День гражданской авиации
Подборка наиболее важных документов по запросу День гражданской авиации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Содержание коллективного договора
(КонсультантПлюс, 2025)Установив, что за период работы... помимо ежегодного основного оплачиваемого отпуска 28 календарных дней истцу подлежал предоставлению ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы исходя из налета часов за рабочий год с применением Приказа Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 года N 50, а не продолжительностью 6 дней, как это предусмотрено коллективными договорами на соответствующий период, продолжительность неиспользованных дней отпуска обоснованно определена в 315,5 календарного дня. Принимая во внимание средний дневной заработок истца в размере 867 руб. 01 коп., суд правомерно взыскал с ПАО... в пользу... [истца - ред.] компенсацию за 315,5 дня неиспользованного отпуска...
(КонсультантПлюс, 2025)Установив, что за период работы... помимо ежегодного основного оплачиваемого отпуска 28 календарных дней истцу подлежал предоставлению ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы исходя из налета часов за рабочий год с применением Приказа Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 года N 50, а не продолжительностью 6 дней, как это предусмотрено коллективными договорами на соответствующий период, продолжительность неиспользованных дней отпуска обоснованно определена в 315,5 календарного дня. Принимая во внимание средний дневной заработок истца в размере 867 руб. 01 коп., суд правомерно взыскал с ПАО... в пользу... [истца - ред.] компенсацию за 315,5 дня неиспользованного отпуска...
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.07.2024 по делу N 88-22240/2024 (УИД 61RS0003-01-2023-004104-86)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы; 2) О досрочном назначении страховой пенсии по старости; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему неправомерно отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.Суд апелляционной установил, что справкой работодателя, уточняющей характер работы, должностной инструкцией истца, картами аттестации рабочего места, картами оценки условий труда, а также расчетными листами, представленными суду апелляционной инстанции ПАО "ТАНТК им. ФИО6" и принятыми судебной коллегией в качестве новых доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ опровергаются выводы суда первой инстанции и утверждения ответчика о недоказанности выполнения истцом в спорные периоды в течение полного рабочего дня работы, связанной с обслуживанием воздушных судов гражданской авиации в аэродромных условиях.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы; 2) О досрочном назначении страховой пенсии по старости; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему неправомерно отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.Суд апелляционной установил, что справкой работодателя, уточняющей характер работы, должностной инструкцией истца, картами аттестации рабочего места, картами оценки условий труда, а также расчетными листами, представленными суду апелляционной инстанции ПАО "ТАНТК им. ФИО6" и принятыми судебной коллегией в качестве новых доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ опровергаются выводы суда первой инстанции и утверждения ответчика о недоказанности выполнения истцом в спорные периоды в течение полного рабочего дня работы, связанной с обслуживанием воздушных судов гражданской авиации в аэродромных условиях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Борис Елисеев: "Каждому авиатору "ясное" правосознание"
("Юрист", 2021, N 5)Университет является одним из учредителей Международной ассоциации авиационного и аэрокосмического образования ALICANTO. Вуз внесен в реестр Международной организации гражданской авиации и поддерживает рабочие контакты с ИКАО. На днях в университет пришло письмо Генерального секретаря ИКАО доктора права Фан Лю. Предлагается 30 онлайн-программ для обучения молодых авиационных специалистов, 230 стипендий, и 14 грантов предоставляется ИКАО и Авиационной академией Сингапура.
("Юрист", 2021, N 5)Университет является одним из учредителей Международной ассоциации авиационного и аэрокосмического образования ALICANTO. Вуз внесен в реестр Международной организации гражданской авиации и поддерживает рабочие контакты с ИКАО. На днях в университет пришло письмо Генерального секретаря ИКАО доктора права Фан Лю. Предлагается 30 онлайн-программ для обучения молодых авиационных специалистов, 230 стипендий, и 14 грантов предоставляется ИКАО и Авиационной академией Сингапура.
Готовое решение: Что нужно знать о ЕНП и ЕНС организациям и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных сумм фиксированного авансового платежа, уплачиваемого в порядке ст. 227.1 НК РФ, НПД, ряда сборов, налога на сверхприбыль, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников организаций угольной промышленности - в размере излишне уплаченной суммы налога (сбора) не позднее дня, следующего за днем получения заявления (пп. 5 п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)представлением налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных сумм фиксированного авансового платежа, уплачиваемого в порядке ст. 227.1 НК РФ, НПД, ряда сборов, налога на сверхприбыль, страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников организаций угольной промышленности - в размере излишне уплаченной суммы налога (сбора) не позднее дня, следующего за днем получения заявления (пп. 5 п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 09.02.2013 N 98
"О Дне работника гражданской авиации"1. Установить профессиональный праздник - День работника гражданской авиации и отмечать его 9 февраля.
"О Дне работника гражданской авиации"1. Установить профессиональный праздник - День работника гражданской авиации и отмечать его 9 февраля.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)б) оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Закона N 135-ФЗ (01.07.2017) (под оператором аэродрома понимаются оператор аэродрома гражданской авиации, организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)б) оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Закона N 135-ФЗ (01.07.2017) (под оператором аэродрома понимаются оператор аэродрома гражданской авиации, организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти).
Готовое решение: Как начислять и уплачивать страховые взносы на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ с заработной платы и иных выплат физлицам
(КонсультантПлюс, 2025)Страховые взносы на ОПС (в том числе по дополнительному тарифу), ОМС и на случай ВНиМ в общем случае уплачивайте путем перечисления единого налогового платежа (п. 3 ст. 8, п. п. 1, 17 ст. 45 НК РФ). Отдельная уплата (не в качестве ЕНП) предусмотрена для взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности (п. 1 ст. 58 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Страховые взносы на ОПС (в том числе по дополнительному тарифу), ОМС и на случай ВНиМ в общем случае уплачивайте путем перечисления единого налогового платежа (п. 3 ст. 8, п. п. 1, 17 ст. 45 НК РФ). Отдельная уплата (не в качестве ЕНП) предусмотрена для взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности (п. 1 ст. 58 НК РФ).
Вопрос: Почему на летний период/на праздничные новогодние (майские) дни подорожали авиабилеты?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)При осуществлении внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа применяются и распространяются на перевозчиков, уполномоченных агентов и пассажиров Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)При осуществлении внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа применяются и распространяются на перевозчиков, уполномоченных агентов и пассажиров Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155.
Статья: Сроки в контрольно-надзорном законодательстве
(Белякович Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)<46> Пункт 23, 25 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации.
(Белякович Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)<46> Пункт 23, 25 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации.
Статья: Обязательные требования как новационный институт административного права: идеи, содержание, принципы и уровни правового регулирования
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)Статья 38 Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 7 декабря 1944 г. <10>) гласит: в случае изменения международных стандартов любое государство, которое не внесет соответствующие изменения в свои собственные правила или практику, уведомляет об этом Совет в течение шестидесяти дней после принятия поправки к международному стандарту или указывает меры, которые оно предполагает принять.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)Статья 38 Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 7 декабря 1944 г. <10>) гласит: в случае изменения международных стандартов любое государство, которое не внесет соответствующие изменения в свои собственные правила или практику, уведомляет об этом Совет в течение шестидесяти дней после принятия поправки к международному стандарту или указывает меры, которые оно предполагает принять.
Вопрос: Как зарегистрировать площадку для вертолетов (вертодром)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании заявления и акта вертодрома данные о вертодроме вносятся в течение трех рабочих дней в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации. После внесения данных вертодроме в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации Росавиация в срок до 10 рабочих дней с момента получения заявления выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации вертодрома (п. п. 7 - 8 Правил).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании заявления и акта вертодрома данные о вертодроме вносятся в течение трех рабочих дней в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации. После внесения данных вертодроме в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации Росавиация в срок до 10 рабочих дней с момента получения заявления выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации вертодрома (п. п. 7 - 8 Правил).
Статья: Правовые проблемы страхования беспилотных транспортных средств
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 4)В отдельных случаях на подзаконном уровне устанавливаются правила об обязательном страховании беспилотных воздушных судов при проведении публичных мероприятий. Так, в письме Росавиации от 16.06.2020 N Исх-25296/02 "Информация по безопасности полетов N 8" предусмотрено, что принять участие в согласовании программ проведения таких мероприятий, исключив возможность привлечения к полетам пилотов и воздушных судов в отсутствие свидетельства пилота, действующего медицинского заключения, свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна, сертификата летной годности воздушного судна и полисов обязательного страхования ответственности, предусмотренных воздушным законодательством Российской Федерации, а также исключив выполнение воздушными судами гражданской авиации демонстрационных и акробатических полетов с элементами сложного и высшего пилотажа.
(Благодир А.Л., Михеева И.Е.)
("Право и экономика", 2022, N 4)В отдельных случаях на подзаконном уровне устанавливаются правила об обязательном страховании беспилотных воздушных судов при проведении публичных мероприятий. Так, в письме Росавиации от 16.06.2020 N Исх-25296/02 "Информация по безопасности полетов N 8" предусмотрено, что принять участие в согласовании программ проведения таких мероприятий, исключив возможность привлечения к полетам пилотов и воздушных судов в отсутствие свидетельства пилота, действующего медицинского заключения, свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна, сертификата летной годности воздушного судна и полисов обязательного страхования ответственности, предусмотренных воздушным законодательством Российской Федерации, а также исключив выполнение воздушными судами гражданской авиации демонстрационных и акробатических полетов с элементами сложного и высшего пилотажа.
Статья: Опыт международного сотрудничества в сфере обслуживания воздушного движения в Европе: от Евроконтроля к Единому европейскому небу
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)На сегодняшний день правовое регулирование обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) основано прежде всего на нормах Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго (США) 7 декабря 1944 г. <1> (далее - Чикагская конвенция), и международных стандартах, принимаемых в соответствии с ней Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Международные стандарты ИКАО, в частности, регулируют вопросы установления органов и служб, необходимых для обеспечения безопасного, упорядоченного и быстрого потока воздушного движения, разграничивают отдельные виды ОВД (диспетчерское обслуживание, полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение), устанавливают классификацию воздушного пространства в зависимости от ОВД.
(Баталов А.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 2)На сегодняшний день правовое регулирование обслуживания воздушного движения (далее - ОВД) основано прежде всего на нормах Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго (США) 7 декабря 1944 г. <1> (далее - Чикагская конвенция), и международных стандартах, принимаемых в соответствии с ней Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Международные стандарты ИКАО, в частности, регулируют вопросы установления органов и служб, необходимых для обеспечения безопасного, упорядоченного и быстрого потока воздушного движения, разграничивают отдельные виды ОВД (диспетчерское обслуживание, полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение), устанавливают классификацию воздушного пространства в зависимости от ОВД.
Статья: Договор лизинга как способ титульного обеспечения
(Правящий П.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 3, 4)Важно, что обеспеченный кредитор не всегда подвергается действию моратория и в некоторых ситуациях сохраняет право реализовать предмет обеспечения (в рамках ликвидации управляющий может приступить к продаже предмета обеспечения после начала процедуры <114>; запрет на реализацию может быть снят, если средств защиты обеспеченного кредитора будут недостаточно, если предмет не пригодится в рамках будущей вероятной реорганизации и должник ранее не вносил за него плату <115>; если должник не представил план реорганизации в течение 90 дней с даты моратория <116>). Также если предметом лизинга является самолет или судно (под флагом США или сертифицированный комитетом гражданской авиации), лизингодатель может изъять его из конкурсной массы. Соответственно, в США обеспеченные кредиторы - и титульные, и залоговые (в терминах российского права) - обладают одинаковыми правами в банкротстве должника. То же касается и лизингодателя, если лизинг представляет собой обеспеченное кредитование. Однако важно заметить, что, хотя банкротный правопорядок в США больше благоволит должнику, чем кредитору <117>, обеспеченные кредиторы обладают рядом эффективных средств защиты, позволяющих им компенсировать потери от банкротных ограничений.
(Правящий П.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 3, 4)Важно, что обеспеченный кредитор не всегда подвергается действию моратория и в некоторых ситуациях сохраняет право реализовать предмет обеспечения (в рамках ликвидации управляющий может приступить к продаже предмета обеспечения после начала процедуры <114>; запрет на реализацию может быть снят, если средств защиты обеспеченного кредитора будут недостаточно, если предмет не пригодится в рамках будущей вероятной реорганизации и должник ранее не вносил за него плату <115>; если должник не представил план реорганизации в течение 90 дней с даты моратория <116>). Также если предметом лизинга является самолет или судно (под флагом США или сертифицированный комитетом гражданской авиации), лизингодатель может изъять его из конкурсной массы. Соответственно, в США обеспеченные кредиторы - и титульные, и залоговые (в терминах российского права) - обладают одинаковыми правами в банкротстве должника. То же касается и лизингодателя, если лизинг представляет собой обеспеченное кредитование. Однако важно заметить, что, хотя банкротный правопорядок в США больше благоволит должнику, чем кредитору <117>, обеспеченные кредиторы обладают рядом эффективных средств защиты, позволяющих им компенсировать потери от банкротных ограничений.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Статья 71 Конституции РФ относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению РФ. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта является Министерство транспорта РФ. Минтранс России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, внеуличного, городского наземного электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Статья 71 Конституции РФ относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению РФ. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта является Министерство транспорта РФ. Минтранс России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, внеуличного, городского наземного электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.