Декларация о доходах и расходах госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Декларация о доходах и расходах госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего из-за непредставления (представления недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, уплачивая налог за счет средств, перечисленных ООО "Мечта", истица имела доход, подлежащий указанию в декларации..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, уплачивая налог за счет средств, перечисленных ООО "Мечта", истица имела доход, подлежащий указанию в декларации..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Недобросовестность в вещном праве: монография"
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)Государственные служащие, замещая должности, обладают властью, которая дает возможность оказывать воздействие на неопределенный круг лиц. Законодатель как бы презюмирует вероятность того, что представители власти, государственные и муниципальные служащие будут использовать свои полномочия для извлечения собственной выгоды. Для защиты от проявлений коррупции законодатель предусмотрел дополнительные ограничения и обязанности для государственных служащих. Одной из таких обязанностей является обязательная декларация доходов и расходов, а также разумное обоснование своих доходов в части их законности. В пункте 8 части 2 статьи 235 ГК РФ изъятие незадекларированного имущества в соответствии с законодательством о противодействии коррупции названо в качестве основания прекращения права собственности.
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)Государственные служащие, замещая должности, обладают властью, которая дает возможность оказывать воздействие на неопределенный круг лиц. Законодатель как бы презюмирует вероятность того, что представители власти, государственные и муниципальные служащие будут использовать свои полномочия для извлечения собственной выгоды. Для защиты от проявлений коррупции законодатель предусмотрел дополнительные ограничения и обязанности для государственных служащих. Одной из таких обязанностей является обязательная декларация доходов и расходов, а также разумное обоснование своих доходов в части их законности. В пункте 8 части 2 статьи 235 ГК РФ изъятие незадекларированного имущества в соответствии с законодательством о противодействии коррупции названо в качестве основания прекращения права собственности.
Нормативные акты
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015
"Послание Президента Российской Федерации"Сегодня чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны представлять декларации о доходах и расходах, о наличии недвижимости и активов, в том числе зарубежных.
"Послание Президента Российской Федерации"Сегодня чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны представлять декларации о доходах и расходах, о наличии недвижимости и активов, в том числе зарубежных.
Статья: Контроль за соответствием расходов государственных служащих их доходам: вопросы совершенствования законодательного механизма и практики применения
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)<5> См.: Жиляков К. Обращение имущества должностных лиц в доход государства в результате контроля за расходами: актуальные проблемы правоприменения // Законность. 2022. N 8. С. 3 - 6.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)<5> См.: Жиляков К. Обращение имущества должностных лиц в доход государства в результате контроля за расходами: актуальные проблемы правоприменения // Законность. 2022. N 8. С. 3 - 6.
Статья: Противодействие коррупции в системе государственной службы: международный опыт
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)1) декларирование доходов, расходов, имущества и финансовых обязательств всех государственных служащих и выборных лиц с обязательными механизмами контроля за достоверностью содержащихся в декларации сведений;
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)1) декларирование доходов, расходов, имущества и финансовых обязательств всех государственных служащих и выборных лиц с обязательными механизмами контроля за достоверностью содержащихся в декларации сведений;
Статья: Регулирование конфликта интересов: типология зарубежного опыта
(Кененова И.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Первое направление (условно именуемое "трудный путь" (High road), integrity-based (модель воспитания добропорядочности)) - это движение к созданию корпоративной культуры бюрократии, отвергающей коррупционную деятельность, которое дополняется другими мерами повышения прозрачности государственного управления, внедрением электронного правительства, вовлечением граждан в управление. Главная опора в такой модели делается на моральные установки самого государственного служащего, возникающие под влиянием этических кодексов, нормы которых носят рекомендательный характер. Их реализация обеспечивается децентрализованной инфраструктурой этических консультантов. Модель такого поведения - это набор действий, условно именуемых 'naming&shaming'. Они регулируются так называемыми 'sunshine laws' и предполагают публичную декларацию интересов, доходов, расходов, регулирование трудоустройства после увольнения с государственной службы, политической деятельности и служебных разоблачений с участием СМИ и гражданского общества <11>. Комплектация инструментов обеспечения прозрачности поведения государственного служащего различается в зависимости от модели регулирования конфликта интересов в каждом государстве. Известно три типа сводов этических правил, которые в порядке усиления степени обязательности норм и детализированности регулирования принято подразделять на кодексы этики (code of ethics), кодексы поведения (code of conduct) и кодексы правил (code of rules and regulations) <12>. Успешными примерами реализации такого подхода считаются Австралия, Канада, Норвегия и США <13>, а неудачной попыткой - Италия <14>.
(Кененова И.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Первое направление (условно именуемое "трудный путь" (High road), integrity-based (модель воспитания добропорядочности)) - это движение к созданию корпоративной культуры бюрократии, отвергающей коррупционную деятельность, которое дополняется другими мерами повышения прозрачности государственного управления, внедрением электронного правительства, вовлечением граждан в управление. Главная опора в такой модели делается на моральные установки самого государственного служащего, возникающие под влиянием этических кодексов, нормы которых носят рекомендательный характер. Их реализация обеспечивается децентрализованной инфраструктурой этических консультантов. Модель такого поведения - это набор действий, условно именуемых 'naming&shaming'. Они регулируются так называемыми 'sunshine laws' и предполагают публичную декларацию интересов, доходов, расходов, регулирование трудоустройства после увольнения с государственной службы, политической деятельности и служебных разоблачений с участием СМИ и гражданского общества <11>. Комплектация инструментов обеспечения прозрачности поведения государственного служащего различается в зависимости от модели регулирования конфликта интересов в каждом государстве. Известно три типа сводов этических правил, которые в порядке усиления степени обязательности норм и детализированности регулирования принято подразделять на кодексы этики (code of ethics), кодексы поведения (code of conduct) и кодексы правил (code of rules and regulations) <12>. Успешными примерами реализации такого подхода считаются Австралия, Канада, Норвегия и США <13>, а неудачной попыткой - Италия <14>.
Статья: Цифровой рубль и искусственный интеллект - необходимые инструменты инновационного развития современного общества
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)А если чиновникам, должностным лицам, государственным служащим, то есть всем тем, кто является основным субъектом, подпадающим под действие нормативных актов в сфере противодействия коррупции, выплачивать зарплату цифровыми рублями, то, наряду с заполнением деклараций о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также расходах, будет обеспечен дополнительный контроль по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
(Комахин Б.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)А если чиновникам, должностным лицам, государственным служащим, то есть всем тем, кто является основным субъектом, подпадающим под действие нормативных актов в сфере противодействия коррупции, выплачивать зарплату цифровыми рублями, то, наряду с заполнением деклараций о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также расходах, будет обеспечен дополнительный контроль по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Статья: Противодействие коррупции в условиях цифровизации: отечественный опыт
(Арямов А.А., Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2021, N 8)Метаморфозы фискально-судебной практики за 2019 - 2020 гг. демонстрируют следующие проблемы. На основании сводного анализа информации, полученной из учетных банковских систем и иных систем цифровых платежей, ФНС фактически начала выявлять живущих не по доходам россиян. Федеральная налоговая служба анализирует дорогостоящие покупки, оплата которых прошла в безналичной форме, и просит дать разъяснения, если расходы налогоплательщика явно не соответствуют его доходам (которые определяются при начислении НДС). Корректно предлагается актуализировать налоговую декларацию; при этом доначисляется подоходный налог. Предполагается, что субъект может расходовать лишь те средства, которые получил в качестве дохода (даже если эти средства заемные); и если выявляется существенная разница между задекларированным доходом (налоги по которому уже уплачены) и фактическими расходами, то такая разница воспринимается как доход, сокрытый от налогообложения. Так, житель Кировской области оказался в числе тех, кому пришло уведомление из ФНС. Субъект, имея задекларированный доход менее 50 000 руб., купил автомобиль марки "Мерседес" стоимостью 6 500 000 руб., что привлекло внимание фискальных органов; кроме того, было выявлено, что на банковские счета данного налогоплательщика систематически поступали денежные переводы от третьих лиц. В уведомлении содержалось требование уточнить данные о налогооблагаемой базе, а также предупреждение следующего содержания: "...в случае выявления нарушений вам необходимо в срок до 30 декабря 2020 года уплатить вышеуказанные исчисленные налоги, взносы и пени, представить налоговую декларацию по 3-НДФЛ, тем самым исключив факт наличия налоговых рисков" <12>. Используя данные цифрового анализа информации, полученной из учетных банковских систем, фискальные органы имеют большие возможности изучения движения денежных средств по банковским счетам и картам, сопоставляя их с осуществляемыми существенными расходами. С одной стороны, режим декларирования доходов и расходов распространяется только на государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ); с другой стороны, служащие фискальных органов вполне могут направлять гражданам такие уведомления. У налогоплательщика отсутствует обязанность оперативного реагирования на такое уведомление, но налоговый орган в таком случае вполне может инициировать процедуру проверки по подозрению в уклонении от налогообложения с перспективами административных и уголовно-правовых репрессалий. Оснащенная цифровым инструментарием ФНС на настоящий момент имеет объективные возможности и необходимые правомочия для выявления "серых доходов" налогоплательщиков. Информация поступает из цифровых баз данных банков, ГИБДД и Росреестра. Реализуется взыскание в судебном порядке. Сформировавшаяся судебная практика демонстрирует единообразный подход к правовой оценке приведенной ситуации со стороны как фискальных органов, так и судебных; различного рода ссылки на договоры займа и дарения часто рассматриваются не в качестве реабилитирующего фактора, а как повод для инициирования встречной проверки. Цифровые возможности сегодня действительно позволяют отслеживать гигантский массив информации, в том числе и в порядке проведения встречных проверок по корреспондирующим финансовым транзакциям.
(Арямов А.А., Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2021, N 8)Метаморфозы фискально-судебной практики за 2019 - 2020 гг. демонстрируют следующие проблемы. На основании сводного анализа информации, полученной из учетных банковских систем и иных систем цифровых платежей, ФНС фактически начала выявлять живущих не по доходам россиян. Федеральная налоговая служба анализирует дорогостоящие покупки, оплата которых прошла в безналичной форме, и просит дать разъяснения, если расходы налогоплательщика явно не соответствуют его доходам (которые определяются при начислении НДС). Корректно предлагается актуализировать налоговую декларацию; при этом доначисляется подоходный налог. Предполагается, что субъект может расходовать лишь те средства, которые получил в качестве дохода (даже если эти средства заемные); и если выявляется существенная разница между задекларированным доходом (налоги по которому уже уплачены) и фактическими расходами, то такая разница воспринимается как доход, сокрытый от налогообложения. Так, житель Кировской области оказался в числе тех, кому пришло уведомление из ФНС. Субъект, имея задекларированный доход менее 50 000 руб., купил автомобиль марки "Мерседес" стоимостью 6 500 000 руб., что привлекло внимание фискальных органов; кроме того, было выявлено, что на банковские счета данного налогоплательщика систематически поступали денежные переводы от третьих лиц. В уведомлении содержалось требование уточнить данные о налогооблагаемой базе, а также предупреждение следующего содержания: "...в случае выявления нарушений вам необходимо в срок до 30 декабря 2020 года уплатить вышеуказанные исчисленные налоги, взносы и пени, представить налоговую декларацию по 3-НДФЛ, тем самым исключив факт наличия налоговых рисков" <12>. Используя данные цифрового анализа информации, полученной из учетных банковских систем, фискальные органы имеют большие возможности изучения движения денежных средств по банковским счетам и картам, сопоставляя их с осуществляемыми существенными расходами. С одной стороны, режим декларирования доходов и расходов распространяется только на государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ); с другой стороны, служащие фискальных органов вполне могут направлять гражданам такие уведомления. У налогоплательщика отсутствует обязанность оперативного реагирования на такое уведомление, но налоговый орган в таком случае вполне может инициировать процедуру проверки по подозрению в уклонении от налогообложения с перспективами административных и уголовно-правовых репрессалий. Оснащенная цифровым инструментарием ФНС на настоящий момент имеет объективные возможности и необходимые правомочия для выявления "серых доходов" налогоплательщиков. Информация поступает из цифровых баз данных банков, ГИБДД и Росреестра. Реализуется взыскание в судебном порядке. Сформировавшаяся судебная практика демонстрирует единообразный подход к правовой оценке приведенной ситуации со стороны как фискальных органов, так и судебных; различного рода ссылки на договоры займа и дарения часто рассматриваются не в качестве реабилитирующего фактора, а как повод для инициирования встречной проверки. Цифровые возможности сегодня действительно позволяют отслеживать гигантский массив информации, в том числе и в порядке проведения встречных проверок по корреспондирующим финансовым транзакциям.
Статья: Прекращение права собственности на землю. Анализ причин на примере судов
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Такое обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, будучи ограничением конституционного права собственности, введенным федеральным законодателем в целях противодействия коррупции, направлено на защиту конституционно значимых ценностей, не нарушает требования Конституции Российской Федерации и позволяет обеспечить баланс публичных интересов борьбы с коррупцией и частных интересов собственника, приобретшего имущество на доходы, не связанные с коррупционной деятельностью, так как не предполагает лишение лица права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, независимо от того, когда эти средства были им получены, отражены ли они в соответствующей справке (декларации) или обнаружены государственными органами в ходе проведения контрольных мероприятий. При этом возможность проведения в рамках контроля за расходами на приобретение дорогостоящих объектов гражданского оборота мониторинга доходов государственного гражданского служащего и его супруги (супруга) за период, предшествующий вступлению в силу Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", отвечает предназначению правового регулирования в этой сфере, направленного на защиту конституционно значимых ценностей, и не нарушает указанный баланс публичных и частных интересов.
(Крючкова В., Демидова И.)
("Жилищное право", 2021, N 1)Такое обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, будучи ограничением конституционного права собственности, введенным федеральным законодателем в целях противодействия коррупции, направлено на защиту конституционно значимых ценностей, не нарушает требования Конституции Российской Федерации и позволяет обеспечить баланс публичных интересов борьбы с коррупцией и частных интересов собственника, приобретшего имущество на доходы, не связанные с коррупционной деятельностью, так как не предполагает лишение лица права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, независимо от того, когда эти средства были им получены, отражены ли они в соответствующей справке (декларации) или обнаружены государственными органами в ходе проведения контрольных мероприятий. При этом возможность проведения в рамках контроля за расходами на приобретение дорогостоящих объектов гражданского оборота мониторинга доходов государственного гражданского служащего и его супруги (супруга) за период, предшествующий вступлению в силу Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", отвечает предназначению правового регулирования в этой сфере, направленного на защиту конституционно значимых ценностей, и не нарушает указанный баланс публичных и частных интересов.