Центральный банк как мегарегулятор
Подборка наиболее важных документов по запросу Центральный банк как мегарегулятор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности подготовки и проведения первичного публичного размещения акций (IPO) на современном этапе развития российского финансового рынка
(Бархота А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Принципиальным катализатором кратного роста новых первичных публичных размещений акций стали существенное упрощение и ускорение процесса выхода на биржу. Необходимо отдельно отметить, что Банк России как мегарегулятор в своих мониторингах финансовой стабильности (см., например, [5]) не отмечает потенциальные риски обесценения инвестиций физических и юридических лиц от вложений в акции, которые рассматриваются в общепринятом контексте как рисковые активы. С точки зрения аналитических подходов к финансовым рынкам это выглядит во многом курьезно, поскольку мегарегулятор усматривает одну из главных угроз финансовой стабильности в сегменте ипотечного кредитования и жилищного строительства, которые по своей сути имеют долговой характер, тогда как текущие IPO все больше приобретают черты венчурного финансирования.
(Бархота А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Принципиальным катализатором кратного роста новых первичных публичных размещений акций стали существенное упрощение и ускорение процесса выхода на биржу. Необходимо отдельно отметить, что Банк России как мегарегулятор в своих мониторингах финансовой стабильности (см., например, [5]) не отмечает потенциальные риски обесценения инвестиций физических и юридических лиц от вложений в акции, которые рассматриваются в общепринятом контексте как рисковые активы. С точки зрения аналитических подходов к финансовым рынкам это выглядит во многом курьезно, поскольку мегарегулятор усматривает одну из главных угроз финансовой стабильности в сегменте ипотечного кредитования и жилищного строительства, которые по своей сути имеют долговой характер, тогда как текущие IPO все больше приобретают черты венчурного финансирования.
Статья: О гражданско-правовой природе майнинга. Майнинг как деятельность в рамках договора простого товарищества
(Карнушин В.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 4)Тема майнинга криптовалют в последнее время является объектом пристального внимания высших должностных лиц страны и мегарегулятора - Банка России. Лишь начиная с 2022 г. интерес со стороны административных органов государства постепенно угасает в связи с тем, что происходят тотальный обвал рынка криптовалют и обесценивание предмета майнинга. В то же время именно этот фактор придает данной статье актуальность, поскольку в ней не предлагается жесткого административно-правового регулирования майнинга, а обосновывается его гражданско-правовая природа.
(Карнушин В.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2025, N 4)Тема майнинга криптовалют в последнее время является объектом пристального внимания высших должностных лиц страны и мегарегулятора - Банка России. Лишь начиная с 2022 г. интерес со стороны административных органов государства постепенно угасает в связи с тем, что происходят тотальный обвал рынка криптовалют и обесценивание предмета майнинга. В то же время именно этот фактор придает данной статье актуальность, поскольку в ней не предлагается жесткого административно-правового регулирования майнинга, а обосновывается его гражданско-правовая природа.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р
(ред. от 21.12.2023)
<Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>Наделение Банка России функциями мегарегулятора позволило проводить последовательную скоординированную политику по повышению устойчивости финансового сектора, укреплению финансовой стабильности и укреплению доверия к финансовому рынку. Этому способствовали поэтапная настройка Банком России регулирования финансового рынка, а также вывод с рынка недобросовестных и слабых игроков, борьба с иными незаконными практиками.
(ред. от 21.12.2023)
<Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>Наделение Банка России функциями мегарегулятора позволило проводить последовательную скоординированную политику по повышению устойчивости финансового сектора, укреплению финансовой стабильности и укреплению доверия к финансовому рынку. Этому способствовали поэтапная настройка Банком России регулирования финансового рынка, а также вывод с рынка недобросовестных и слабых игроков, борьба с иными незаконными практиками.
Статья: Принципы регулирования платежных систем как инструмент снижения правового риска их функционирования
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Ключевые слова: платежная система, принципы регулирования, Банк России, мегарегулятор, мониторинг, наблюдение, надлежащее функционирование, национальная платежная система, правовой механизм, определенность законодательства.
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Ключевые слова: платежная система, принципы регулирования, Банк России, мегарегулятор, мониторинг, наблюдение, надлежащее функционирование, национальная платежная система, правовой механизм, определенность законодательства.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Кроме федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, может принимать Центральный банк Российской Федерации, хотя в ГК РФ он не упомянут и федеральным органом власти не является. Данное полномочие вытекает из ст. 7 Федерального закона о Банке России. Нормативные акты Банка России издаются в форме указаний, положений и инструкций. Согласно абз. 2 ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться кроме Конституции РФ и федеральных законов только нормативными актами Банка России. Банковская деятельность представляет собой совершение банковских операций, исчерпывающим образом перечисленных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Следовательно, ни Президент РФ, ни Правительство РФ, ни иные органы исполнительной власти не вправе принимать нормативные акты в сфере расчетов и ведения банковских счетов, кредитования, деятельности по привлечению вкладов, купли-продажи иностранной валюты и в других вопросах, отнесенных к компетенции Банка России как мегарегулятора финансовых отношений, в том числе отнесенных ранее к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам <1>.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Кроме федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, может принимать Центральный банк Российской Федерации, хотя в ГК РФ он не упомянут и федеральным органом власти не является. Данное полномочие вытекает из ст. 7 Федерального закона о Банке России. Нормативные акты Банка России издаются в форме указаний, положений и инструкций. Согласно абз. 2 ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться кроме Конституции РФ и федеральных законов только нормативными актами Банка России. Банковская деятельность представляет собой совершение банковских операций, исчерпывающим образом перечисленных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Следовательно, ни Президент РФ, ни Правительство РФ, ни иные органы исполнительной власти не вправе принимать нормативные акты в сфере расчетов и ведения банковских счетов, кредитования, деятельности по привлечению вкладов, купли-продажи иностранной валюты и в других вопросах, отнесенных к компетенции Банка России как мегарегулятора финансовых отношений, в том числе отнесенных ранее к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам <1>.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Примечание. В области страховой деятельности полномочия по регулированию и надзору закреплены за мегарегулятором - Банком России.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)Примечание. В области страховой деятельности полномочия по регулированию и надзору закреплены за мегарегулятором - Банком России.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<464> Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М., 2011. С. 433 (автор главы - Т.Э. Рождественская). Ср.: Лаутс Е.Б. Правовое положение Банка России как мегарегулятора финансового рынка // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2013. N 3. С. 39 - 42.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)<464> Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М., 2011. С. 433 (автор главы - Т.Э. Рождественская). Ср.: Лаутс Е.Б. Правовое положение Банка России как мегарегулятора финансового рынка // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2013. N 3. С. 39 - 42.
Статья: Банки обязали раскрывать полную стоимость кредита. Как избежать падения спроса?
(Сафронова Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 1)Банк России также принимает участие в проверках соблюдения кредитными организациями новых положений законодательства. В случае выявления нарушений регулятор передает сведения в ФАС для принятия мер. Кроме того, у Банка России как у мегарегулятора сохраняются собственные меры воздействия на кредитные организации. За неисполнение требований законодательства Банк России вправе взыскать с кредитного учреждения штраф - до 0,1% минимального размера уставного капитала (ст. 74 Закона о Банке России <10>). При этом указанный размер штрафа не является предельным. Если банк не исполнит предписание мегарегулятора, то сумма последующего штрафа может увеличиться до 1% от капитала банка.
(Сафронова Е.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 1)Банк России также принимает участие в проверках соблюдения кредитными организациями новых положений законодательства. В случае выявления нарушений регулятор передает сведения в ФАС для принятия мер. Кроме того, у Банка России как у мегарегулятора сохраняются собственные меры воздействия на кредитные организации. За неисполнение требований законодательства Банк России вправе взыскать с кредитного учреждения штраф - до 0,1% минимального размера уставного капитала (ст. 74 Закона о Банке России <10>). При этом указанный размер штрафа не является предельным. Если банк не исполнит предписание мегарегулятора, то сумма последующего штрафа может увеличиться до 1% от капитала банка.
Статья: Администрирование Банком России эталонной процентной ставки RUONIA
(Недорезков В.В., Валишина Н.Р.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 5)Деятельность Банка России как мегарегулятора финансового рынка направлена на выполнение основной функции, закрепленной в ст. 75 Конституции РФ, - защиты и обеспечения устойчивости рубля. Указанная функция конкретизируется в ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> (далее - Закон о ЦБР), устанавливающей цели деятельности Банка России.
(Недорезков В.В., Валишина Н.Р.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 5)Деятельность Банка России как мегарегулятора финансового рынка направлена на выполнение основной функции, закрепленной в ст. 75 Конституции РФ, - защиты и обеспечения устойчивости рубля. Указанная функция конкретизируется в ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <1> (далее - Закон о ЦБР), устанавливающей цели деятельности Банка России.
Статья: Совершенствование системы внутреннего контроля расчетов по имущественному страхованию в сельскохозяйственных организациях
(Закирова А.Р., Мавлиева Л.М., Низамутдинов М.М., Клычова А.С., Махмутов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)- Банк России: ЦБ РФ выступает в качестве мегарегулятора финансового рынка, осуществляет надзор за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховых организаций, соблюдением ими требований к формированию резервов, качеству активов, а также за соблюдением отраслевых стандартов бухгалтерского учета и отчетности.
(Закирова А.Р., Мавлиева Л.М., Низамутдинов М.М., Клычова А.С., Махмутов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)- Банк России: ЦБ РФ выступает в качестве мегарегулятора финансового рынка, осуществляет надзор за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховых организаций, соблюдением ими требований к формированию резервов, качеству активов, а также за соблюдением отраслевых стандартов бухгалтерского учета и отчетности.