Центральный контрагент
Подборка наиболее важных документов по запросу Центральный контрагент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О распространении на сделки по размещению краткосрочных депозитов с центральным контрагентом риска концентрации и ограничения концентрации лимита.
(Письмо Банка России от 09.07.2025 N 38-1-3/4062)Вопрос: Распространяются ли на сделки по размещению краткосрочных депозитов с центральным контрагентом риск концентрации на кредитную организацию, в которой размещается имущество паевого инвестиционного фонда, и, следовательно, ограничения, указанные в п. 2.10 Указания Банка России от 05.09.2016 N 4129-У <1>?
(Письмо Банка России от 09.07.2025 N 38-1-3/4062)Вопрос: Распространяются ли на сделки по размещению краткосрочных депозитов с центральным контрагентом риск концентрации на кредитную организацию, в которой размещается имущество паевого инвестиционного фонда, и, следовательно, ограничения, указанные в п. 2.10 Указания Банка России от 05.09.2016 N 4129-У <1>?
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ
(ред. от 22.07.2024)
"О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 5. Требования к клиринговой организации и лицу, осуществляющему функции центрального контрагента
(ред. от 22.07.2024)
"О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 5. Требования к клиринговой организации и лицу, осуществляющему функции центрального контрагента
Положение Банка России от 01.11.2018 N 658-П
(ред. от 17.06.2024)
"О требованиях к квалифицированному центральному контрагенту, порядке признания качества управления центрального контрагента удовлетворительным, об основаниях и порядке принятия решения о признании качества управления центрального контрагента неудовлетворительным, порядке доведения информации о принятом решении до центрального контрагента"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2019 N 53703)Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2019 г. N 53703
(ред. от 17.06.2024)
"О требованиях к квалифицированному центральному контрагенту, порядке признания качества управления центрального контрагента удовлетворительным, об основаниях и порядке принятия решения о признании качества управления центрального контрагента неудовлетворительным, порядке доведения информации о принятом решении до центрального контрагента"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2019 N 53703)Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2019 г. N 53703
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В положениях указанной статьи также даны определения двух видов кредитной организации - банка и небанковской кредитной организации. В свою очередь, также даны определения двух видов банков - банка с универсальной лицензией и банка с базовой лицензией, а также предусмотрены три вида небанковских кредитных организаций: небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, небанковская кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", и небанковская кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (наименование в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ) <21>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В положениях указанной статьи также даны определения двух видов кредитной организации - банка и небанковской кредитной организации. В свою очередь, также даны определения двух видов банков - банка с универсальной лицензией и банка с базовой лицензией, а также предусмотрены три вида небанковских кредитных организаций: небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, небанковская кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", и небанковская кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (наименование в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ) <21>.
Вопрос: Об НДС при реализации небанковской кредитной организацией - центральным контрагентом на организованных торгах слитков драгоценных металлов юрлицам, не являющимся банками.
(Письмо Минфина России от 04.10.2023 N 03-07-05/94328)Вопрос: Банку требуются разъяснения по порядку обложения НДС операций по покупке драгоценных металлов (далее - ДМ) клиентами банка на бирже.
(Письмо Минфина России от 04.10.2023 N 03-07-05/94328)Вопрос: Банку требуются разъяснения по порядку обложения НДС операций по покупке драгоценных металлов (далее - ДМ) клиентами банка на бирже.
Статья: Роль оператора товарных поставок при контроле исполнения обязательств, возникающих из биржевых договоров
(Федоренко А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Указание на существование особого субъекта - оператора товарных поставок (далее - ОТП) содержится в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Закон о клиринге) <1>. Это организация, осуществляющая на основании договора проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу. Видится, что имеется в виду контроль исполнения обязательств по передаче вещи (базисного актива - товара) и/или обязательства, содействующего такой передаче (в частности, обязательства по хранению и перевозке). Поэтому ОТП осуществляет контроль товарных поставок по обязательствам, в правовой модели которых заложена передача базисного актива, - обязательств, возникающих из биржевых наличных и срочных поставочных сделок.
(Федоренко А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Указание на существование особого субъекта - оператора товарных поставок (далее - ОТП) содержится в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (далее - Закон о клиринге) <1>. Это организация, осуществляющая на основании договора проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу. Видится, что имеется в виду контроль исполнения обязательств по передаче вещи (базисного актива - товара) и/или обязательства, содействующего такой передаче (в частности, обязательства по хранению и перевозке). Поэтому ОТП осуществляет контроль товарных поставок по обязательствам, в правовой модели которых заложена передача базисного актива, - обязательств, возникающих из биржевых наличных и срочных поставочных сделок.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)По данным, представленным на сайте, в состав Группы входит ПАО Московская Биржа (далее - Биржа), центральный депозитарий (Небанковская кредитная организация акционерное общество "Национальный расчетный депозитарий"), а также клиринговый центр (Небанковская кредитная организация - центральный контрагент "Национальный Клиринговый Центр" (Акционерное общество) (далее - НКО-ЦК "НКЦ" (АО)), выполняющий функции центрального контрагента на рынках, что позволяет Московской бирже оказывать клиентам полный цикл торговых и посттрейдинговых услуг.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)По данным, представленным на сайте, в состав Группы входит ПАО Московская Биржа (далее - Биржа), центральный депозитарий (Небанковская кредитная организация акционерное общество "Национальный расчетный депозитарий"), а также клиринговый центр (Небанковская кредитная организация - центральный контрагент "Национальный Клиринговый Центр" (Акционерное общество) (далее - НКО-ЦК "НКЦ" (АО)), выполняющий функции центрального контрагента на рынках, что позволяет Московской бирже оказывать клиентам полный цикл торговых и посттрейдинговых услуг.
Последние изменения: Обязательное раскрытие информации АО
(КонсультантПлюс, 2025)Небанковские кредитные организации (кроме центральных контрагентов и центральных депозитариев), которые не образуют банковскую группу, могут не представлять финансовую отчетность в Банк России начиная с годовой отчетности за 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Небанковские кредитные организации (кроме центральных контрагентов и центральных депозитариев), которые не образуют банковскую группу, могут не представлять финансовую отчетность в Банк России начиная с годовой отчетности за 2024 г.
Статья: Финансовые услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Возможность оказания финансовых услуг, как правило, связана с наличием у финансовой организации специального правового статуса, как следствие, деятельность таких организаций подчинена специальному регулированию и контролю. Порядок деятельности финансовых организаций установлен Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Законом о ломбардах, Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Возможность оказания финансовых услуг, как правило, связана с наличием у финансовой организации специального правового статуса, как следствие, деятельность таких организаций подчинена специальному регулированию и контролю. Порядок деятельности финансовых организаций установлен Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Законом о ломбардах, Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и др.
Статья: Правовые проблемы посреднической деятельности на рынке цифровых финансовых активов
(Четвергов Д.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Предусмотренная частью 1 ст. 10 и частью 1 ст. 10.1 Закона N 259-ФЗ возможность оператора участвовать за свой счет в интересах третьих лиц в сделках в качестве стороны содержит элементы деятельности дилера (ст. 4 Закона N 39-ФЗ) и центрального контрагента (п. 17 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" <21>).
(Четвергов Д.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Предусмотренная частью 1 ст. 10 и частью 1 ст. 10.1 Закона N 259-ФЗ возможность оператора участвовать за свой счет в интересах третьих лиц в сделках в качестве стороны содержит элементы деятельности дилера (ст. 4 Закона N 39-ФЗ) и центрального контрагента (п. 17 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" <21>).