Декларация мот
Подборка наиболее важных документов по запросу Декларация мот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 37 Конституции РФ"Право на получение такого вознаграждения равным образом признается как нормами международного права (Женевская Конвенция от 01.07.1949 N 95 Международной организации труда "Относительно защиты заработной платы"; Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женева 18.06.1998); Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10.12.1948)), так и нормами национального законодательства (статья 7, часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьи 129, 130 ТК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение искусственного интеллекта и связанной с ним робототехники в сфере охраны труда
(Томашевский К.Л., Киямова Д.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)Обращаясь к опыту Европейского союза (далее - ЕС), отметим, что с 1 августа 2024 г. вступил в силу Регламент ЕС 2024/1689 Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июня 2024 г., устанавливающий гармонизированные правила в области искусственного интеллекта (далее - Акт ЕС об ИИ) <17>. Согласно приложению III "Системы искусственного интеллекта высокого риска, упомянутые в статье 6 (2)" Акта ЕС об ИИ к данным системам отнесены "занятость, управление работниками и доступ к самозанятости", а именно: (a) системы ИИ, предназначенные для использования для набора или отбора физических лиц, в частности, для размещения целевых объявлений о вакансиях, для анализа и фильтрации заявлений о приеме на работу, а также для оценки кандидатов; (b) системы ИИ, предназначенные для принятия решений, влияющих на условия трудовых отношений, продвижения или прекращения трудовых договорных отношений, распределения задач на основе индивидуального поведения или личных качеств или характеристик или для мониторинга и оценки производительности и поведения лиц в таких отношениях. Полагаем, как и в случае с бразильским законопроектом, этот перечень является неполным, так как не охватывает такую значимую сферу, как безопасная и здоровая производственная среда, что рассматривается МОТ в качестве пятого общепризнанного принципа, касающегося основополагающих прав в сфере труда (подп. "e" п. 2 Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. в ред. 2022 г. <18>).
(Томашевский К.Л., Киямова Д.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)Обращаясь к опыту Европейского союза (далее - ЕС), отметим, что с 1 августа 2024 г. вступил в силу Регламент ЕС 2024/1689 Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июня 2024 г., устанавливающий гармонизированные правила в области искусственного интеллекта (далее - Акт ЕС об ИИ) <17>. Согласно приложению III "Системы искусственного интеллекта высокого риска, упомянутые в статье 6 (2)" Акта ЕС об ИИ к данным системам отнесены "занятость, управление работниками и доступ к самозанятости", а именно: (a) системы ИИ, предназначенные для использования для набора или отбора физических лиц, в частности, для размещения целевых объявлений о вакансиях, для анализа и фильтрации заявлений о приеме на работу, а также для оценки кандидатов; (b) системы ИИ, предназначенные для принятия решений, влияющих на условия трудовых отношений, продвижения или прекращения трудовых договорных отношений, распределения задач на основе индивидуального поведения или личных качеств или характеристик или для мониторинга и оценки производительности и поведения лиц в таких отношениях. Полагаем, как и в случае с бразильским законопроектом, этот перечень является неполным, так как не охватывает такую значимую сферу, как безопасная и здоровая производственная среда, что рассматривается МОТ в качестве пятого общепризнанного принципа, касающегося основополагающих прав в сфере труда (подп. "e" п. 2 Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. в ред. 2022 г. <18>).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<1> См.: Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женеве 18 июня 1998 г.); Конвенция N 122 Международной организации труда "О политике в области занятости" (заключена в г. Женеве 9 июля 1964 г.).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<1> См.: Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в г. Женеве 18 июня 1998 г.); Конвенция N 122 Международной организации труда "О политике в области занятости" (заключена в г. Женеве 9 июля 1964 г.).
Нормативные акты
"Протокол к Конвенции относительно принудительного или обязательного труда 1930 года"
(Подписан в г. Женеве 11.06.2014)напоминая о соответствующих международных трудовых нормах, включая, в частности, Конвенцию 1948 года относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию (N 87), Конвенцию 1949 года относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров (N 98), Конвенцию 1951 года относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (N 100), Конвенцию 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий (N 111), Конвенцию 1973 года о минимальном возрасте для приема на работу (N 138), Конвенцию 1999 года о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (N 182), Конвенцию 1949 года о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году) (N 97), Конвенцию 1975 года о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (N 143), Конвенцию 2011 года о достойном труде домашних работников (N 189), Конвенцию 1997 года о частных агентствах занятости (N 181), Конвенцию 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле (N 81), Конвенцию 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве (N 129), а также Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 год) и Декларацию МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (2008 год);
(Подписан в г. Женеве 11.06.2014)напоминая о соответствующих международных трудовых нормах, включая, в частности, Конвенцию 1948 года относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию (N 87), Конвенцию 1949 года относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров (N 98), Конвенцию 1951 года относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (N 100), Конвенцию 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий (N 111), Конвенцию 1973 года о минимальном возрасте для приема на работу (N 138), Конвенцию 1999 года о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (N 182), Конвенцию 1949 года о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году) (N 97), Конвенцию 1975 года о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (N 143), Конвенцию 2011 года о достойном труде домашних работников (N 189), Конвенцию 1997 года о частных агентствах занятости (N 181), Конвенцию 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле (N 81), Конвенцию 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве (N 129), а также Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 год) и Декларацию МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (2008 год);
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<102> Декларация Международной организации труда "О целях и задачах Международной организации труда" 1944 г.; Устав Международной организация труда и Регламент Международной конференции труда 1919 г., ред. 1972 г.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<102> Декларация Международной организации труда "О целях и задачах Международной организации труда" 1944 г.; Устав Международной организация труда и Регламент Международной конференции труда 1919 г., ред. 1972 г.
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)В-пятых, установленное законом требование о создании объединения работодателей в форме юридического лица противоречит принципу свободы объединения, зафиксированному как в международных договорах, участником которых является Россия, например, в ст. 2 Декларации Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда", Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 22-П, принятом по вопросу действующего нормативного правового регулирования.
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)В-пятых, установленное законом требование о создании объединения работодателей в форме юридического лица противоречит принципу свободы объединения, зафиксированному как в международных договорах, участником которых является Россия, например, в ст. 2 Декларации Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда", Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 22-П, принятом по вопросу действующего нормативного правового регулирования.
Статья: Совещательный конституционализм и его реализация в социальном партнерстве
(Титова Е.В., Сагандыков М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)Вместе с тем именно во взаимодействии "государство - объединения работодателей - объединения работников" заложен потенциал не только реализации конституционной свободы труда, но и слабо реализованный по настоящее время потенциал участия граждан в конституционном развитии посредством социально-экономической сферы. Особенность конституционной ценности свободы труда состоит в том, что она является не только целью конституционного регулирования, но и средством достижения других конституционно значимых целей. Конституционный Суд РФ многократно заявлял, что одним из главных проявлений свободы труда является свобода договорных отношений. Однако в таком ракурсе свобода труда может быть реализована не только при заключении индивидуального трудового договора, но и в рамках социального партнерства в процессе выработки коллективных договоров и соглашений. В Декларации Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" 1998 г. <5> свобода труда среди принципов не названа, однако ее содержание полностью отражают названные в документе основные начала. Так, договорный характер установления условий труда отчетливо выражен в принципах, обеспечивающих "свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров" (подп. "a" п. 2 Декларации Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда"). Другими словами, свобода труда затрагивает не только работников, но и работодателей, а коллективные субъекты - объединения работников и работодателей <6>.
(Титова Е.В., Сагандыков М.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)Вместе с тем именно во взаимодействии "государство - объединения работодателей - объединения работников" заложен потенциал не только реализации конституционной свободы труда, но и слабо реализованный по настоящее время потенциал участия граждан в конституционном развитии посредством социально-экономической сферы. Особенность конституционной ценности свободы труда состоит в том, что она является не только целью конституционного регулирования, но и средством достижения других конституционно значимых целей. Конституционный Суд РФ многократно заявлял, что одним из главных проявлений свободы труда является свобода договорных отношений. Однако в таком ракурсе свобода труда может быть реализована не только при заключении индивидуального трудового договора, но и в рамках социального партнерства в процессе выработки коллективных договоров и соглашений. В Декларации Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" 1998 г. <5> свобода труда среди принципов не названа, однако ее содержание полностью отражают названные в документе основные начала. Так, договорный характер установления условий труда отчетливо выражен в принципах, обеспечивающих "свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров" (подп. "a" п. 2 Декларации Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда"). Другими словами, свобода труда затрагивает не только работников, но и работодателей, а коллективные субъекты - объединения работников и работодателей <6>.
Статья: Созидательный труд как результат достойной трудовой жизни человека
(Русских Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)<11> Декларации МОТ 2008 г. "О социальной справедливости в целях справедливой глобализации" (принята Международной конференцией труда на 97-й сессии, г. Женева, 10 июня 2008 г.). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/dedarations/pdf/fair_globalization.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
(Русских Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)<11> Декларации МОТ 2008 г. "О социальной справедливости в целях справедливой глобализации" (принята Международной конференцией труда на 97-й сессии, г. Женева, 10 июня 2008 г.). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/dedarations/pdf/fair_globalization.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
Статья: "Безопасность" или "охрана" труда как основа построения законодательства о защите жизни и здоровья работников
(Абалдуев В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)В системе международного трудового права указанные категории и связанные с ними отношения регламентированы следующими актами: Конвенция N 155 Международной организации труда "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (22 июня 1981 г.) <3>; Конвенция N 187 Международной организации труда "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" (15 июня 2006 г.) <4>; Декларация МОТ "Сеульская декларация по безопасности и гигиене труда" (29 июня 2008 г.) <5>. Эти документы в том числе предусматривают комплекс универсальных мероприятий по обеспечению безопасности труда работников. Отраслевые особенности безопасности труда предусмотрены: Конвенцией N 176 МОТ "О безопасности и гигиене труда на шахтах" (22 июня 1995 г.) <6>; Конвенцией N 184 МОТ "О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве" (21 июня 2001 г.) <7>; Конвенцией МОТ N 167 "О безопасности и гигиене труда в строительстве" (20 июня 1988 г.) <8>.
(Абалдуев В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)В системе международного трудового права указанные категории и связанные с ними отношения регламентированы следующими актами: Конвенция N 155 Международной организации труда "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (22 июня 1981 г.) <3>; Конвенция N 187 Международной организации труда "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" (15 июня 2006 г.) <4>; Декларация МОТ "Сеульская декларация по безопасности и гигиене труда" (29 июня 2008 г.) <5>. Эти документы в том числе предусматривают комплекс универсальных мероприятий по обеспечению безопасности труда работников. Отраслевые особенности безопасности труда предусмотрены: Конвенцией N 176 МОТ "О безопасности и гигиене труда на шахтах" (22 июня 1995 г.) <6>; Конвенцией N 184 МОТ "О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве" (21 июня 2001 г.) <7>; Конвенцией МОТ N 167 "О безопасности и гигиене труда в строительстве" (20 июня 1988 г.) <8>.