Действие закона об осаго во времени



Подборка наиболее важных документов по запросу Действие закона об осаго во времени (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 20.08.2024 по делу N 33-1858/2024 (УИД 12RS0013-02-2024-000092-76)
Категория спора: ОСАГО.
Требования выгодоприобретателя: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании убытков; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Отказ ответчика в организации восстановительного ремонта повлек для истца убытки. Страховое возмещение в надлежащем размере выплачено ответчиком в добровольном порядке.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части; 2) О возмещении почтовых расходов - удовлетворено в части.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик организовал ремонт транспортного средства на СТОА ООО "Кондор-Сервис" путем выдачи направления на проведение ремонта на СТОА, не соответствующей требованиям Закона об ОСАГО, которое до настоящего времени является действующим, однако истец на СТОА не явился, транспортное средство к ремонту не представил, судебная коллегия отклоняет, поскольку истец обращался к ответчику с заявлением о проведении ремонта, формальная выдача ответчиком направления на СТОА, где так и не был произведен ремонт, не свидетельствует о надлежащем исполнении своих обязательств со стороны страховщика.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2024 по делу N 88-1769/2024 (УИД 03RS0024-01-2022-001737-39)
Категория спора: ОСАГО.
Требования страховщика: О взыскании расходов в порядке регресса.
Обстоятельства: Истец указал, что по вине ответчика произошло ДТП. Истцом потерпевшим произведена выплата страхового возмещения. В процессе урегулирования страхового случая истцом было выявлено, что транспортное средство используется ответчиком в качестве такси. Ответчик при заключении договора обязательного страхования указал иную цель использования транспортного средства, что привело к уменьшению размера страховой премии.
Решение: Отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 14, 15 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", исходил из того, что наличие лицензии не свидетельствует о том, что транспортное средство в действительности использовалось в качестве такси, как во время действия договора, так и во время ДТП. В момент ДТП автомобиль в качестве такси не использовался, путевой лист не выдавался, и не был оборудован атрибутами такси. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что на момент заключения договора страхования страхователь М. имел намерение использовать автомобиль в качестве такси, однако скрыл свое намерение от страховщика, тем самым предоставив страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Развитие рынка ОСАГО в условиях пандемии
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)
Рост парка автомобилей и интенсивности дорожного движения, массовая автомобилизация населения на фоне плохого состояния российских дорог, несовершенства организации ремонтно-обслуживающего производства привели к росту количества аварий, влекущих за собой причинение имущественного ущерба и вреда жизни и здоровью участников дорожного движения. Это создало предпосылки для создания института гражданской ответственности за возмещение вреда в результате ДТП. В целях защиты прав пострадавших в ДТП в России был введен в действие Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО), который вступил в силу 1 июля 2003 г. <1> Во время пандемии COVID-19 рынок ОСАГО столкнулся с рядом проблем, что и определило необходимость исследования практики его применения и разработки мер по повышению эффективности в системе согласования экономических интересов страхователей и страховщиков, механизма реализации выплат.
Статья: Спор о взыскании страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (по риску "ОСАГО") (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)
Страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования на будущее время в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (пп. "а" п. 2 ст. 5 Закона об ОСАГО, п. 1.15 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П).
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 N 31
"О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
6. Страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования на будущее время в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт "а" пункта 2 статьи 5 Закона об ОСАГО и пункт 1.15 Правил).
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 17-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в связи с запросом мирового судьи судебного участка N 1 Выксунского судебного района Нижегородской области"
Как следует из абзаца первого пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в ныне действующей редакции, к числу получателей компенсации части страховой премии, уплаченной по договору обязательного страхования, в настоящее время относятся не только взрослые инвалиды, но и дети-инвалиды, а также законные представители инвалидов (детей-инвалидов). Условиями же для возникновения у инвалидов (детей-инвалидов) или их законных представителей права на получение названной компенсации являются, во-первых, нуждаемость инвалида (ребенка-инвалида) в транспортном средстве в соответствии с медицинскими показаниями и, во-вторых, использование его лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями.
показать больше документов