Цифровые избирательные участки
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровые избирательные участки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровизация избирательного процесса и избирательные права в цифровую эпоху
(Шушания Ш.С.)
("Юрист", 2022, N 1)Ключевые слова: избирательный процесс, информационные технологии, избирательные права, электронное голосование, эволюция избирательного процесса, цифровизация голосования, цифровые избирательные участки.
(Шушания Ш.С.)
("Юрист", 2022, N 1)Ключевые слова: избирательный процесс, информационные технологии, избирательные права, электронное голосование, эволюция избирательного процесса, цифровизация голосования, цифровые избирательные участки.
Статья: Механизмы обеспечения баланса демократических принципов при проведении дистанционного электронного голосования
(Мишуков В.О.)
("Современное право", 2024, N 6)<3> О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных субъектов Российской Федерации, проводимых 8 сентября 2019 года: Федеральный закон от 21.05.2019 N 102-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации: [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905290056.
(Мишуков В.О.)
("Современное право", 2024, N 6)<3> О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных субъектов Российской Федерации, проводимых 8 сентября 2019 года: Федеральный закон от 21.05.2019 N 102-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации: [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905290056.
Статья: Активное избирательное право: развитие форм реализации
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Учеными-конституционалистами отмечается, что наиболее перспективные направления реорганизации электорального процесса лежат в плоскости применения цифровых технологий, все более широкую правовую основу приобретают голосование на цифровых избирательных участках, а также дистанционное электронное голосование через Интернет <1>.
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Учеными-конституционалистами отмечается, что наиболее перспективные направления реорганизации электорального процесса лежат в плоскости применения цифровых технологий, все более широкую правовую основу приобретают голосование на цифровых избирательных участках, а также дистанционное электронное голосование через Интернет <1>.
Статья: Современные технологии в избирательном процессе: особенности и перспективы развития
(Савченко М.С., Лихолатов Г.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Развитие современных технологий обусловило появление некоторых новелл и в избирательном процессе. В частности, актуальным стал вопрос о возможности создания цифровых избирательных участков и проведении дистанционного электронного голосования. Техническую основу электронного голосования через Интернет составляет технология блокчейн. Существует несколько подходов к понятию "блокчейн". Одни авторы видят в нем "конъюнктурообразующий фактор для экономики, политики и многих областей хозяйственной и общественной жизни" <5>; по мнению других, "блокчейн - это децентрализованная база данных, у которой устройства хранения данных не подключены к общему серверу <6>. Успешно зарекомендовавшая себя в экономической сфере технология блокчейн заключается в том, что информация распределяется и хранится на электронных носителях без возможности ее изменения.
(Савченко М.С., Лихолатов Г.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Развитие современных технологий обусловило появление некоторых новелл и в избирательном процессе. В частности, актуальным стал вопрос о возможности создания цифровых избирательных участков и проведении дистанционного электронного голосования. Техническую основу электронного голосования через Интернет составляет технология блокчейн. Существует несколько подходов к понятию "блокчейн". Одни авторы видят в нем "конъюнктурообразующий фактор для экономики, политики и многих областей хозяйственной и общественной жизни" <5>; по мнению других, "блокчейн - это децентрализованная база данных, у которой устройства хранения данных не подключены к общему серверу <6>. Успешно зарекомендовавшая себя в экономической сфере технология блокчейн заключается в том, что информация распределяется и хранится на электронных носителях без возможности ее изменения.
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Думается, в значительной мере образная оценка всего правового поля страны В.Д. Зорькиным может быть распространена на произошедшие в 2020 г. изменения избирательного права. Они затрагивают круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом, вопросы формирования списков избирателей, схем избирательных округов, подписных листов и порядка сбора подписей в поддержку выдвинутых кандидатов, списков кандидатов, видов, сроков и мест голосования, наблюдения за голосованием, публикации информации о движении средств избирательных фондов, сроков административного судопроизводства, компетенции избирательных комиссий, статуса членов комиссий. Продолжены освещенные специальными федеральными законами эксперименты по голосованию на цифровых избирательных участках и дистанционному электронному голосованию. Таким образом, под влиянием подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу о внесении изменений в Конституцию РФ, которое было выведено за пределы полей действия и законодательства о выборах, и законодательства о референдумах, избирательное право России в 2020 г. претерпело существенные изменения. Фактически под флагом изменений действующего избирательного законодательства осуществлена его масштабная реформа, меняется практика выборов, что требует теоретического осмысления. К сожалению, не впервые законодатель и практика предлагают решения, которые далеко не всегда имеют теоретическое обоснование.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Думается, в значительной мере образная оценка всего правового поля страны В.Д. Зорькиным может быть распространена на произошедшие в 2020 г. изменения избирательного права. Они затрагивают круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом, вопросы формирования списков избирателей, схем избирательных округов, подписных листов и порядка сбора подписей в поддержку выдвинутых кандидатов, списков кандидатов, видов, сроков и мест голосования, наблюдения за голосованием, публикации информации о движении средств избирательных фондов, сроков административного судопроизводства, компетенции избирательных комиссий, статуса членов комиссий. Продолжены освещенные специальными федеральными законами эксперименты по голосованию на цифровых избирательных участках и дистанционному электронному голосованию. Таким образом, под влиянием подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу о внесении изменений в Конституцию РФ, которое было выведено за пределы полей действия и законодательства о выборах, и законодательства о референдумах, избирательное право России в 2020 г. претерпело существенные изменения. Фактически под флагом изменений действующего избирательного законодательства осуществлена его масштабная реформа, меняется практика выборов, что требует теоретического осмысления. К сожалению, не впервые законодатель и практика предлагают решения, которые далеко не всегда имеют теоретическое обоснование.
Статья: Цифровое гражданство и конституционные вызовы в информационном и алгоритмическом обществе
(Кравец И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 2)Во-вторых, цифровое гражданство может использоваться в негативном ключе. Широкое использование мобильных устройств, компьютерных программ и платформ социальных сетей сопровождается возникающей напряженностью между развитием форм цифрового участия в политической сфере (мобильный избиратель, цифровые избирательные участки и другое), обещанием новых форм гражданского участия населения и сотрудничества в сфере профессиональной или иной деятельности, цифровизацией образовательных услуг, креативным вовлечением в процесс культурного обмена и творчества, с одной стороны, и угрозой неправомерного использования и незаконного присвоения информации, персональных данных наряду с риском причинения вреда или преследования (за возможные правонарушения в информационном пространстве) - с другой. Граждане как пользователи информационных технологий, более узкие социальные группы - молодые люди, педагоги, ученые, представители творческих профессий, а также поставщики социальных услуг и органы публичной власти связаны с представлением о "надлежащем использовании технологий", в том числе информационных технологий в сети Интернет. Однако какова культура "надлежащего использования технологий"? Очевидно, мы должны стремиться к безопасным, продуктивным и цивилизованным методам, пониманию публичной этики цифровых технологий, чтобы противостоять онлайн-домогательствам, троллингу, фанатизму, неправильному управлению личностью и репутацией, навязчивому сбору личных данных, слежке и нарушениям конфиденциальности.
(Кравец И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 2)Во-вторых, цифровое гражданство может использоваться в негативном ключе. Широкое использование мобильных устройств, компьютерных программ и платформ социальных сетей сопровождается возникающей напряженностью между развитием форм цифрового участия в политической сфере (мобильный избиратель, цифровые избирательные участки и другое), обещанием новых форм гражданского участия населения и сотрудничества в сфере профессиональной или иной деятельности, цифровизацией образовательных услуг, креативным вовлечением в процесс культурного обмена и творчества, с одной стороны, и угрозой неправомерного использования и незаконного присвоения информации, персональных данных наряду с риском причинения вреда или преследования (за возможные правонарушения в информационном пространстве) - с другой. Граждане как пользователи информационных технологий, более узкие социальные группы - молодые люди, педагоги, ученые, представители творческих профессий, а также поставщики социальных услуг и органы публичной власти связаны с представлением о "надлежащем использовании технологий", в том числе информационных технологий в сети Интернет. Однако какова культура "надлежащего использования технологий"? Очевидно, мы должны стремиться к безопасным, продуктивным и цивилизованным методам, пониманию публичной этики цифровых технологий, чтобы противостоять онлайн-домогательствам, троллингу, фанатизму, неправильному управлению личностью и репутацией, навязчивому сбору личных данных, слежке и нарушениям конфиденциальности.
Статья: Антропология прав человека в цифровую эпоху (опыт сравнительного анализа)
(Ковлер А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Мало известен такой факт: в 1869 г. молодой Эдисон предложил американским конгрессменам революционное изобретение - электрорегистратор голосования (Vote recorder): достаточно было повернуть соответствующий тумблер, чтобы на панно председательствующего появился результат голосования. К огорчению молодого гения предложение о внедрении изобретения было отклонено под предлогом того, что факт мгновенного установления результата голосования, якобы, не оставлял времени на раздумья представителям меньшинства и давил на их психику <48>. Но впоследствии именно в Америке был впервые использован телеграф в политических целях для передачи избирателям посланий кандидатов, что дало основание К.И. Чуковскому еще в начале XX в. предсказать "американизацию" выборов и пришествие "человека телеграфного" - telegraphic person <49>, а также именно там впервые были использованы методы организации предвыборных кампаний и выборов по законам политического маркетинга по принципу "товар и его потребитель" <50>. В настоящее время речь идет уже о цифровизации избирательного процесса - от процесса составления списков избирателей и регистрации кандидатов до электронного голосования и подсчета голосов. Во многих государствах интернет-голосование становится обычной практикой наряду с традиционным способом голосования. Как указывает член Центральной избирательной комиссии РФ А.Н. Лопатин, с 2019 г. на портале госуслуг и интернет-портале Комиссии реализуются цифровые сервисы для участников избирательного процесса, потребителями которых являются избиратели, кандидаты, политические партии, избирательные комиссии <51>. В 2019 и 2020 гг. был проведен эксперимент по голосованию избирателей на цифровых избирательных участках (ЦИУ) и по созданию условий для голосования "мобильных избирателей". С этой целью были оперативно (на наш взгляд, поспешно со ссылкой на ситуацию с пандемией COVID-19 <52>) приняты соответствующие Федеральные законы от 29 мая 2019 г. N 102-ФЗ и от 23 мая 2020 г. N 151-ФЗ <53>.
(Ковлер А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)Мало известен такой факт: в 1869 г. молодой Эдисон предложил американским конгрессменам революционное изобретение - электрорегистратор голосования (Vote recorder): достаточно было повернуть соответствующий тумблер, чтобы на панно председательствующего появился результат голосования. К огорчению молодого гения предложение о внедрении изобретения было отклонено под предлогом того, что факт мгновенного установления результата голосования, якобы, не оставлял времени на раздумья представителям меньшинства и давил на их психику <48>. Но впоследствии именно в Америке был впервые использован телеграф в политических целях для передачи избирателям посланий кандидатов, что дало основание К.И. Чуковскому еще в начале XX в. предсказать "американизацию" выборов и пришествие "человека телеграфного" - telegraphic person <49>, а также именно там впервые были использованы методы организации предвыборных кампаний и выборов по законам политического маркетинга по принципу "товар и его потребитель" <50>. В настоящее время речь идет уже о цифровизации избирательного процесса - от процесса составления списков избирателей и регистрации кандидатов до электронного голосования и подсчета голосов. Во многих государствах интернет-голосование становится обычной практикой наряду с традиционным способом голосования. Как указывает член Центральной избирательной комиссии РФ А.Н. Лопатин, с 2019 г. на портале госуслуг и интернет-портале Комиссии реализуются цифровые сервисы для участников избирательного процесса, потребителями которых являются избиратели, кандидаты, политические партии, избирательные комиссии <51>. В 2019 и 2020 гг. был проведен эксперимент по голосованию избирателей на цифровых избирательных участках (ЦИУ) и по созданию условий для голосования "мобильных избирателей". С этой целью были оперативно (на наш взгляд, поспешно со ссылкой на ситуацию с пандемией COVID-19 <52>) приняты соответствующие Федеральные законы от 29 мая 2019 г. N 102-ФЗ и от 23 мая 2020 г. N 151-ФЗ <53>.
Статья: Электронное голосование в России и за рубежом
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Сегодня наиболее широко цифровые технологии в избирательном процессе реализованы на стадии проведения голосования. Согласно действующему ФЗ "Об основных гарантиях..." "электронное голосование - голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы". К таковым данный Закон относит голосование посредством комплексов электронного голосования (КЭГ). Но к ним, по нашему мнению, также следует отнести и электронное дистанционное голосование, голосование на цифровых избирательных участках, голосование посредством комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Вместе они образуют технологичное электронное голосование в его широком понимании.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Сегодня наиболее широко цифровые технологии в избирательном процессе реализованы на стадии проведения голосования. Согласно действующему ФЗ "Об основных гарантиях..." "электронное голосование - голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы". К таковым данный Закон относит голосование посредством комплексов электронного голосования (КЭГ). Но к ним, по нашему мнению, также следует отнести и электронное дистанционное голосование, голосование на цифровых избирательных участках, голосование посредством комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Вместе они образуют технологичное электронное голосование в его широком понимании.
Статья: Политические права граждан России в цифровой среде
(Комарова В.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)В-третьих, реализация активного и пассивного избирательного права возможна через ГАС "Выборы", технологии "Мобильный избиратель", дистанционное голосование. Так, согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.05.2019 N 103-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" <26> подача заявления для участия в дистанционном электронном голосовании осуществлялось с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы. Сюда же можно отнести цифровые избирательные участки <27>, возможность сбора подписей с использованием ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (с 23.05.2020 <28>).
(Комарова В.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)В-третьих, реализация активного и пассивного избирательного права возможна через ГАС "Выборы", технологии "Мобильный избиратель", дистанционное голосование. Так, согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.05.2019 N 103-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" <26> подача заявления для участия в дистанционном электронном голосовании осуществлялось с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы. Сюда же можно отнести цифровые избирательные участки <27>, возможность сбора подписей с использованием ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (с 23.05.2020 <28>).
Статья: Цифровая экономика и цифровизация как предпосылки трансформации прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)<13> См., в частности: Федеральные законы от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"; от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; от 29.05.2019 N 102-ФЗ "О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года"; от 24.04.2020 N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"; от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"; от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)<13> См., в частности: Федеральные законы от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"; от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; от 29.05.2019 N 102-ФЗ "О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года"; от 24.04.2020 N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"; от 31.07.2020 N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"; от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.
Статья: Цифровизация избирательных действий и процедур в России: вопросы права
(Лопатин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)С учетом имеющихся правовых условий и информационных возможностей в России в настоящее время применяются две разновидности электронного голосования: электронное голосование на избирательных участках и дистанционное электронное голосование. В 2019 и 2020 гг. ЦИК России был проведен эксперимент по голосованию избирателей на цифровых избирательных участках (ЦИУ). Цифровым участком является избирательный участок, определенный ЦИК России для обеспечения голосования граждан Российской Федерации и оснащенный комплексами электронного голосования, которые позволяют проводить голосование избирателей, находящихся за пределами избирательного округа, где они обладают активным избирательным правом.
(Лопатин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)С учетом имеющихся правовых условий и информационных возможностей в России в настоящее время применяются две разновидности электронного голосования: электронное голосование на избирательных участках и дистанционное электронное голосование. В 2019 и 2020 гг. ЦИК России был проведен эксперимент по голосованию избирателей на цифровых избирательных участках (ЦИУ). Цифровым участком является избирательный участок, определенный ЦИК России для обеспечения голосования граждан Российской Федерации и оснащенный комплексами электронного голосования, которые позволяют проводить голосование избирателей, находящихся за пределами избирательного округа, где они обладают активным избирательным правом.