Дело об административном правонарушении апк
Подборка наиболее важных документов по запросу Дело об административном правонарушении апк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 211 "Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Прекратив производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушения, суды обоснованно исходили из того, что статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 206 "Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности" АПК РФ"Таким образом, в случае обжалования в арбитражный суд постановления о прекращении дела об административном правонарушении либо определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном нормами параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание то обстоятельство, что нормы КоАП РФ не предусматривают вынесение должностным лицом административного органа какого-либо правоприменительного акта о признании соответствующего лица потерпевшим, арбитражный суд обязан установить, каким образом обжалуемое постановление или определение затрагивает права и законные интересы лица, считающим себя потерпевшим."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Фальсификация доказательств по делам об административных правонарушениях - особенности оценки арбитражными судами
(Морозова Н.А.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Ключевые слова: доказательства, доказывание, фальсификация, арбитражный процесс, производство по делу об административном правонарушении, КоАП РФ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
(Морозова Н.А.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Ключевые слова: доказательства, доказывание, фальсификация, арбитражный процесс, производство по делу об административном правонарушении, КоАП РФ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень дел об административных нарушениях, которые рассматриваются судьями арбитражных судов, содержится в абз. 4 и 5 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ. Как правило, это дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и их должностными лицами или иными работниками, а также индивидуальными предпринимателями. Рассмотрение дел об административных правонарушениях регламентировано гл. 25 АПК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень дел об административных нарушениях, которые рассматриваются судьями арбитражных судов, содержится в абз. 4 и 5 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ. Как правило, это дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и их должностными лицами или иными работниками, а также индивидуальными предпринимателями. Рассмотрение дел об административных правонарушениях регламентировано гл. 25 АПК РФ.
Нормативные акты
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Глава 25. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ
(ред. от 01.04.2025)Глава 25. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)39. Суд кассационной инстанции не вправе рассматривать кассационную жалобу на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по делу об оспаривании решения административного органа по делу об административном правонарушении по правилам, предусмотренным гл. 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 288.2 АПК РФ, если размер назначенного лицу административного штрафа превышает размер, установленный ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)39. Суд кассационной инстанции не вправе рассматривать кассационную жалобу на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по делу об оспаривании решения административного органа по делу об административном правонарушении по правилам, предусмотренным гл. 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 288.2 АПК РФ, если размер назначенного лицу административного штрафа превышает размер, установленный ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, АПК РФ в настоящее время прямо предусмотрено, что дела об административных правонарушениях рассматриваются по правилам данного Кодекса с особенностями, установленными в федеральном законе об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 202, ч. 1 ст. 207 указанного Кодекса). При их рассмотрении применяются общие правила искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ. Такой подход обусловлен тем, что целый ряд норм процессуального права, регулирующих исковое производство (например, о порядке принятия решения), не противоречит принципам и сути судопроизводства по делам об административных правонарушениях. В свою очередь, применение норм искового производства, не предназначенных для регулирования процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях, исключается специальными нормами, содержащимися в гл. 25 АПК РФ "Рассмотрение дел об административных правонарушениях".
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, АПК РФ в настоящее время прямо предусмотрено, что дела об административных правонарушениях рассматриваются по правилам данного Кодекса с особенностями, установленными в федеральном законе об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 202, ч. 1 ст. 207 указанного Кодекса). При их рассмотрении применяются общие правила искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ. Такой подход обусловлен тем, что целый ряд норм процессуального права, регулирующих исковое производство (например, о порядке принятия решения), не противоречит принципам и сути судопроизводства по делам об административных правонарушениях. В свою очередь, применение норм искового производства, не предназначенных для регулирования процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях, исключается специальными нормами, содержащимися в гл. 25 АПК РФ "Рассмотрение дел об административных правонарушениях".
Статья: Производство в судах по делам об административных правонарушениях как составная часть административного судопроизводства
(Кононов П.И.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)С 1 июля 2002 г. вводится в действие КоАП РФ, который, однако, не изменил сложившегося ранее подхода законодателя к определению производства по делам об административных правонарушениях как смешанной административно-судебной деятельности по разрешению данных дел, осуществляемой на основании единых, общих для административных органов и судов процессуальных правил. При этом определение понятия производства по делам об административных правонарушениях в КоАП РФ, так же как и в действовавшем ранее КоАП РСФСР, не сформулировано. Указанная процессуально-правовая конструкция сохраняется в КоАП РФ до настоящего времени. Вместе с тем в 2002 г. произошло знаковое для легального формирования в Российской Федерации административного судопроизводства событие: вступившим в силу с 1 сентября 2002 г. Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации <19> (АПК РФ) производство по рассматриваемым арбитражными судами делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, было впервые квалифицировано в качестве административного судопроизводства (ст. 29 АПК РФ). К числу дел, подлежащих разрешению в арбитражных судах посредством административного судопроизводства, отнесены в числе прочих дела о привлечении к административной ответственности (параграф 1 гл. 25 АПК РФ) и дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (параграф 2 гл. 25 АПК РФ). Введение в действие указанных норм АПК РФ породило сохраняющуюся до настоящего времени двойственность и противоречивость в определении процессуально-правовой природы судебного производства по делам об административных правонарушениях. Рассмотрение судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях не признается КоАП РФ правосудием и позиционируется не в качестве отдельного вида административного судопроизводства, а в качестве единого, смешанного (административно-судебного) производства по данным делам. Рассмотрение арбитражными судами дел об административных правонарушениях, напротив, прямо признается АПК РФ правосудием и определяется в качестве одного из видов административного судопроизводства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
(Кононов П.И.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 3)С 1 июля 2002 г. вводится в действие КоАП РФ, который, однако, не изменил сложившегося ранее подхода законодателя к определению производства по делам об административных правонарушениях как смешанной административно-судебной деятельности по разрешению данных дел, осуществляемой на основании единых, общих для административных органов и судов процессуальных правил. При этом определение понятия производства по делам об административных правонарушениях в КоАП РФ, так же как и в действовавшем ранее КоАП РСФСР, не сформулировано. Указанная процессуально-правовая конструкция сохраняется в КоАП РФ до настоящего времени. Вместе с тем в 2002 г. произошло знаковое для легального формирования в Российской Федерации административного судопроизводства событие: вступившим в силу с 1 сентября 2002 г. Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации <19> (АПК РФ) производство по рассматриваемым арбитражными судами делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, было впервые квалифицировано в качестве административного судопроизводства (ст. 29 АПК РФ). К числу дел, подлежащих разрешению в арбитражных судах посредством административного судопроизводства, отнесены в числе прочих дела о привлечении к административной ответственности (параграф 1 гл. 25 АПК РФ) и дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (параграф 2 гл. 25 АПК РФ). Введение в действие указанных норм АПК РФ породило сохраняющуюся до настоящего времени двойственность и противоречивость в определении процессуально-правовой природы судебного производства по делам об административных правонарушениях. Рассмотрение судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях не признается КоАП РФ правосудием и позиционируется не в качестве отдельного вида административного судопроизводства, а в качестве единого, смешанного (административно-судебного) производства по данным делам. Рассмотрение арбитражными судами дел об административных правонарушениях, напротив, прямо признается АПК РФ правосудием и определяется в качестве одного из видов административного судопроизводства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 113 Закона), Законом 2007 г. N 225-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона в КоАП РФ наряду с прочим внесены изменения, наделяющие СПИ полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.9 данного Кодекса (новая редакция п. 77 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса), а также относящие рассмотрение дел о таких административных правонарушениях к полномочиям судей арбитражных судов (новая редакция ч. 1 и 3 ст. 23.1 Кодекса). Это означает, что дела о таких административных правонарушениях рассматриваются арбитражными судами по правилам § 1 "Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности" гл. 25 "Рассмотрение дел об административных правонарушениях" АПК РФ. Соответствующие изменения в ст. 332 данного Кодекса внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 113 Закона), Законом 2007 г. N 225-ФЗ в связи с принятием комментируемого Закона в КоАП РФ наряду с прочим внесены изменения, наделяющие СПИ полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 17.9 данного Кодекса (новая редакция п. 77 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса), а также относящие рассмотрение дел о таких административных правонарушениях к полномочиям судей арбитражных судов (новая редакция ч. 1 и 3 ст. 23.1 Кодекса). Это означает, что дела о таких административных правонарушениях рассматриваются арбитражными судами по правилам § 1 "Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности" гл. 25 "Рассмотрение дел об административных правонарушениях" АПК РФ. Соответствующие изменения в ст. 332 данного Кодекса внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ.
Статья: О необходимости унификации норм института лиц, участвующих в деле, в процессуальных отраслях российского права
(Артебякина Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 1)В-третьих, КоАП РФ, к сожалению, не концентрирует свое внимание на выделении отдельных групп участников производства по делу об административном правонарушении, как и АПК РФ.
(Артебякина Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 1)В-третьих, КоАП РФ, к сожалению, не концентрирует свое внимание на выделении отдельных групп участников производства по делу об административном правонарушении, как и АПК РФ.