Чистые активы казенного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Чистые активы казенного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Приносящая доход деятельность в гражданском законодательстве России
(Шайдуров И.В.)
("Власть Закона", 2016, N 3)Таким образом, ни социальная направленность, ни легальные признаки предпринимательской деятельности не позволяют провести четкое разграничение между этими понятиями. Представляется, что приносящая доход деятельность так же, как и предпринимательская, может обладать в большей или меньшей мере всеми указанными признаками. Однако это не означает, что приносящая доход деятельность может исключать указанные признаки (за исключением социальной направленности). Это возможно в случае несистематичности ее осуществления и, как следствие, однократного получения дохода некоммерческой организацией. Следует также согласиться с точкой зрения, согласно которой к приносящей доход деятельности относятся также случаи получения дохода в результате заключения договора пожертвования <1>. Получение дохода может быть также обусловлено формированием и использованием некоммерческой организацией (касается только фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации) целевого капитала (Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"; далее - Федеральный закон N 275-ФЗ). Целевой капитал некоммерческой организации (который также именуют "Эндаументом", от английского англ. "endowment" - дар; вклад; пожертвование) - часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций. При этом под доходом от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, в Федеральном законе N 275-ФЗ понимается сумма, определяемая как увеличение стоимости чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал за отчетный период <2>.
(Шайдуров И.В.)
("Власть Закона", 2016, N 3)Таким образом, ни социальная направленность, ни легальные признаки предпринимательской деятельности не позволяют провести четкое разграничение между этими понятиями. Представляется, что приносящая доход деятельность так же, как и предпринимательская, может обладать в большей или меньшей мере всеми указанными признаками. Однако это не означает, что приносящая доход деятельность может исключать указанные признаки (за исключением социальной направленности). Это возможно в случае несистематичности ее осуществления и, как следствие, однократного получения дохода некоммерческой организацией. Следует также согласиться с точкой зрения, согласно которой к приносящей доход деятельности относятся также случаи получения дохода в результате заключения договора пожертвования <1>. Получение дохода может быть также обусловлено формированием и использованием некоммерческой организацией (касается только фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации) целевого капитала (Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"; далее - Федеральный закон N 275-ФЗ). Целевой капитал некоммерческой организации (который также именуют "Эндаументом", от английского англ. "endowment" - дар; вклад; пожертвование) - часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций. При этом под доходом от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, в Федеральном законе N 275-ФЗ понимается сумма, определяемая как увеличение стоимости чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал за отчетный период <2>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2023 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Перечень кодов подвидов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения, дополнен новыми кодами в отношении НДФЛ и госпошлин. Коды в отношении налога на сверхприбыль изложены в новой редакции.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Перечень кодов подвидов по видам доходов бюджетов, главными администраторами которых являются органы государственной власти РФ, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения, дополнен новыми кодами в отношении НДФЛ и госпошлин. Коды в отношении налога на сверхприбыль изложены в новой редакции.
<Информация> Минфина России
"Таблица соответствия показателей статистики государственных финансов (СГФ) показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности Российской Федерации (2025 год) при формировании квартальной отчетности ("Баланс активов и пассивов")"Чистая стоимость финансовых активов [62 - 63]
"Таблица соответствия показателей статистики государственных финансов (СГФ) показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности Российской Федерации (2025 год) при формировании квартальной отчетности ("Баланс активов и пассивов")"Чистая стоимость финансовых активов [62 - 63]
"Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов"
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)несоблюдение требований к размерам чистых активов организации;
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2007)несоблюдение требований к размерам чистых активов организации;
Статья: Информационное взаимодействие кадровой службы и бухгалтерии
(Ерженин Р., Гутгарц Р.)
("Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2012, N 5)Данные главной книги по оплате труда, прочим выплатам сотрудникам, начислениям на оплату труда отражаются в расходах по методу начисления. Соответственно, такие операции приводят к уменьшению чистой стоимости активов сектора государственного управления и классифицируются как отчисления и платежи учреждений по своим обязательствам. Такая информация представляется казенными учреждениями - по Приказу Минфина России от 29.12.2011 N 191н, автономными и бюджетными учреждениями по Приказу Минфина России от 25.03.2011 N 33н для консолидации в вышестоящий орган (табл. 1).
(Ерженин Р., Гутгарц Р.)
("Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2012, N 5)Данные главной книги по оплате труда, прочим выплатам сотрудникам, начислениям на оплату труда отражаются в расходах по методу начисления. Соответственно, такие операции приводят к уменьшению чистой стоимости активов сектора государственного управления и классифицируются как отчисления и платежи учреждений по своим обязательствам. Такая информация представляется казенными учреждениями - по Приказу Минфина России от 29.12.2011 N 191н, автономными и бюджетными учреждениями по Приказу Минфина России от 25.03.2011 N 33н для консолидации в вышестоящий орган (табл. 1).
"Юридические лица в российском гражданском праве: Монография. В 3 т. Виды юридических лиц в российском законодательстве"
(том 2)
(Аюрова А.А., Беляева О.А., Вильданова М.М. и др.)
(отв. ред. А.В. Габов)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2015)<3> Применять же в отношении уставного капитала государственных корпораций по аналогии нормы Законов "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" не только сомнительно, но и практически невозможно хотя бы потому, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо правила определения чистых активов для некоммерческих организаций.
(том 2)
(Аюрова А.А., Беляева О.А., Вильданова М.М. и др.)
(отв. ред. А.В. Габов)
("ИЗиСП", "ИНФРА-М", 2015)<3> Применять же в отношении уставного капитала государственных корпораций по аналогии нормы Законов "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" не только сомнительно, но и практически невозможно хотя бы потому, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо правила определения чистых активов для некоммерческих организаций.
Тематический выпуск: Все изменения налогового законодательства 2010 года
(Захарьин В.Р.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2011, N 2)Кроме того, перечень доходов, не учитываемых в целях налога на прибыль, расширен за счет включения в него средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (новый пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
(Захарьин В.Р.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2011, N 2)Кроме того, перечень доходов, не учитываемых в целях налога на прибыль, расширен за счет включения в него средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (новый пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Вопрос: ...Правомерно ли представление кредитными организациями Заявления по форме N Р14002 (с указанием в разделе "стоимость чистых активов общества" показателей собственных средств (капитала) кредитной организации) на следующий рабочий день после представления отчетности по форме 0409808 в территориальное учреждение Банка России?
(Письмо Банка России от 16.03.2011 N 15-3-3-2/1036)Из указанного Письма ФНС России следует, что данные сроки представления информации о чистых активах установлены на основании п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), предусматривающего, что организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.
(Письмо Банка России от 16.03.2011 N 15-3-3-2/1036)Из указанного Письма ФНС России следует, что данные сроки представления информации о чистых активах установлены на основании п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), предусматривающего, что организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.
"Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография"
(Гутников О.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2019)<3> Применять же в отношении уставного капитала государственных корпораций по аналогии нормы Закона об акционерных обществах и Закона об обществах с ограниченной ответственностью не только сомнительно, но и практически невозможно хотя бы потому, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо правила определения чистых активов для некоммерческих организаций.
(Гутников О.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2019)<3> Применять же в отношении уставного капитала государственных корпораций по аналогии нормы Закона об акционерных обществах и Закона об обществах с ограниченной ответственностью не только сомнительно, но и практически невозможно хотя бы потому, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо правила определения чистых активов для некоммерческих организаций.
Статья: Формирование релевантной финансовой отчетности в условиях разработки проектов федеральных стандартов для государственного сектора
(Трофимова Л.Б.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, NN 17, 18)К результату от прочих операций относятся, к примеру, сверхнормативные расходы заработной платы, материалы и прочие расходы, не включаемые в финансовый результат отчетного периода. "Корректировки в связи с исправлением ошибок", а также "Корректировки в связи с изменением учетной политики" - это статьи, не относящиеся по причине своего экономического назначения к отчету о финансовых результатах. В МСФО ОС 1 в состав отчетности входит отчет об изменении чистых активов/собственного капитала, в котором должны найти отражение корректировочные строки. Поскольку данная форма посредством корректировочных строк обеспечивает сопоставимость баланса, по мнению автора, целесообразно также включить в состав отчетности отчет об изменении чистых активов/собственного капитала. Напомним, в составе отчетности для российских учреждений государственного сектора данная форма отсутствует.
(Трофимова Л.Б.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, NN 17, 18)К результату от прочих операций относятся, к примеру, сверхнормативные расходы заработной платы, материалы и прочие расходы, не включаемые в финансовый результат отчетного периода. "Корректировки в связи с исправлением ошибок", а также "Корректировки в связи с изменением учетной политики" - это статьи, не относящиеся по причине своего экономического назначения к отчету о финансовых результатах. В МСФО ОС 1 в состав отчетности входит отчет об изменении чистых активов/собственного капитала, в котором должны найти отражение корректировочные строки. Поскольку данная форма посредством корректировочных строк обеспечивает сопоставимость баланса, по мнению автора, целесообразно также включить в состав отчетности отчет об изменении чистых активов/собственного капитала. Напомним, в составе отчетности для российских учреждений государственного сектора данная форма отсутствует.
Статья: Изменения гражданского законодательства
(Шестакова Е.)
("Финансовая газета", 2012, N 7)- снижения бюрократизации путем освобождения от ежеквартального представления в регистрирующий орган сведений о чистых активах.
(Шестакова Е.)
("Финансовая газета", 2012, N 7)- снижения бюрократизации путем освобождения от ежеквартального представления в регистрирующий орган сведений о чистых активах.
"Право муниципальной собственности (цивилистические и социальные аспекты): Монография"
(Попов Ю.Е., Рыбаков В.А., Соловьев В.Н., Шуман А.В.)
("Юрист", 2009)Законодатель предъявляет определенные требования к поступлениям учредителя, используемым для формирования имущественной базы деятельности унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения. В силу абз. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. При этом уставной фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку (ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона). Собственник может увеличить уставной фонд, в том числе передав предприятию дополнительное имущество. При этом размер уставного фонда унитарных предприятий с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия (ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Показательно, что требования по формированию уставного фонда законодатель предъявляет только к субъектам хозяйственного ведения. По всей видимости, это связано с его назначением - гарантировать интересы кредиторов соответствующей организации. В связи с тем, что по обязательствам казенных предприятий и учреждений субсидиарную ответственность несет собственник их имущества, законодатель не посчитал нужным вводить для них требования по формированию уставного фонда.
(Попов Ю.Е., Рыбаков В.А., Соловьев В.Н., Шуман А.В.)
("Юрист", 2009)Законодатель предъявляет определенные требования к поступлениям учредителя, используемым для формирования имущественной базы деятельности унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения. В силу абз. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. При этом уставной фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку (ч. 2 ст. 12 указанного Федерального закона). Собственник может увеличить уставной фонд, в том числе передав предприятию дополнительное имущество. При этом размер уставного фонда унитарных предприятий с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия (ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Показательно, что требования по формированию уставного фонда законодатель предъявляет только к субъектам хозяйственного ведения. По всей видимости, это связано с его назначением - гарантировать интересы кредиторов соответствующей организации. В связи с тем, что по обязательствам казенных предприятий и учреждений субсидиарную ответственность несет собственник их имущества, законодатель не посчитал нужным вводить для них требования по формированию уставного фонда.