Что относится к придомовой территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Что относится к придомовой территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с органами жилищного надзора: Управляющей организации вынесено предписание из-за ненадлежащего содержания общего имущества
(КонсультантПлюс, 2025)земельный участок, в отношении которого выдано предписание, не входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и не относится к его придомовой территории
(КонсультантПлюс, 2025)земельный участок, в отношении которого выдано предписание, не входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и не относится к его придомовой территории
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Особенности размещения нестационарных торговых объектов" Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации""То обстоятельство, что спорный нестационарный торговый объект принадлежит третьему лицу, не исключает правомочий управляющей компании в отношении допустимых пределов благоустройства на этом земельном участке, учитывая, что в силу буквального указания части 7 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок размещения и использования НТО на придомовой территории относится к полномочиям управляющей компании."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что делать при ненадлежащем содержании придомовой территории?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (МКД), а также расположенные на этом участке объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД (далее - придомовая территория), относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД. Соответственно, поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ; пп. "е", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (МКД), а также расположенные на этом участке объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД (далее - придомовая территория), относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД. Соответственно, поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии является частью работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ; пп. "е", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
Ситуация: Как осуществляется содержание и благоустройство придомовой территории многоквартирного дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К работам по благоустройству придомовой территории относятся, в частности (п. 3.5.11 Правил, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; п. 17 Приложения 7 к Правилам N 170):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)К работам по благоустройству придомовой территории относятся, в частности (п. 3.5.11 Правил, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; п. 17 Приложения 7 к Правилам N 170):
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2021 года"Оспоренные положения были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации постольку, поскольку предполагают, что при установлении органами местного самоуправления в правилах благоустройства территории городского округа таких положений, которые касаются размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома:
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2019 года"Как отметил Конституционный Суд, оспоренные положения не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, при условии, что собственниками этих участков выражено их согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, определенные законодательством Российской Федерации.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
Статья: Порядок сертификации в групповом производстве
(Домшенко В.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 4)Для выявления удачных примеров формулирования признаков группы можно также обратиться к судебным актам, принятым по существу спора <42>. Так, в одном деле группа лиц определена как "потребители питьевой воды водозаборов городов Нефтекамска и Агидель Республики Башкортостан, Краснокамского района Республики Башкортостан", а предмет иска с учетом уточнения - "о признании недействительными проекта организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения городского округа г. Нефтекамск, разработанного в 2019 году... экспертного заключения от 08.11.2019 органа инспекции... о признании нахождения Камбарского завода по уничтожению химического оружия, перепрофилируемого в производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности "Камбарка" в зоне санитарной охраны поверхностного водозабора г. Нефтекамск" <43>. В другом деле группа лиц определена как "жители дома 9 по адресу... в г. Москве", предмет иска - "о признании недействительным договора аренды земельного участка, относящегося к придомовой территории этого дома, и применении последствий недействительности сделки" <44>.
(Домшенко В.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 4)Для выявления удачных примеров формулирования признаков группы можно также обратиться к судебным актам, принятым по существу спора <42>. Так, в одном деле группа лиц определена как "потребители питьевой воды водозаборов городов Нефтекамска и Агидель Республики Башкортостан, Краснокамского района Республики Башкортостан", а предмет иска с учетом уточнения - "о признании недействительными проекта организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения городского округа г. Нефтекамск, разработанного в 2019 году... экспертного заключения от 08.11.2019 органа инспекции... о признании нахождения Камбарского завода по уничтожению химического оружия, перепрофилируемого в производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности "Камбарка" в зоне санитарной охраны поверхностного водозабора г. Нефтекамск" <43>. В другом деле группа лиц определена как "жители дома 9 по адресу... в г. Москве", предмет иска - "о признании недействительным договора аренды земельного участка, относящегося к придомовой территории этого дома, и применении последствий недействительности сделки" <44>.
Статья: Местное самоуправление в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации
(Русаков М.И., Цветков В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Обычной практикой для Суда является рассмотрение дел, в которых вопросы местного самоуправления регулируются несколькими нормативными правовыми актами. Правовые акты носят различный характер абстракции и уровень регулятивного воздействия. К примеру, в 2021 г. Суд подготовил решение, в котором оспаривалась конституционность положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и ФЗ N 131. Также при принятии решения по указанному делу Суд ссылался на Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законы субъектов России, подзаконные правовые акты органов исполнительной власти, муниципальные правовые акты. И все это для того, чтобы признать соответствующей Основному Закону страны возможность устанавливать правила благоустройства муниципальным правовым актом и невозможность установления в нем абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории.
(Русаков М.И., Цветков В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Обычной практикой для Суда является рассмотрение дел, в которых вопросы местного самоуправления регулируются несколькими нормативными правовыми актами. Правовые акты носят различный характер абстракции и уровень регулятивного воздействия. К примеру, в 2021 г. Суд подготовил решение, в котором оспаривалась конституционность положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и ФЗ N 131. Также при принятии решения по указанному делу Суд ссылался на Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законы субъектов России, подзаконные правовые акты органов исполнительной власти, муниципальные правовые акты. И все это для того, чтобы признать соответствующей Основному Закону страны возможность устанавливать правила благоустройства муниципальным правовым актом и невозможность установления в нем абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории.
Ситуация: Как организовать парковку у дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Благоустройство территории путем установки ограждающего устройства признается законным, в том числе если оно осуществлено в пределах земельного участка, относящегося к придомовой территории (Вопрос, Прокуратура г. Москвы, 2018).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Благоустройство территории путем установки ограждающего устройства признается законным, в том числе если оно осуществлено в пределах земельного участка, относящегося к придомовой территории (Вопрос, Прокуратура г. Москвы, 2018).
Статья: Нестационарные торговые объекты на земельном участке многоквартирного дома: анализ практики
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что органы местного самоуправления не наделены полномочием устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственниками этих участков выражено согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, определенные законодательством Российской Федерации.
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что органы местного самоуправления не наделены полномочием устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственниками этих участков выражено согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, определенные законодательством Российской Федерации.
Статья: Порядок установки и содержания детских площадок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом, как установлено, например, Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2025 N 88-2833/2025 (УИД 23RS0041-01-2022-008121-50), содержание всех элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, независимо от того, упомянуты ли они в договоре и имеется ли по вопросу их выполнения решение общего собрания собственников помещений в жилом доме.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом, как установлено, например, Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2025 N 88-2833/2025 (УИД 23RS0041-01-2022-008121-50), содержание всех элементов благоустройства в границах придомовой территории относится к обязанностям лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, независимо от того, упомянуты ли они в договоре и имеется ли по вопросу их выполнения решение общего собрания собственников помещений в жилом доме.
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В 2021 году высший орган конституционного правосудия <33> пришел к важному выводу о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочием устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственниками этих участков выражено согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, определенные законодательством РФ. Установление органами местного самоуправления регулятивных мер в отношении размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного дома не может быть произвольным, не основанным на законе и не отвечающим требованию соразмерности, должно предусматривать разумную дифференциацию, опирающуюся на сбалансированное сочетание интересов собственников помещений в этом доме, предпринимателей и местного сообщества в целом.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В 2021 году высший орган конституционного правосудия <33> пришел к важному выводу о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочием устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственниками этих участков выражено согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, определенные законодательством РФ. Установление органами местного самоуправления регулятивных мер в отношении размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного дома не может быть произвольным, не основанным на законе и не отвечающим требованию соразмерности, должно предусматривать разумную дифференциацию, опирающуюся на сбалансированное сочетание интересов собственников помещений в этом доме, предпринимателей и местного сообщества в целом.