Цифровая обрАзовательная среда
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровая обрАзовательная среда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы права и обязанности студентов, получающих среднее профессиональное образование или высшее образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В рамках государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда" предусмотрено предоставление свободного доступа к онлайн-курсам образовательных организаций и образовательных платформ всем категориям граждан, в том числе обучающимся по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования (п. п. 1, 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 N 1836).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В рамках государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда" предусмотрено предоставление свободного доступа к онлайн-курсам образовательных организаций и образовательных платформ всем категориям граждан, в том числе обучающимся по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования (п. п. 1, 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 N 1836).
Статья: Высшее образование Российской Федерации в условиях интернационализации образовательной среды: нормативно-правовое обеспечение
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)Благодаря реализации Проекта 5-100 был задан новый вектор процессу совершенствования российской системы высшего образования. И хотя реализация Проекта 5-100 завершена, в настоящее время поддерживается сеть опорных университетов, ориентированных на сохранение и развитие интеллектуального потенциала регионов, повышающих качество обучения, в том числе за счет кооперации с ведущими университетами-лидерами; обеспечивается формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды.
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)Благодаря реализации Проекта 5-100 был задан новый вектор процессу совершенствования российской системы высшего образования. И хотя реализация Проекта 5-100 завершена, в настоящее время поддерживается сеть опорных университетов, ориентированных на сохранение и развитие интеллектуального потенциала регионов, повышающих качество обучения, в том числе за счет кооперации с ведущими университетами-лидерами; обеспечивается формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды.
Нормативные акты
Приказ Минпросвещения России от 15.01.2021 N 14
"Об определении детализированного состава платформы цифровой образовательной среды"МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об определении детализированного состава платформы цифровой образовательной среды"МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Правовые особенности внедрения Политики университетов в области интеллектуальной собственности в деятельность гуманитарных вузов
(Щербак Е.Н.)
("Юрист", 2023, N 12)Однако образовательный процесс в российских вузах значительно формализован и четко регламентирован. В локальных нормативных актах вузов еще дополнительно предусматривается стимулирование разработки авторских материалов путем проведения конкурсов в рамках реализации приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
(Щербак Е.Н.)
("Юрист", 2023, N 12)Однако образовательный процесс в российских вузах значительно формализован и четко регламентирован. В локальных нормативных актах вузов еще дополнительно предусматривается стимулирование разработки авторских материалов путем проведения конкурсов в рамках реализации приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
Статья: Трудовой договор с педагогическим работником: актуальные проблемы заключения и содержания сопровождающих документов
(Шония Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)В настоящее время не найдется ни одной образовательной организации, которая бы не участвовала в цифровой образовательной среде, а также в различных проектах, связанных с цифровизацией и цифровым развитием. Подобная деятельность образовательной организации имеет связь с изображением педагогических работников. Педагогические работники участвуют в значительном количестве мероприятий, сопровождаемых фото- и видеофиксацией, автоматической аудио- и видеозаписью, синхронной трансляцией с помощью ресурсов различных информационных систем; изображение педагогического работника размещается на сайте образовательной организации. Педагогический работник имеет правовой статус физического лица, регулирование отношений, связанных с его изображением, подчиняется правилам статьи 152.1 ГК РФ.
(Шония Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)В настоящее время не найдется ни одной образовательной организации, которая бы не участвовала в цифровой образовательной среде, а также в различных проектах, связанных с цифровизацией и цифровым развитием. Подобная деятельность образовательной организации имеет связь с изображением педагогических работников. Педагогические работники участвуют в значительном количестве мероприятий, сопровождаемых фото- и видеофиксацией, автоматической аудио- и видеозаписью, синхронной трансляцией с помощью ресурсов различных информационных систем; изображение педагогического работника размещается на сайте образовательной организации. Педагогический работник имеет правовой статус физического лица, регулирование отношений, связанных с его изображением, подчиняется правилам статьи 152.1 ГК РФ.
Статья: Подходы понимания социального эффекта правовых институтов
(Люлюкин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<32> Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 N 570 "О реализации отдельных мероприятий, направленных на создание и развитие информационного ресурса "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" (ред. от 28.01.2020) // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.03.2020).
(Люлюкин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<32> Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 N 570 "О реализации отдельных мероприятий, направленных на создание и развитие информационного ресурса "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" (ред. от 28.01.2020) // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.03.2020).
Статья: Право на образование и получение религиозного образования в условиях цифровизации общественных отношений
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)В статье рассматриваются право на образование и, в частности, право на получение религиозного образования в условиях цифровизации общественных отношений. Особое внимание уделяется правовым аспектам формирования регуляторной среды цифрового образовательного пространства и закреплению в законодательстве педагогических понятий и терминов с учетом их цифрового наполнения. Через призму прав субъектов образовательных правоотношений и иных участников цифровой образовательной среды актуализируется проблема информационной безопасности в рамках цифрового образовательного контента. Характеристика общественных отношений, связанных с обеспечением права на образование и права на получение религиозного образования, дана с учетом законодательства о свободе мысли, совести и религии, образовательного законодательства.
(Сюбарева И.Ф.)
("Юрист", 2022, N 3)В статье рассматриваются право на образование и, в частности, право на получение религиозного образования в условиях цифровизации общественных отношений. Особое внимание уделяется правовым аспектам формирования регуляторной среды цифрового образовательного пространства и закреплению в законодательстве педагогических понятий и терминов с учетом их цифрового наполнения. Через призму прав субъектов образовательных правоотношений и иных участников цифровой образовательной среды актуализируется проблема информационной безопасности в рамках цифрового образовательного контента. Характеристика общественных отношений, связанных с обеспечением права на образование и права на получение религиозного образования, дана с учетом законодательства о свободе мысли, совести и религии, образовательного законодательства.
Статья: Цифровизация профессиональной юридической деятельности и образовательного процесса: понятие и тенденции развития
(Михайлова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)В Постановлении Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1836 "О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда" поставлена задача создать государственную информационную систему "Современная цифровая образовательная среда" на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу "одного окна" к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами, и созданного в рамках приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
(Михайлова Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)В Постановлении Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1836 "О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда" поставлена задача создать государственную информационную систему "Современная цифровая образовательная среда" на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу "одного окна" к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами, и созданного в рамках приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
Статья: Совершенствование механизмов координации и системного руководства взаимодействием между государственными структурами и образовательными организациями высшего образования в мероприятиях по привлечению иностранных граждан на обучение
(Егорова М.А., Гриб В.В., Минбалеев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<1> Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Развитие образования в эпоху четвертой промышленной революции // Информатика и образование. 2017. N 1. С. 42 - 45; Образовательные технологии в современном вузе: вопросы теории и практики: коллективная монография / отв. ред. Д.В. Шибаев. Вологда: Фонд развития филиала МГЮА имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2020. С. 2 - 3; Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Современная цифровая образовательная среда: ресурсы, средства, сервисы: монография. М.: Проспект, 2021. С. 3 - 5; Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; НИУ "Высшая школа экономики", Институт образования. М.: Издательский дом ВШЭ, 2019. С. 13 - 17.
(Егорова М.А., Гриб В.В., Минбалеев А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<1> Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Развитие образования в эпоху четвертой промышленной революции // Информатика и образование. 2017. N 1. С. 42 - 45; Образовательные технологии в современном вузе: вопросы теории и практики: коллективная монография / отв. ред. Д.В. Шибаев. Вологда: Фонд развития филиала МГЮА имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2020. С. 2 - 3; Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Современная цифровая образовательная среда: ресурсы, средства, сервисы: монография. М.: Проспект, 2021. С. 3 - 5; Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; НИУ "Высшая школа экономики", Институт образования. М.: Издательский дом ВШЭ, 2019. С. 13 - 17.
Статья: Использование информационных технологий при осуществлении публичной власти: правовое регулирование, современное состояние и влияние на организацию прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Так, в рамках национального проекта "Образование" реализуется федеральный проект "Цифровая образовательная среда", национального проекта "Здравоохранение" - федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)"; национального проекта "Культура" - федеральный проект "Цифровая культура"; национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" - федеральный проект "Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами" и т.д.
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Так, в рамках национального проекта "Образование" реализуется федеральный проект "Цифровая образовательная среда", национального проекта "Здравоохранение" - федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)"; национального проекта "Культура" - федеральный проект "Цифровая культура"; национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" - федеральный проект "Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами" и т.д.
Статья: Правовое регулирование использования информационных технологий в сфере образования
(Ишеков К.А., Бокова Л.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Стремительное развитие и внедрение информационных технологий во все сферы общественной жизни, в том числе в систему образования, актуализирует проблему правового регулирования использования цифровых образовательных ресурсов и технологий <1>. Формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования на всех уровнях, является одним из национальных приоритетов согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <2>. Правовые основы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий заложены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <3>, а также в ряде подзаконных нормативных правовых актов. Однако некоторые аспекты правового регулирования в данной сфере остаются недостаточно разработанными и требуют дальнейшего совершенствования.
(Ишеков К.А., Бокова Л.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 1)Стремительное развитие и внедрение информационных технологий во все сферы общественной жизни, в том числе в систему образования, актуализирует проблему правового регулирования использования цифровых образовательных ресурсов и технологий <1>. Формирование современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования на всех уровнях, является одним из национальных приоритетов согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <2>. Правовые основы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий заложены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <3>, а также в ряде подзаконных нормативных правовых актов. Однако некоторые аспекты правового регулирования в данной сфере остаются недостаточно разработанными и требуют дальнейшего совершенствования.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<1> См., например: Постановление Правительства Амурской области от 21 октября 2020 г. N 720 "О мерах по внедрению цифровой образовательной среды в 2021 - 2023 годах в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", Постановление Правительства Камчатского края от 4 июня 2024 г. N 265-П "О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, финансового обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Камчатском крае на 2024 год", Постановление администрации Петровского муниципального округа Тамбовской области от 18 января 2024 г. N 86 "Об утверждении муниципальной программы Петровского муниципального округа "Развитие образования".
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<1> См., например: Постановление Правительства Амурской области от 21 октября 2020 г. N 720 "О мерах по внедрению цифровой образовательной среды в 2021 - 2023 годах в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", Постановление Правительства Камчатского края от 4 июня 2024 г. N 265-П "О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, финансового обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Камчатском крае на 2024 год", Постановление администрации Петровского муниципального округа Тамбовской области от 18 января 2024 г. N 86 "Об утверждении муниципальной программы Петровского муниципального округа "Развитие образования".
Статья: Цифровой цивилистический процесс: взгляд в будущее
(Загидуллин М.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)<33> См. подробнее: Вайпан В.А. Информационные технологии в юридической деятельности: правовая информатика в цифровую эпоху // Право и экономика. 2023. N 9; Он же. Цифровые технологии в юридической деятельности // Вестник арбитражной практики. 2023. N 6; Голиченков А.К., Воронин М.В. Теоретико-методические основы создания безопасной цифровой образовательной среды профессионального образования: правовой и технологический аспекты // История. 2023. Т. 127. N 5; Северин В.А. Междисциплинарные исследования в области информационного права и подготовка юристов для новой экономики // Научные исследования в современном мире: проблемы, тренды, перспективы: Сборник статей по итогам Научного профессорского форума 7 февраля 2023 г. М., 2023; Щенникова И.И. Место цифрового права в системе российского права // Законодательство. 2023. N 3; Щенникова И.И., Шульгина Е.А. Цифровое право как наука и учебная дисциплина в Московском государственном университете // Законодательство. 2023. N 8; и др.
(Загидуллин М.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)<33> См. подробнее: Вайпан В.А. Информационные технологии в юридической деятельности: правовая информатика в цифровую эпоху // Право и экономика. 2023. N 9; Он же. Цифровые технологии в юридической деятельности // Вестник арбитражной практики. 2023. N 6; Голиченков А.К., Воронин М.В. Теоретико-методические основы создания безопасной цифровой образовательной среды профессионального образования: правовой и технологический аспекты // История. 2023. Т. 127. N 5; Северин В.А. Междисциплинарные исследования в области информационного права и подготовка юристов для новой экономики // Научные исследования в современном мире: проблемы, тренды, перспективы: Сборник статей по итогам Научного профессорского форума 7 февраля 2023 г. М., 2023; Щенникова И.И. Место цифрового права в системе российского права // Законодательство. 2023. N 3; Щенникова И.И., Шульгина Е.А. Цифровое право как наука и учебная дисциплина в Московском государственном университете // Законодательство. 2023. N 8; и др.