, что новые для национальной судебной системы конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации состоялись. Их образование предусмотрено в конституциях и уставах 56 субъектов Российской Федерации. В 22 субъектах Федерации уже приняты законы об этих судах, а в остальных проводится определенная работа по подготовке к принятию законов.
Статья: Институт посланий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законодательным органам власти регионов
(Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2018, N 2)Институт посланий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти регионов) законодательным органам регионов, в той или иной форме его выражения, на сегодняшний день существует и действует в 30 субъектах из 85, что составляет 35,3% от их общего числа. Больше всего такая форма взаимодействия законодательного органа региона и высшего должностного лица субъекта предусмотрена в республиках. Так, из 22 обладающих таким статусом субъектов ежегодные обращения с посланиями глав регионов к парламентам закреплены в конституциях 14 республик (Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Чеченская Республика и Чувашия), что составляет 63,6%, т.е. чуть менее в двух третей из них.
(Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2018, N 2)Институт посланий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти регионов) законодательным органам регионов, в той или иной форме его выражения, на сегодняшний день существует и действует в 30 субъектах из 85, что составляет 35,3% от их общего числа. Больше всего такая форма взаимодействия законодательного органа региона и высшего должностного лица субъекта предусмотрена в республиках. Так, из 22 обладающих таким статусом субъектов ежегодные обращения с посланиями глав регионов к парламентам закреплены в конституциях 14 республик (Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Татарстан, Чеченская Республика и Чувашия), что составляет 63,6%, т.е. чуть менее в двух третей из них.