Член избирательной комиссии с правом решающего голоса
Подборка наиболее важных документов по запросу Член избирательной комиссии с правом решающего голоса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФПравомерно увольнение работника - члена избиркома с правом решающего голоса в связи с ликвидацией, даже если по закону его нельзя уволить по инициативе работодателя >>>
Важнейшая практика по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФРаботника - члена избиркома с правом решающего голоса восстановят, если увольнение связано с исполнением им соответствующих полномочий >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как досрочно прекратить трудовой договор с руководителем (генеральным директором) по инициативе учредителей
(КонсультантПлюс, 2025)в иных случаях, если нормативно установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя. Например, нельзя уволить члена избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока полномочий, а члена комиссии с правом совещательного голоса - в период избирательной кампании, кампании референдума. Если руководитель относится к таким лицам, то его уволить в указанные периоды нельзя (п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)в иных случаях, если нормативно установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя. Например, нельзя уволить члена избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока полномочий, а члена комиссии с правом совещательного голоса - в период избирательной кампании, кампании референдума. Если руководитель относится к таким лицам, то его уволить в указанные периоды нельзя (п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"4. Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"4. Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 16. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"Статья 16. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса
Статья: Защита прокурором избирательных прав граждан (по материалам выборов Президента РФ в марте 2024 г.)
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)При этом законодатель наделяет прокурора правом давать согласие на привлечение к административной ответственности членов избирательной комиссии с правом решающего голоса <15>.
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)При этом законодатель наделяет прокурора правом давать согласие на привлечение к административной ответственности членов избирательной комиссии с правом решающего голоса <15>.
Статья: Отказ работодателя от реализации полномочий по управлению трудом в актах социального партнерства: конституционно-правовой анализ
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Однако при обращении к решениям Конституционного Суда РФ может сложиться впечатление, что определение в актах социального партнерства категорий работников, не подлежащих сокращению, является правомерным. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 840-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Городское поселение "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" было указано, что установленный оспариваемым положением запрет на увольнение работника, на которого в установленном порядке возложены полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, посредством сокращения численности и штата работников в период избирательной кампании не нарушает право работодателя на принятие кадровых решений. А в Определении Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. N 343-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Красноярска о проверке конституционности части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации" был сделан такой же вывод в отношении установленного ч. 1 ст. 261 ТК РФ запрета на увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, в том числе в связи с сокращением численности или штата.
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Однако при обращении к решениям Конституционного Суда РФ может сложиться впечатление, что определение в актах социального партнерства категорий работников, не подлежащих сокращению, является правомерным. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 840-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Городское поселение "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" было указано, что установленный оспариваемым положением запрет на увольнение работника, на которого в установленном порядке возложены полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, посредством сокращения численности и штата работников в период избирательной кампании не нарушает право работодателя на принятие кадровых решений. А в Определении Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. N 343-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Красноярска о проверке конституционности части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации" был сделан такой же вывод в отношении установленного ч. 1 ст. 261 ТК РФ запрета на увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, в том числе в связи с сокращением численности или штата.
Готовое решение: Как рассчитать средний заработок
(КонсультантПлюс, 2025)Оплата времени исполнения работником государственных обязанностей - обязанностей члена избирательной комиссии возложена на избирательную комиссию. Например, работнику - члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, за весь этот период полагается денежная компенсация. Кроме того, ему может быть произведена дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливает комиссия, организующая соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на их проведение. Это следует, в частности, из ч. 2 ст. 165, ч. 2 ст. 170 ТК РФ, п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Оплата времени исполнения работником государственных обязанностей - обязанностей члена избирательной комиссии возложена на избирательную комиссию. Например, работнику - члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, за весь этот период полагается денежная компенсация. Кроме того, ему может быть произведена дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливает комиссия, организующая соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на их проведение. Это следует, в частности, из ч. 2 ст. 165, ч. 2 ст. 170 ТК РФ, п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Статья: О распространении на членов избирательных комиссий обязанности уведомлять о конфликте интересов
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Предотвращение и урегулирование конфликта интересов выполняет важную функцию в системе противодействия коррупции, поскольку снижает риск совершения различных коррупционных деяний, в основе которых лежит незаконное использование преимуществ должностного (служебного) положения или публичного статуса. Несмотря на высокий предупредительный потенциал обязанности уведомлять о конфликте интересов, данный антикоррупционный стандарт поведения не распространяется на такую категорию субъектов избирательного процесса, как члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающие в соответствующей комиссии не на постоянной (штатной) основе. В целях унификации антикоррупционных стандартов авторы обосновывают необходимость устранения противоречий между положениями ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и п. 15.3, 15.4 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" путем распространения обязанности уведомлять о конфликте интересов на всех членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, независимо от основы замещения соответствующей должности.
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Предотвращение и урегулирование конфликта интересов выполняет важную функцию в системе противодействия коррупции, поскольку снижает риск совершения различных коррупционных деяний, в основе которых лежит незаконное использование преимуществ должностного (служебного) положения или публичного статуса. Несмотря на высокий предупредительный потенциал обязанности уведомлять о конфликте интересов, данный антикоррупционный стандарт поведения не распространяется на такую категорию субъектов избирательного процесса, как члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающие в соответствующей комиссии не на постоянной (штатной) основе. В целях унификации антикоррупционных стандартов авторы обосновывают необходимость устранения противоречий между положениями ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и п. 15.3, 15.4 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" путем распространения обязанности уведомлять о конфликте интересов на всех членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, независимо от основы замещения соответствующей должности.
Статья: Правоприменительная практика возврата уголовных дел прокурору по транспортным преступлениям: обзор и анализ
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)К числу наиболее серьезных относятся случаи возбуждения уголовных дел лицами, не обладающими соответствующими полномочиями. Так, в Постановлении Первого кассационного суда от 13 сентября 2023 г. по делу N 77-4151/2023 указано, что уголовное дело возбуждено в отношении Р., которая на момент возбуждения являлась членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Это противоречит положениям ст. 448 УПК РФ. В Постановлении Девятого кассационного суда от 13 октября 2022 г. по делу N 77-1850/2022 суд также признал возбуждение дела незаконным, поскольку нарушены процессуальные гарантии при привлечении к уголовной ответственности члена избирательной комиссии. Постановлением Московского городского суда от 13 июля 2022 г. по делу N 10-11832/2022 установлено, что уголовное дело возбуждено ненадлежащим должностным лицом и обвинение предъявлено не тем должностным лицом.
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)К числу наиболее серьезных относятся случаи возбуждения уголовных дел лицами, не обладающими соответствующими полномочиями. Так, в Постановлении Первого кассационного суда от 13 сентября 2023 г. по делу N 77-4151/2023 указано, что уголовное дело возбуждено в отношении Р., которая на момент возбуждения являлась членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Это противоречит положениям ст. 448 УПК РФ. В Постановлении Девятого кассационного суда от 13 октября 2022 г. по делу N 77-1850/2022 суд также признал возбуждение дела незаконным, поскольку нарушены процессуальные гарантии при привлечении к уголовной ответственности члена избирательной комиссии. Постановлением Московского городского суда от 13 июля 2022 г. по делу N 10-11832/2022 установлено, что уголовное дело возбуждено ненадлежащим должностным лицом и обвинение предъявлено не тем должностным лицом.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3) участие в качестве члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, зарегистрированного кандидата или доверенного лица кандидата и т.п. (основание - ст. 170 ТК РФ);
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3) участие в качестве члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, зарегистрированного кандидата или доверенного лица кандидата и т.п. (основание - ст. 170 ТК РФ);
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- работающие по трудовому договору, проходящие государственную службу соответствующего вида, муниципальную службу или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), кроме граждан, участвующих в оплачиваемых общественных работах, для которых указанные работы не являются подходящей работой, и граждан, работающих членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- работающие по трудовому договору, проходящие государственную службу соответствующего вида, муниципальную службу или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), кроме граждан, участвующих в оплачиваемых общественных работах, для которых указанные работы не являются подходящей работой, и граждан, работающих членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
Статья: Административно-правовая защита форм непосредственной демократии
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Предлагается внести изменения в действующее федеральное законодательство об административных правонарушениях для устранения указанных пробелов. Кроме того, предлагается установление административного наказания в виде дисквалификации в отношении членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Предлагается внести изменения в действующее федеральное законодательство об административных правонарушениях для устранения указанных пробелов. Кроме того, предлагается установление административного наказания в виде дисквалификации в отношении членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.