Действие бюджетного законодательства во времени
Подборка наиболее важных документов по запросу Действие бюджетного законодательства во времени (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Выплата пособия по временной нетрудоспособности при нарушении больничного режима
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы кассационной жалобы... о том, что одновременная выплата пособия по временной нетрудоспособности и заработной платы за один и тот же период времени действующим законодательством не предусмотрена, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений, поскольку, получая от... [работодателя по основному месту работы - ред.] пособие по временной нетрудоспособности, заработную плату от этого же работодателя... [ответчица - ред.] не получала. Таким образом, полученное ею пособие по временной нетрудоспособности как раз и являлось компенсацией социального страхового риска в виде утраты застрахованным лицом заработка в связи с наступлением страхового случая, что соответствует предназначению данного пособия, определенному в ст. ст. 1, 7 Закона [от 29.12.2006 N 255-ФЗ - ред.].
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы кассационной жалобы... о том, что одновременная выплата пособия по временной нетрудоспособности и заработной платы за один и тот же период времени действующим законодательством не предусмотрена, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных постановлений, поскольку, получая от... [работодателя по основному месту работы - ред.] пособие по временной нетрудоспособности, заработную плату от этого же работодателя... [ответчица - ред.] не получала. Таким образом, полученное ею пособие по временной нетрудоспособности как раз и являлось компенсацией социального страхового риска в виде утраты застрахованным лицом заработка в связи с наступлением страхового случая, что соответствует предназначению данного пособия, определенному в ст. ст. 1, 7 Закона [от 29.12.2006 N 255-ФЗ - ред.].
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2024 N 8г-33175/2024, 88-29609/2024 (УИД 77RS0031-02-2023-008676-53)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования: О возмещении вреда, причиненного преступлением.
Обстоятельства: В результате преступных действий ответчика бюджетной системе РФ был причинен материальный ущерб, однако возбужденное в отношении ответчика уголовное дело было прекращено по нереабилитирующему основанию.
Решение: Удовлетворено.Доводы о наличии вины иных лиц голословны, данные иные лица ответчиком не указаны. Судом обоснованно принято во внимание, что именно противоправные действия ответчика, как руководителя юридического лица в спорный период привели к нарушениям налогового законодательства и причинению вреда бюджетной системе РФ. Собственно организация формального документооборота предполагает совершение умышленных действий. До настоящего времени налоги в бюджет Российской Федерации не уплачены, ущерб от преступления не возмещен, юридическое лицо ликвидировано. Ссылка на законность ликвидации юридического лица не имеет правового значения, поскольку не подтверждает выплату всех налоговых платежей в период руководства ООО "Компания Ресурс-Медиа" ответчиком.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования: О возмещении вреда, причиненного преступлением.
Обстоятельства: В результате преступных действий ответчика бюджетной системе РФ был причинен материальный ущерб, однако возбужденное в отношении ответчика уголовное дело было прекращено по нереабилитирующему основанию.
Решение: Удовлетворено.Доводы о наличии вины иных лиц голословны, данные иные лица ответчиком не указаны. Судом обоснованно принято во внимание, что именно противоправные действия ответчика, как руководителя юридического лица в спорный период привели к нарушениям налогового законодательства и причинению вреда бюджетной системе РФ. Собственно организация формального документооборота предполагает совершение умышленных действий. До настоящего времени налоги в бюджет Российской Федерации не уплачены, ущерб от преступления не возмещен, юридическое лицо ликвидировано. Ссылка на законность ликвидации юридического лица не имеет правового значения, поскольку не подтверждает выплату всех налоговых платежей в период руководства ООО "Компания Ресурс-Медиа" ответчиком.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Основанием разграничения форм, закрепленных в бюджетном законодательстве является время осуществления контрольных действий по отношению к формированию и использованию фондов денежных средств. Единственная сложность заключается в том, что современная редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет данные формы как виды, что еще раз свидетельствует о сложности определения форм, видов и методов финансового контроля.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Основанием разграничения форм, закрепленных в бюджетном законодательстве является время осуществления контрольных действий по отношению к формированию и использованию фондов денежных средств. Единственная сложность заключается в том, что современная редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет данные формы как виды, что еще раз свидетельствует о сложности определения форм, видов и методов финансового контроля.
Статья: Параметры бюджетно-правового пространства: проблемы измерения и идентификации
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Норма бюджетного права, как и любая правовая норма, действует в пространстве, во времени и по кругу лиц. Особенностью бюджетного законодательства является то, что специальных установлений о действии норм бюджетного права в пространстве (равно как и по кругу лиц) оно не содержит <25>, в отличие, например, от уголовного законодательства (гл. 2 Уголовного кодекса РФ). Поэтому, исследуя вопрос о действии норм бюджетного права в пространстве, следует опираться на нормы Конституции РФ и бюджетного законодательства, системный анализ которых позволяет утверждать, что федеральные законы, в том числе конституционные, указы Президента РФ, акты палат Федерального Собрания РФ, акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти действуют на всей территории РФ; нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ - на территории субъектов РФ; акты органов местного самоуправления - на территории муниципальных образований.
(Тютина Ю.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Норма бюджетного права, как и любая правовая норма, действует в пространстве, во времени и по кругу лиц. Особенностью бюджетного законодательства является то, что специальных установлений о действии норм бюджетного права в пространстве (равно как и по кругу лиц) оно не содержит <25>, в отличие, например, от уголовного законодательства (гл. 2 Уголовного кодекса РФ). Поэтому, исследуя вопрос о действии норм бюджетного права в пространстве, следует опираться на нормы Конституции РФ и бюджетного законодательства, системный анализ которых позволяет утверждать, что федеральные законы, в том числе конституционные, указы Президента РФ, акты палат Федерального Собрания РФ, акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти действуют на всей территории РФ; нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ - на территории субъектов РФ; акты органов местного самоуправления - на территории муниципальных образований.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2025 N 39-П
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Магаданской области"При этом по смыслу пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие такого решения руководителем финансового органа - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость осуществления всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
"По делу о проверке конституционности пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Магаданской области"При этом по смыслу пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие такого решения руководителем финансового органа - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость осуществления всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)В настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность осуществления бюджетными и автономными учреждениями федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)В настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность осуществления бюджетными и автономными учреждениями федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
Статья: Правовое регулирование санкционирования операций
(Логвенчева А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)В целях подтверждения одной из указанных научных позиций следует обратиться к правовым источникам. Например, в ст. 265 БК РФ представлены две классификации видов бюджетного контроля, в одной из которых критерием служит время проведения, в связи с чем выделены два вида - предварительный и последующий. Каждый из видов контроля должен обеспечиваться определенными способами его реализации, однако в бюджетном законодательстве такое соотношение не установлено. В ранее действовавшей редакции ст. 267.1 БК РФ были перечислены следующие методы контрольной деятельности: проверка, ревизия, обследование и санкционирование операций.
(Логвенчева А.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)В целях подтверждения одной из указанных научных позиций следует обратиться к правовым источникам. Например, в ст. 265 БК РФ представлены две классификации видов бюджетного контроля, в одной из которых критерием служит время проведения, в связи с чем выделены два вида - предварительный и последующий. Каждый из видов контроля должен обеспечиваться определенными способами его реализации, однако в бюджетном законодательстве такое соотношение не установлено. В ранее действовавшей редакции ст. 267.1 БК РФ были перечислены следующие методы контрольной деятельности: проверка, ревизия, обследование и санкционирование операций.
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Таким образом, применение термина "бюджетирование" для обозначения формальных и неформальных аспектов бюджетного процесса, точнее, для подчеркивания именно его неформальных характеристик (технических, технологических, интеллектуальных и т.п.) как собирательное понятие вполне допустимо в актах стратегического планирования, в текстах научного и популярного содержания в качестве составляющей риторики управленческой (организационной и интеллектуальной) деятельности в рамках бюджетных отношений. Например, можно говорить "язык бюджетирования", "в ходе бюджетирования", "достижение целей бюджетирования" и т.п. Однако в нормативных правовых актах и актах правоприменения необходимо использовать иные понятия: "бюджетный процесс", "стадия бюджетного процесса", "участники бюджетного процесса" и т.п., отражающие те явления и действия, которые имеют границы, строго очерченные правовой нормой (по времени, количеству, последовательности и др.), поскольку бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации <13> (далее - БК РФ)).
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Таким образом, применение термина "бюджетирование" для обозначения формальных и неформальных аспектов бюджетного процесса, точнее, для подчеркивания именно его неформальных характеристик (технических, технологических, интеллектуальных и т.п.) как собирательное понятие вполне допустимо в актах стратегического планирования, в текстах научного и популярного содержания в качестве составляющей риторики управленческой (организационной и интеллектуальной) деятельности в рамках бюджетных отношений. Например, можно говорить "язык бюджетирования", "в ходе бюджетирования", "достижение целей бюджетирования" и т.п. Однако в нормативных правовых актах и актах правоприменения необходимо использовать иные понятия: "бюджетный процесс", "стадия бюджетного процесса", "участники бюджетного процесса" и т.п., отражающие те явления и действия, которые имеют границы, строго очерченные правовой нормой (по времени, количеству, последовательности и др.), поскольку бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации <13> (далее - БК РФ)).
Статья: Сроки действия государственных (муниципальных) контрактов и исполнения контрактных обязательств: к вопросу о межотраслевых связях бюджетного права
(Белов В.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 5)В гражданском праве особое значение имеют сроки действия договоров и исполнения договорных обязательств. На установление договорных сроков в контрактной системе в сфере закупок сильное влияние оказывают нормы специального законодательства о контрактной системе и бюджетного законодательства. Потенциал бюджетного законодательства в части заключения среднесрочных и долгосрочных контрактов пока в должной мере не используется. В то же время увеличение сроков действия контрактов на практике могло бы способствовать укреплению стабильности договорных связей и повышению эффективности контрактной системы в сфере закупок.
(Белов В.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 5)В гражданском праве особое значение имеют сроки действия договоров и исполнения договорных обязательств. На установление договорных сроков в контрактной системе в сфере закупок сильное влияние оказывают нормы специального законодательства о контрактной системе и бюджетного законодательства. Потенциал бюджетного законодательства в части заключения среднесрочных и долгосрочных контрактов пока в должной мере не используется. В то же время увеличение сроков действия контрактов на практике могло бы способствовать укреплению стабильности договорных связей и повышению эффективности контрактной системы в сфере закупок.
Статья: Правовые формы реализации гражданской правосубъектности государства
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)В 1950 г. монография С.Н. Братуся о субъектах гражданского права <1> открыла издание знаменитого "Курса гражданского права ВИЮН" (который в 1963 г. завершила другая его известная монография о предмете и системе гражданского права <2>). В этой классической работе С.Н. Братусь не только проанализировал правовой статус двух традиционных видов субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц, но и впервые в цивилистической литературе стал рассматривать государство как новый, третий вид субъектов гражданского права, имеющих особую, самостоятельную правосубъектность <3>. Правда, правовой статус государства в гл. XIV названной монографии освещался автором наряду с юридической личностью местных органов власти и государственных бюджетных учреждений, которые, не будучи собственниками своего имущества, по действовавшему в то время законодательству прямо не признавались и юридическими лицами (тем не менее в ряде случаев выступали в гражданском обороте от своего имени и несли самостоятельную, хотя и ограниченную, имущественную ответственность по долгам). "Привязка" таких государственных "юридических лиц de facto" к правосубъектности самого государства как целого наводит на мысль о рассмотрении их С.Н. Братусем в качестве особой правовой формы участия государства-собственника в тогдашнем централизованном, огосударствленном гражданском обороте. Однако уже в вышедшем в том же году учебнике гражданского права <4> ученый подготовил отдельную главу "Советское государство как субъект гражданских прав" (юридическая личность местных Советов и госбюджетных учреждений рассматривалась им в общей главе о юридических лицах). С тех пор такой подход к системе субъектов гражданского права стал общепризнанным в отечественной цивилистике.
(Суханов Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)В 1950 г. монография С.Н. Братуся о субъектах гражданского права <1> открыла издание знаменитого "Курса гражданского права ВИЮН" (который в 1963 г. завершила другая его известная монография о предмете и системе гражданского права <2>). В этой классической работе С.Н. Братусь не только проанализировал правовой статус двух традиционных видов субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц, но и впервые в цивилистической литературе стал рассматривать государство как новый, третий вид субъектов гражданского права, имеющих особую, самостоятельную правосубъектность <3>. Правда, правовой статус государства в гл. XIV названной монографии освещался автором наряду с юридической личностью местных органов власти и государственных бюджетных учреждений, которые, не будучи собственниками своего имущества, по действовавшему в то время законодательству прямо не признавались и юридическими лицами (тем не менее в ряде случаев выступали в гражданском обороте от своего имени и несли самостоятельную, хотя и ограниченную, имущественную ответственность по долгам). "Привязка" таких государственных "юридических лиц de facto" к правосубъектности самого государства как целого наводит на мысль о рассмотрении их С.Н. Братусем в качестве особой правовой формы участия государства-собственника в тогдашнем централизованном, огосударствленном гражданском обороте. Однако уже в вышедшем в том же году учебнике гражданского права <4> ученый подготовил отдельную главу "Советское государство как субъект гражданских прав" (юридическая личность местных Советов и госбюджетных учреждений рассматривалась им в общей главе о юридических лицах). С тех пор такой подход к системе субъектов гражданского права стал общепризнанным в отечественной цивилистике.
Статья: Угроза экономической безопасности Российской Федерации как юридическая категория
(Ванин В.В., Карпенко Г.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)С точки зрения изложенного единственно приемлемым решением означенной проблемы видится нормативное закрепление на уровне федерального закона как самой системы правоограничительных мер, так и оснований их применения. Это решение требует известной модернизации системы стратегического планирования, поскольку последняя в настоящее время ограничивает роль законодателя главным образом планированием бюджетных доходов и расходов посредством принятия закона о бюджете; действующее законодательство о стратегическом планировании предусматривает лишь обсуждение стратегии палатами Федерального Собрания РФ социально-экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства РФ <20>.
(Ванин В.В., Карпенко Г.М.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)С точки зрения изложенного единственно приемлемым решением означенной проблемы видится нормативное закрепление на уровне федерального закона как самой системы правоограничительных мер, так и оснований их применения. Это решение требует известной модернизации системы стратегического планирования, поскольку последняя в настоящее время ограничивает роль законодателя главным образом планированием бюджетных доходов и расходов посредством принятия закона о бюджете; действующее законодательство о стратегическом планировании предусматривает лишь обсуждение стратегии палатами Федерального Собрания РФ социально-экономического развития Российской Федерации и основных направлений деятельности Правительства РФ <20>.
Статья: Некоторые вопросы применения антимонопольного законодательства при регулировании участия публично-правовых образований в экономических отношениях
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Следует отметить, что в правоприменительной практике постоянно возникает необходимость анализа различных конкретных действий соответствующих органов, а в правовой науке возникают дискуссии относительно правомерности либо, наоборот, неправомерности таких актов и действий. Так, определенную актуальность и дискуссионность в настоящее время вызывает оценка с позиций антимонопольного законодательства актов органов публичной власти о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение работ (оказание услуг) без проведения конкурентных процедур. По мнению Федеральной антимонопольной службы, выраженному в письме от 13 июля 2015 г. N АЦ/34893/15, создание органом власти бюджетного учреждения и возложение на него обязанностей по осуществлению деятельности, не входящей в исключительную компетенцию органов государственной власти (местного самоуправления), в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, финансируемого за счет бюджетных средств, без осуществления конкурсных процедур, может создать для этого субъекта преимущественные условия осуществления деятельности. Такие действия предлагается рассматривать в качестве возможного нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции. Судебная практика содержит примеры поддержки данной позиции антимонопольного органа со ссылкой на обязательность проведения торгов при предоставлении субсидий для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд <17>. Вместе с тем в юридической науке высказана критика указанной позиции. Так, по мнению К.А. Писенко, выбор между субсидированием созданного органами власти предприятия (учреждения) либо обеспечением социально-экономических потребностей публично-правового образования посредством процедуры торгов должен осуществляться самими органами публичной власти, а конкуренция "сценариев обеспечения потребностей муниципалитета или региона" не должна заменяться монопольным сценарием перевода всей экономической активности в таком регионе на процедуру конкурентного отбора поставщика <18>. Некоторые авторы высказывают сомнение относительно правомерности использования института размещения заказа в качестве универсального инструмента организации бюджетно-финансируемых социально значимых рынков <19>.
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Следует отметить, что в правоприменительной практике постоянно возникает необходимость анализа различных конкретных действий соответствующих органов, а в правовой науке возникают дискуссии относительно правомерности либо, наоборот, неправомерности таких актов и действий. Так, определенную актуальность и дискуссионность в настоящее время вызывает оценка с позиций антимонопольного законодательства актов органов публичной власти о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение работ (оказание услуг) без проведения конкурентных процедур. По мнению Федеральной антимонопольной службы, выраженному в письме от 13 июля 2015 г. N АЦ/34893/15, создание органом власти бюджетного учреждения и возложение на него обязанностей по осуществлению деятельности, не входящей в исключительную компетенцию органов государственной власти (местного самоуправления), в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, финансируемого за счет бюджетных средств, без осуществления конкурсных процедур, может создать для этого субъекта преимущественные условия осуществления деятельности. Такие действия предлагается рассматривать в качестве возможного нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции. Судебная практика содержит примеры поддержки данной позиции антимонопольного органа со ссылкой на обязательность проведения торгов при предоставлении субсидий для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд <17>. Вместе с тем в юридической науке высказана критика указанной позиции. Так, по мнению К.А. Писенко, выбор между субсидированием созданного органами власти предприятия (учреждения) либо обеспечением социально-экономических потребностей публично-правового образования посредством процедуры торгов должен осуществляться самими органами публичной власти, а конкуренция "сценариев обеспечения потребностей муниципалитета или региона" не должна заменяться монопольным сценарием перевода всей экономической активности в таком регионе на процедуру конкурентного отбора поставщика <18>. Некоторые авторы высказывают сомнение относительно правомерности использования института размещения заказа в качестве универсального инструмента организации бюджетно-финансируемых социально значимых рынков <19>.
Статья: О правовых инструментах обеспечения финансовой безопасности
(Саттарова Н.А., Гафарова Г.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 11)В настоящее время остаются спорные вопросы, которые требуют законодательного разрешения. Например, как отмечают специалисты, в действующем бюджетном законодательстве не урегулирован "вопрос о порядке применения мер бюджетного принуждения при совпадении в одном лице субъекта нарушения и стороны, обеспечивающей вменение и исполнение мер бюджетного принуждения, что требует осуществления отдельного исследования, поскольку отсутствие системы сдержек и противовесов в виде привлечения к специализированной бюджетной ответственности обеспечивает стабильность функционирования бюджетной системы" <9>.
(Саттарова Н.А., Гафарова Г.Р.)
("Финансовое право", 2024, N 11)В настоящее время остаются спорные вопросы, которые требуют законодательного разрешения. Например, как отмечают специалисты, в действующем бюджетном законодательстве не урегулирован "вопрос о порядке применения мер бюджетного принуждения при совпадении в одном лице субъекта нарушения и стороны, обеспечивающей вменение и исполнение мер бюджетного принуждения, что требует осуществления отдельного исследования, поскольку отсутствие системы сдержек и противовесов в виде привлечения к специализированной бюджетной ответственности обеспечивает стабильность функционирования бюджетной системы" <9>.
Статья: Правовые коллизии механизмов реализации мер бюджетного принуждения в условиях финансовой нестабильности
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Актуальным примером является ситуация, когда главный распорядитель бюджетных средств ввиду санкционного давления на фоне выпадающих доходов бюджета не имеет возможности на покрытие расходов для выплаты заработной платы врачам, что вынуждает его использовать для выплат на указанную цель средства из целевой субсидии на строительство автомобильной дороги. В условиях, если произошло нецелевое расходование межбюджетного трансферта на покрытие заработной платы бюджетных работников из временно невостребованных средств, а покрытие расходов на строительство было компенсировано дополнительными бюджетными поступлениями в дальнейшем без срыва сроков строительства и ввода объекта в эксплуатацию, применение мер бюджетного принуждения является нерелевантным. Безусловно, указанные действия отражают формальный состав нарушения, однако его последствия сознательно, деятельно и своевременно устранены нарушителем бюджетного законодательства. Источником нецелевого покрытия расходных статей бюджета бюджетной системы послужили денежные средства, единовременно зачисленные на казначейские счета субъекта межбюджетных трансфертов и предполагающие долгосрочное расходование в течение длительного периода времени. В то же время согласование и получение выплат в целях финансирования строительных работ и выполнения регулярных поставок товаров обычно происходит в последние месяцы календарного года, что вынуждает распорядителей бюджетных средств использовать временно невостребованные финансовые остатки на лицевых счетах в составе единого казначейского счета на исполнение текущих обязательств во избежание остановки строительства либо производственного цикла, возобновление которых создаст для бюджетной системы существенные финансовые издержки в совокупности с утратой конкурентоспособности. Привлечение указанного лица к ответственности посредством использования мер бюджетного принуждения в виде, например, сокращения в следующем финансовом году объемов межбюджетных трансфертов вызовет риск неисполнения регионального бюджета и срыв национальных целей развития, несмотря на своевременное устранение последствий формального состава нарушения. Такие вынужденные действия участников бюджетных правоотношений, по сути, являются коллизионными, приводящими к реализации мер бюджетного принуждения посредством использования формальных оснований без учета сопутствующих рисков для экономической безопасности государства.
(Лапина М.А., Завьялов М.М.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Актуальным примером является ситуация, когда главный распорядитель бюджетных средств ввиду санкционного давления на фоне выпадающих доходов бюджета не имеет возможности на покрытие расходов для выплаты заработной платы врачам, что вынуждает его использовать для выплат на указанную цель средства из целевой субсидии на строительство автомобильной дороги. В условиях, если произошло нецелевое расходование межбюджетного трансферта на покрытие заработной платы бюджетных работников из временно невостребованных средств, а покрытие расходов на строительство было компенсировано дополнительными бюджетными поступлениями в дальнейшем без срыва сроков строительства и ввода объекта в эксплуатацию, применение мер бюджетного принуждения является нерелевантным. Безусловно, указанные действия отражают формальный состав нарушения, однако его последствия сознательно, деятельно и своевременно устранены нарушителем бюджетного законодательства. Источником нецелевого покрытия расходных статей бюджета бюджетной системы послужили денежные средства, единовременно зачисленные на казначейские счета субъекта межбюджетных трансфертов и предполагающие долгосрочное расходование в течение длительного периода времени. В то же время согласование и получение выплат в целях финансирования строительных работ и выполнения регулярных поставок товаров обычно происходит в последние месяцы календарного года, что вынуждает распорядителей бюджетных средств использовать временно невостребованные финансовые остатки на лицевых счетах в составе единого казначейского счета на исполнение текущих обязательств во избежание остановки строительства либо производственного цикла, возобновление которых создаст для бюджетной системы существенные финансовые издержки в совокупности с утратой конкурентоспособности. Привлечение указанного лица к ответственности посредством использования мер бюджетного принуждения в виде, например, сокращения в следующем финансовом году объемов межбюджетных трансфертов вызовет риск неисполнения регионального бюджета и срыв национальных целей развития, несмотря на своевременное устранение последствий формального состава нарушения. Такие вынужденные действия участников бюджетных правоотношений, по сути, являются коллизионными, приводящими к реализации мер бюджетного принуждения посредством использования формальных оснований без учета сопутствующих рисков для экономической безопасности государства.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Как усматривается из пояснительной записки к законопроекту, нормы проекта направлены на регулирование отношений, складывающихся с руководителями исключительно крупных компаний, имеющими высокий доход, получающими опционы и участвующими в прибыли компании. Однако в Российской Федерации в настоящее время основную массу руководителей составляют управляющие организациями малого и среднего бизнеса, а также директора бюджетных учреждений (школ, больниц и т.п.). Исключение отношений указанных лиц из сферы действия трудового законодательства приведет к существенному ущемлению их прав, снижению их социальной защищенности в социальном государстве.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Как усматривается из пояснительной записки к законопроекту, нормы проекта направлены на регулирование отношений, складывающихся с руководителями исключительно крупных компаний, имеющими высокий доход, получающими опционы и участвующими в прибыли компании. Однако в Российской Федерации в настоящее время основную массу руководителей составляют управляющие организациями малого и среднего бизнеса, а также директора бюджетных учреждений (школ, больниц и т.п.). Исключение отношений указанных лиц из сферы действия трудового законодательства приведет к существенному ущемлению их прав, снижению их социальной защищенности в социальном государстве.
Статья: Четвертьвековая история Бюджетного кодекса Российской Федерации
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В работе представлен анализ научно-правовой информации, связанной с принятием и действием такого особого источника финансового права, как Бюджетный кодекс Российской Федерации. В работе подчеркивается, что на сегодняшний день с даты принятия данного акта прошло ровно 25 лет. Однако с момента его вступления в силу - чуть меньше. Обозначена значимость правовых, экономических, иных предпосылок для возможной на тот момент времени кодификации бюджетного законодательства. Уникальность ее в том, что именно Кодекс как нормативный правовой акт в сфере правового регулирования бюджетных отношений в истории Российского государства был разработан и принят впервые. Автором подчеркивается значимость положений Конституции Российской Федерации, обеспечивающих базисные правовые основы для любой сферы правотворчества. Кодификация бюджетного законодательства не состоялась бы, не будь массива правового материала в сфере регулирования бюджетных отношений, отвечающего требованиям определенного качества, которое позволяло вести работы по кодификации. Также для этого важна зрелость тех общественных отношений, которые подлежали регулированию.
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)В работе представлен анализ научно-правовой информации, связанной с принятием и действием такого особого источника финансового права, как Бюджетный кодекс Российской Федерации. В работе подчеркивается, что на сегодняшний день с даты принятия данного акта прошло ровно 25 лет. Однако с момента его вступления в силу - чуть меньше. Обозначена значимость правовых, экономических, иных предпосылок для возможной на тот момент времени кодификации бюджетного законодательства. Уникальность ее в том, что именно Кодекс как нормативный правовой акт в сфере правового регулирования бюджетных отношений в истории Российского государства был разработан и принят впервые. Автором подчеркивается значимость положений Конституции Российской Федерации, обеспечивающих базисные правовые основы для любой сферы правотворчества. Кодификация бюджетного законодательства не состоялась бы, не будь массива правового материала в сфере регулирования бюджетных отношений, отвечающего требованиям определенного качества, которое позволяло вести работы по кодификации. Также для этого важна зрелость тех общественных отношений, которые подлежали регулированию.