Централизованная система налоговых органов
Подборка наиболее важных документов по запросу Централизованная система налоговых органов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 101 "Состав судебных расходов" АПК РФТо обстоятельство, что Инспекция и Межрайонная ИФНС России N 16 по Нижегородской области входят в единую централизованную систему налоговых органов, само по себе не является основанием для отнесения на Общество расходов, понесенных не лицом, участвующим в деле, - Межрайонная ИФНС России N 16 по Нижегородской области, не являющимся участником спора.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 94 "Выемка документов и предметов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило постановление о производстве выемки документов, ссылаясь на отсутствие полномочий у должностного лица налогового органа, не осуществляющего налоговую проверку, по вынесению постановления о производстве выемки в рамках выездной проверки, проводимой иным налоговым органом. Суд отказал в удовлетворении требования, указав, что указанное должностное лицо, будучи включенным в состав проверяющих и осуществляющим служебную деятельность в единой централизованной системе налоговых органов, вынесло оспариваемое постановление с соблюдением административной процедуры его утверждения вышестоящим должностным лицом налогового органа, проводившего выездную проверку, при этом включение в состав проверяющей налогоплательщика группы сотрудника иного органа налоговой службы законом не запрещено при условии подтверждения его действий решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего выездную проверку.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило постановление о производстве выемки документов, ссылаясь на отсутствие полномочий у должностного лица налогового органа, не осуществляющего налоговую проверку, по вынесению постановления о производстве выемки в рамках выездной проверки, проводимой иным налоговым органом. Суд отказал в удовлетворении требования, указав, что указанное должностное лицо, будучи включенным в состав проверяющих и осуществляющим служебную деятельность в единой централизованной системе налоговых органов, вынесло оспариваемое постановление с соблюдением административной процедуры его утверждения вышестоящим должностным лицом налогового органа, проводившего выездную проверку, при этом включение в состав проверяющей налогоплательщика группы сотрудника иного органа налоговой службы законом не запрещено при условии подтверждения его действий решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего выездную проверку.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Провалы неопределенности в правовом регулировании налогового контроля в условиях применения искусственного интеллекта
(Челноков Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. ФНС России не имеет подведомственных органов государственной власти.
(Челноков Д.М.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. ФНС России не имеет подведомственных органов государственной власти.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Первый повод о недоверии налогоплательщиков к закону и, соответственно, к действиям налоговых органов исключительно в призме положений ст. 19 ч. 1 и ст. 57 Конституции РФ в корреспонденции с содержанием абз. 3 п. 5, п. 6 ст. 3, пп. 1, 4 п. 1 ст. 32 и п. п. 1 - 2 ст. 33 НК РФ мы Вам уже изложили в предыдущей статье, рассказывая о некой "централизованной системе налоговых органов".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 12)Первый повод о недоверии налогоплательщиков к закону и, соответственно, к действиям налоговых органов исключительно в призме положений ст. 19 ч. 1 и ст. 57 Конституции РФ в корреспонденции с содержанием абз. 3 п. 5, п. 6 ст. 3, пп. 1, 4 п. 1 ст. 32 и п. п. 1 - 2 ст. 33 НК РФ мы Вам уже изложили в предыдущей статье, рассказывая о некой "централизованной системе налоговых органов".
Нормативные акты
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
(ред. от 29.05.2025)
"Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
Готовое решение: Какие функции у налоговых органов
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы составляют единую централизованную систему, в которую входят ФНС России и его территориальные органы - управления ФНС России по субъектам РФ, ее межрегиональные инспекции, инспекции по районам (районам в городах, городам без районного деления) и инспекции межрайонного уровня. При этом ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ; п. 4 Положения о ФНС России).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы составляют единую централизованную систему, в которую входят ФНС России и его территориальные органы - управления ФНС России по субъектам РФ, ее межрегиональные инспекции, инспекции по районам (районам в городах, городам без районного деления) и инспекции межрайонного уровня. При этом ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ; п. 4 Положения о ФНС России).
Статья: Механизм взыскания неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета по НДФЛ: актуальные вопросы правоприменения
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Таким образом, исходя из изложенного налоговые органы будут обращаться к общим механизмам, направленным как на обеспечение полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и на соблюдение налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах. Право налогового органа вернуть необоснованно предоставленный вычет по НДФЛ с целью защиты публичного интереса будет вытекать из положений, закрепленных в статьях 32, 48, 69 и 70 НК РФ, а также с учетом дополнения статьи 220 НК РФ новыми положениями. Следовательно, такая мера в рассматриваемой ситуации оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства. Однако налоговый орган должен ограничиться только взысканием неправомерно предоставленного налогового вычета по НДФЛ и не вправе ставить вопрос о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, применении к нему мер государственного принуждения. Исключением будет случай, когда такое неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, наличие которых должен доказать налоговый орган.
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Таким образом, исходя из изложенного налоговые органы будут обращаться к общим механизмам, направленным как на обеспечение полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и на соблюдение налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах. Право налогового органа вернуть необоснованно предоставленный вычет по НДФЛ с целью защиты публичного интереса будет вытекать из положений, закрепленных в статьях 32, 48, 69 и 70 НК РФ, а также с учетом дополнения статьи 220 НК РФ новыми положениями. Следовательно, такая мера в рассматриваемой ситуации оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства. Однако налоговый орган должен ограничиться только взысканием неправомерно предоставленного налогового вычета по НДФЛ и не вправе ставить вопрос о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, применении к нему мер государственного принуждения. Исключением будет случай, когда такое неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, наличие которых должен доказать налоговый орган.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными государственными органами, участвующими в налоговых отношениях, являются налоговые органы. Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основными государственными органами, участвующими в налоговых отношениях, являются налоговые органы. Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ.
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Доказывать необоснованность налоговой выгоды должен налоговый орган (п. 5 ст. 82 НК РФ). При оценке ее обоснованности налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, не должны делать противоречивых выводов в отношении деятельности проверяемых (п. 7 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
(КонсультантПлюс, 2025)Доказывать необоснованность налоговой выгоды должен налоговый орган (п. 5 ст. 82 НК РФ). При оценке ее обоснованности налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, не должны делать противоречивых выводов в отношении деятельности проверяемых (п. 7 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).
Статья: Особенности взыскания судебных расходов в арбитражном процессе
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)Интересно, что арбитражный суд Уральского округа удовлетворил заявление ИФНС, несмотря на то что фактически были заявлены расходы на участие представителя вышестоящего налогового органа - УФНС. Суд обосновал это единой централизованной системой налоговых органов (в Постановлениях от 08.04.2019 N Ф09-4512/18 по делу N А60-53408/2017 и от 27.08.2019 N Ф09-6472/18 по делу N А60-69668/2017).
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 3)Интересно, что арбитражный суд Уральского округа удовлетворил заявление ИФНС, несмотря на то что фактически были заявлены расходы на участие представителя вышестоящего налогового органа - УФНС. Суд обосновал это единой централизованной системой налоговых органов (в Постановлениях от 08.04.2019 N Ф09-4512/18 по делу N А60-53408/2017 и от 27.08.2019 N Ф09-6472/18 по делу N А60-69668/2017).
Статья: Соразмерна ли ответственность налогоплательщика за контрагента?
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2021, N 12)В рассмотренном деле Верховный Суд РФ прямо указал, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему согласно ст. 30 НК РФ и Закону РФ "О налоговых органах Российской Федерации", не могут давать противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных налоговых проверок. Тем не менее именно в наиболее распространенных видах споров - об ответственности налогоплательщиков за контрагентов - практика свидетельствует о полном игнорировании принципа единства и централизации системы налоговых органов.
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2021, N 12)В рассмотренном деле Верховный Суд РФ прямо указал, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему согласно ст. 30 НК РФ и Закону РФ "О налоговых органах Российской Федерации", не могут давать противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных налоговых проверок. Тем не менее именно в наиболее распространенных видах споров - об ответственности налогоплательщиков за контрагентов - практика свидетельствует о полном игнорировании принципа единства и централизации системы налоговых органов.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства <1> и имеют равный доступ к системе АСКД НДС-2, в отличие от налогоплательщиков, которые никакого доступа к этой системе не имеют. В этой связи необычна такая ситуация, когда налоговый орган по месту учета налогоплательщика не знает о допущенном им "разрыве" и неуплате НДС в бюджет, а другие налоговые органы об этом знают.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства <1> и имеют равный доступ к системе АСКД НДС-2, в отличие от налогоплательщиков, которые никакого доступа к этой системе не имеют. В этой связи необычна такая ситуация, когда налоговый орган по месту учета налогоплательщика не знает о допущенном им "разрыве" и неуплате НДС в бюджет, а другие налоговые органы об этом знают.
Статья: Возможно ли назначение повторной проверки в день вынесения решения по первоначальной проверке?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 41)Централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих налоговых органов, направленный на обеспечение соблюдения ими законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности (ст. 15 Конституции РФ). Одной из форм такого контроля является повторная выездная налоговая проверка, предусмотренная п. 10 ст. 89 НК РФ. В связи с этим суд сделал вывод, что вышестоящий налоговый орган имеет право перепроверять действия нижестоящего налогового органа как в полном объеме, так и в части конкретного налога.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 41)Централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих налоговых органов, направленный на обеспечение соблюдения ими законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности (ст. 15 Конституции РФ). Одной из форм такого контроля является повторная выездная налоговая проверка, предусмотренная п. 10 ст. 89 НК РФ. В связи с этим суд сделал вывод, что вышестоящий налоговый орган имеет право перепроверять действия нижестоящего налогового органа как в полном объеме, так и в части конкретного налога.