Члены общественной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Члены общественной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Третейское соглашение является недействительным, если это соглашение и предусмотренный им третейский суд не соответствуют принципу беспристрастности судебного разбирательства
Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2015 N 305-ЭС15-4679 по делу N А40-91439/2014 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 168 ГК РФ, ст. 7, ч. 5 ст. 11, ст. 18 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ранее - ст. ст. 5, 7, п. 1 ст. 8, ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ)Если представитель стороны третейского соглашения является также председателем, судьей третейского суда и членом правления общественной организации, при которой создан третейский суд, в котором предполагается рассмотрение споров с участием сторон, такое соглашение не может считаться действительным в силу нарушения процессуальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ.
Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2015 N 305-ЭС15-4679 по делу N А40-91439/2014 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 168 ГК РФ, ст. 7, ч. 5 ст. 11, ст. 18 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ранее - ст. ст. 5, 7, п. 1 ст. 8, ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ)Если представитель стороны третейского соглашения является также председателем, судьей третейского суда и членом правления общественной организации, при которой создан третейский суд, в котором предполагается рассмотрение споров с участием сторон, такое соглашение не может считаться действительным в силу нарушения процессуальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественные организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности членов и участников общественных организаций закреплены в ст. 123.6 ГК РФ, а в ст. 19 Закона об общественных объединениях указаны требования к ним.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Права и обязанности членов и участников общественных организаций закреплены в ст. 123.6 ГК РФ, а в ст. 19 Закона об общественных объединениях указаны требования к ним.
Вопрос: Облагается ли НДФЛ предоставленная члену общественной организации (СОНКО) бесплатная путевка на санаторно-курортное лечение? Применяется ли ст. 217 НК РФ в отношении членов общественной организации?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Облагается ли НДФЛ предоставленная члену общественной организации (СОНКО) бесплатная путевка на санаторно-курортное лечение? Применяется ли ст. 217 НК РФ в отношении членов общественной организации?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Облагается ли НДФЛ предоставленная члену общественной организации (СОНКО) бесплатная путевка на санаторно-курортное лечение? Применяется ли ст. 217 НК РФ в отношении членов общественной организации?
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 123.6. Права и обязанности участника (члена) общественной организации
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 123.6. Права и обязанности участника (члена) общественной организации
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Статья: К вопросу об отказе в возбуждении уголовного дела и прекращении уголовного дела в отношении неустановленных лиц в связи с уплатой в полном объеме сумм недоимки и соответствующих пеней, суммы штрафа (п. 7 ч. 1 ст. 24 УПК РФ)
(Губко В.А., Юндина М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 7)Федеральным законом от 18 марта 2023 г. N 78-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ" <1> среди прочего скорректированы нормы о возбуждении и прекращении уголовного дела о неуплате налогов и иных обязательных платежей. Данный Закон является очередным шагом в направлении смягчения наказания за совершение налоговых преступлений, сделанным во исполнение п. 6 Перечня поручений по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", утвержденного Президентом РФ 26 апреля 2022 г. N Пр-740.
(Губко В.А., Юндина М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 7)Федеральным законом от 18 марта 2023 г. N 78-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ" <1> среди прочего скорректированы нормы о возбуждении и прекращении уголовного дела о неуплате налогов и иных обязательных платежей. Данный Закон является очередным шагом в направлении смягчения наказания за совершение налоговых преступлений, сделанным во исполнение п. 6 Перечня поручений по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", утвержденного Президентом РФ 26 апреля 2022 г. N Пр-740.
Статья: Можно ли не представлять персонифицированные сведения о руководителе НКО?
(Давыдова О.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)ФНС ответила на вопрос, можно ли в отношении руководителей (председателей) и членов общественных и некоммерческих организаций, безвозмездно выполняющих трудовые функции, то есть не получающих заработную плату, не представлять в налоговые органы персонифицированные сведения.
(Давыдова О.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)ФНС ответила на вопрос, можно ли в отношении руководителей (председателей) и членов общественных и некоммерческих организаций, безвозмездно выполняющих трудовые функции, то есть не получающих заработную плату, не представлять в налоговые органы персонифицированные сведения.
Статья: Учредители некоммерческой организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 2 ст. 123.4 ГК РФ участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании п. 2 ст. 123.4 ГК РФ участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.
Статья: Правовые основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с представителями общественных организаций по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с несоблюдением ограничений в сфере реализации табака и никотиносодержащей продукции
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Мероприятие рекомендуется проводить инициативной группой граждан, членами общественных организаций правоохранительной направленности (добровольцами) в составе, как правило, не менее двух человек.
(Шарлова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Мероприятие рекомендуется проводить инициативной группой граждан, членами общественных организаций правоохранительной направленности (добровольцами) в составе, как правило, не менее двух человек.
Статья: Понятие и признаки территориальных преференциальных режимов: конституционно-правовые аспекты институционализации и финансового регулирования
(Онищенко К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)<1> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010 (дата обращения: 09.11.2023); Стенограмма встречи Президента РФ В.В. Путина с членами Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" 26 мая 2023 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/71211 (дата обращения: 09.11.2023); Выступление Президента РФ В.В. Путина на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 16 июня 2023 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/71445 (дата обращения: 09.11.2023).
(Онищенко К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)<1> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010 (дата обращения: 09.11.2023); Стенограмма встречи Президента РФ В.В. Путина с членами Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" 26 мая 2023 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/71211 (дата обращения: 09.11.2023); Выступление Президента РФ В.В. Путина на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 16 июня 2023 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/71445 (дата обращения: 09.11.2023).
Статья: Конституционная экономика Российской Федерации в условиях санкций и мобилизации
(Кажлаев С.А., Кажлаев Ш.С.)
("Современное право", 2025, N 2)Кажлаев С.А., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры правового регулирования экономики и финансов ИГСУ РАНХиГС, член Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", Россия, Москва.
(Кажлаев С.А., Кажлаев Ш.С.)
("Современное право", 2025, N 2)Кажлаев С.А., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры правового регулирования экономики и финансов ИГСУ РАНХиГС, член Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", Россия, Москва.
Статья: Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции, и их классификация
(Трунцевский Ю.В., Мохаммад Ф.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Помимо свидетелей, которые дают показания в рамках расследования дел коррупционной направленности, схемы защиты обычно направлены на расширение круга лиц такой защиты. Например, в отношении информирования на рабочем месте <13>. Таких лиц принято называть Whistleblowers <14>, и в отличие от лиц, обязанных уведомлять (государственные служащие, например), для работников коммерческих организаций и членов общественных организаций это скорее этический вопрос: что-то пошло не так, и они хотят, чтобы это было исправлено на благо организации. Их раскрытие имеет тенденцию более широкой сферы применения - раскрываемое ими деяние может и не быть преступным, а иметь отношение, например, к эффективности корпоративного управления <15>. Сообщение о нарушениях Whistleblowers не должно наносить вред их карьере и интересам на рабочем месте. При сообщении о нарушениях основное внимание уделяется информации, а не лицу, сообщившему информацию. Часто их и не просят быть свидетелями. Положения о защите информаторов на рабочем месте включаются в общее трудовое законодательство. Так, в 2005 г. в норвежский Закон об условиях труда были внесены поправки, дающие работникам право информировать государственные органы об "условиях, заслуживающих порицания", и запрещающие преследование <16>.
(Трунцевский Ю.В., Мохаммад Ф.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 9)Помимо свидетелей, которые дают показания в рамках расследования дел коррупционной направленности, схемы защиты обычно направлены на расширение круга лиц такой защиты. Например, в отношении информирования на рабочем месте <13>. Таких лиц принято называть Whistleblowers <14>, и в отличие от лиц, обязанных уведомлять (государственные служащие, например), для работников коммерческих организаций и членов общественных организаций это скорее этический вопрос: что-то пошло не так, и они хотят, чтобы это было исправлено на благо организации. Их раскрытие имеет тенденцию более широкой сферы применения - раскрываемое ими деяние может и не быть преступным, а иметь отношение, например, к эффективности корпоративного управления <15>. Сообщение о нарушениях Whistleblowers не должно наносить вред их карьере и интересам на рабочем месте. При сообщении о нарушениях основное внимание уделяется информации, а не лицу, сообщившему информацию. Часто их и не просят быть свидетелями. Положения о защите информаторов на рабочем месте включаются в общее трудовое законодательство. Так, в 2005 г. в норвежский Закон об условиях труда были внесены поправки, дающие работникам право информировать государственные органы об "условиях, заслуживающих порицания", и запрещающие преследование <16>.
Статья: Гражданско-правовой статус общественных движений
(Аюшеева И.З.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Необходимость совершенствования законодательства в сфере регулирования отношений с участием общественных объединений назрела давно. Решение проблемных вопросов будет способствовать более эффективному и беспрепятственному осуществлению права на объединение. Сегодня общественные движения и общественные организации не относятся к одной организационно-правовой форме некоммерческих организаций, тем не менее в науке гражданского права нет единого мнения относительно того, насколько это оправданно. Особенностями общественного движения названы цели создания, а также то, что в отличие от общественной организации участники общественного движения не приобретают права членства в нем, а просто поддерживают цели его создания и деятельности. При этом анализ уставов многих общественных движений показывает, что их участники, как правило, фиксируют свое участие в общественном движении путем подачи индивидуальных заявлений, прохождения процедуры регистрации и учета, что нивелирует разницу со статусом членов общественной организации. Кроме того, понятия участия и членства в гражданском законодательстве обычно отождествляются, в то время как в законодательстве об общественных объединениях их статус различается в зависимости от того, имеется ли процедура формализации участия либо нет. Думается, недостаточная определенность в правовом статусе общественных движений как юридических лиц связана не только с выявленными противоречиями в законах, которыми он регламентируется, но также и с тем обстоятельством, что в науке гражданского права не выработан единый подход к определению категории организационно-правовой формы юридических лиц. Вопрос о достаточности выделения специфики целей создания для формирования отдельных видов юридических лиц требует своего разрешения.
(Аюшеева И.З.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)Необходимость совершенствования законодательства в сфере регулирования отношений с участием общественных объединений назрела давно. Решение проблемных вопросов будет способствовать более эффективному и беспрепятственному осуществлению права на объединение. Сегодня общественные движения и общественные организации не относятся к одной организационно-правовой форме некоммерческих организаций, тем не менее в науке гражданского права нет единого мнения относительно того, насколько это оправданно. Особенностями общественного движения названы цели создания, а также то, что в отличие от общественной организации участники общественного движения не приобретают права членства в нем, а просто поддерживают цели его создания и деятельности. При этом анализ уставов многих общественных движений показывает, что их участники, как правило, фиксируют свое участие в общественном движении путем подачи индивидуальных заявлений, прохождения процедуры регистрации и учета, что нивелирует разницу со статусом членов общественной организации. Кроме того, понятия участия и членства в гражданском законодательстве обычно отождествляются, в то время как в законодательстве об общественных объединениях их статус различается в зависимости от того, имеется ли процедура формализации участия либо нет. Думается, недостаточная определенность в правовом статусе общественных движений как юридических лиц связана не только с выявленными противоречиями в законах, которыми он регламентируется, но также и с тем обстоятельством, что в науке гражданского права не выработан единый подход к определению категории организационно-правовой формы юридических лиц. Вопрос о достаточности выделения специфики целей создания для формирования отдельных видов юридических лиц требует своего разрешения.
Статья: Уголовная ответственность за налоговые преступления: сроки уменьшены
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 6)Пунктом 6 Перечня поручений по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (утвержден Президентом РФ 26.04.2022 N Пр-740) Правительству РФ совместно с ВС РФ, Генпрокуратурой РФ, СКР, Администрацией Президента РФ и при участии Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" поручено обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих:
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 6)Пунктом 6 Перечня поручений по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (утвержден Президентом РФ 26.04.2022 N Пр-740) Правительству РФ совместно с ВС РФ, Генпрокуратурой РФ, СКР, Администрацией Президента РФ и при участии Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" поручено обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих: