Цель создания коммерческой организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Цель создания коммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 50 "Коммерческие и некоммерческие организации" ГК РФ"В данной связи надлежит учесть отсутствие истребования задолженности (обязанность возврата сумм займа в срок до 30.11.2021 по трем договорам) в течение длительного периода, а также не предъявляло соответствующие иски в суд, что не является обычным (стандартным) поведением для независимых участников хозяйственного оборота и свидетельствует о предоставлении в ситуации кризиса скрытого финансирования путем предоставления отсрочки; само по себе предоставление должнику столь длительной отсрочки исполнения обязательств без какой-либо компенсации потерь не отвечает целям создания коммерческой организации (пункт 1 статьи 50 ГК РФ)."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28 "Распределение прибыли общества между участниками общества" Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью""По смыслу положений статей 28, 29 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", распределение участниками общества прибыли по результатам хозяйственной деятельности общества и выплата распределенной прибыли не должны приводить к ухудшению финансового состояния общества, поскольку в противном случае такие действия участников общества противоречили бы целям создания общества как коммерческой организации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности организации внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда в сельскохозяйственных субъектах
(Калинина И.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Очевидно, что для достижения основной цели создания коммерческой организации - получения прибыли необходимо не только обеспечивать сохранность имущества, но и выявлять пути повышения эффективности ее деятельности. Однако сужать возможности внутреннего контроля до комплаенса нецелесообразно. Ключевыми задачами, которые могут быть поставлены перед внутренним контролем расчетов с персоналом по оплате труда, являются:
(Калинина И.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Очевидно, что для достижения основной цели создания коммерческой организации - получения прибыли необходимо не только обеспечивать сохранность имущества, но и выявлять пути повышения эффективности ее деятельности. Однако сужать возможности внутреннего контроля до комплаенса нецелесообразно. Ключевыми задачами, которые могут быть поставлены перед внутренним контролем расчетов с персоналом по оплате труда, являются:
Статья: Правовая природа объявлений в маркетплейсах
(Аксенов В.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Резюмируем: объявление, размещенное в маркетплейсе, с правовой точки зрения может быть публичной офертой или приглашением делать оферты. Квалифицировать объявление как публичную оферту или приглашение делать оферты возможно исходя из его содержания: первый определяющий признак - это наличие в объявлении существенных условий договора, второй признак - из объявления явно следует воля оферента заключить договор с любым, кто отзовется. Как правило, объявления, из которых явно следует воля заключить договор с любым, кто отзовется, - это объявления коммерческих организаций, цель создания которых - получение прибыли. Более того, воля коммерческих организаций выбирать контрагента по личным предпочтениям на заключение договора может быть ограничена императивными нормами о публичном договоре, как, например, установлено в отношении розничной купли-продажи в России. В зарубежных странах фундаментально схожий подход и, так же как в РФ, выделяются оферта и приглашение к переговорам. Ключевое отличие между юрисдикциями - это установление грани в правовой квалификации, что есть оферта, а что является приглашением к переговорам.
(Аксенов В.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 8)Резюмируем: объявление, размещенное в маркетплейсе, с правовой точки зрения может быть публичной офертой или приглашением делать оферты. Квалифицировать объявление как публичную оферту или приглашение делать оферты возможно исходя из его содержания: первый определяющий признак - это наличие в объявлении существенных условий договора, второй признак - из объявления явно следует воля оферента заключить договор с любым, кто отзовется. Как правило, объявления, из которых явно следует воля заключить договор с любым, кто отзовется, - это объявления коммерческих организаций, цель создания которых - получение прибыли. Более того, воля коммерческих организаций выбирать контрагента по личным предпочтениям на заключение договора может быть ограничена императивными нормами о публичном договоре, как, например, установлено в отношении розничной купли-продажи в России. В зарубежных странах фундаментально схожий подход и, так же как в РФ, выделяются оферта и приглашение к переговорам. Ключевое отличие между юрисдикциями - это установление грани в правовой квалификации, что есть оферта, а что является приглашением к переговорам.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"2. При приведении своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации в целях обращения с заявлением о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые являются некоммерческими организациями (организациями, созданными не в целях извлечения прибыли), не вправе указывать в учредительных документах, что они являются коммерческими организациями, а юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (организациями, созданными в целях извлечения прибыли), не вправе указывать, что они являются некоммерческими организациями.
(ред. от 07.07.2025)
"О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"2. При приведении своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации в целях обращения с заявлением о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые являются некоммерческими организациями (организациями, созданными не в целях извлечения прибыли), не вправе указывать в учредительных документах, что они являются коммерческими организациями, а юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (организациями, созданными в целях извлечения прибыли), не вправе указывать, что они являются некоммерческими организациями.
Статья: Проблемы определения правовой природы термина "актив"
(Болотова О.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Из изложенного напрашивается вывод, что активом допустимо считать имущество, которое можно оценить в денежном выражении. Именно такое определение можно найти у некоторых современных авторов <20>. Однако если исходить из того, что термин "активы" применяется преимущественно в отношении юридических лиц, то активы, как имущество юридического лица, должны обеспечивать возможность достижения основной цели создания и деятельности коммерческой организации - извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Данный экономический аспект был учтен в определении, предложенном А. Курбатовым <21>: активы - это любые материальные и нематериальные блага, которые имеют денежную оценку и способны приносить экономические выгоды <22>.
(Болотова О.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Из изложенного напрашивается вывод, что активом допустимо считать имущество, которое можно оценить в денежном выражении. Именно такое определение можно найти у некоторых современных авторов <20>. Однако если исходить из того, что термин "активы" применяется преимущественно в отношении юридических лиц, то активы, как имущество юридического лица, должны обеспечивать возможность достижения основной цели создания и деятельности коммерческой организации - извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Данный экономический аспект был учтен в определении, предложенном А. Курбатовым <21>: активы - это любые материальные и нематериальные блага, которые имеют денежную оценку и способны приносить экономические выгоды <22>.
Статья: Некоторые вопросы оценки экономической целесообразности сделки
(Степаненко Е.К.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)2. При оценке факта причинения ущерба при заключении сделки с заинтересованностью: "следует учитывать сам смысл создания юридического лица, как преследующего цель удовлетворения тех или иных потребностей его учредителей, которой (указанной целью) применительно к созданию коммерческой организации является получение в последующем его участниками прибыли" <5>.
(Степаненко Е.К.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)2. При оценке факта причинения ущерба при заключении сделки с заинтересованностью: "следует учитывать сам смысл создания юридического лица, как преследующего цель удовлетворения тех или иных потребностей его учредителей, которой (указанной целью) применительно к созданию коммерческой организации является получение в последующем его участниками прибыли" <5>.
Статья: Определен порядок регистрации хозяйствующих субъектов в новых регионах РФ
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)Юридические лица, которые являются некоммерческими организациями (организациями, созданными не в целях извлечения прибыли), не вправе прописывать в учредительных документах, что они являются коммерческими организациями, а юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (организациями, созданными в целях извлечения прибыли), не вправе указывать, что они являются НКО.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2022, N 12)Юридические лица, которые являются некоммерческими организациями (организациями, созданными не в целях извлечения прибыли), не вправе прописывать в учредительных документах, что они являются коммерческими организациями, а юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (организациями, созданными в целях извлечения прибыли), не вправе указывать, что они являются НКО.
Статья: Доверенность от физического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом в отношении доверенностей, удостоверяемых управляющими организациями, ни ЖК РФ, ни другими нормативными актами не предусмотрено, что удостоверение таких доверенностей должно производиться бесплатно; оказание услуг по удостоверению доверенности не связано с оказанием населению услуг по обслуживанию дома и является самостоятельной услугой, оказываемой управляющими организациями на платной основе как коммерческими организациями, созданными в целях получения прибыли от своей деятельности; отдельный порядок удостоверения (заверения) доверенностей управляющими компаниями по месту жительства не предусмотрен, в связи с чем на основании п. 1 ст. 6 ГК РФ по аналогии закона применяются правила, предусмотренные для нотариально удостоверенных доверенностей (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А05-12575/2013 (Определением ВАС РФ от 27.05.2014 N ВАС-6060/14 отказано в передаче дела N А05-12575/2013 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора); Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.07.2021 N 88-10216/2021).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом в отношении доверенностей, удостоверяемых управляющими организациями, ни ЖК РФ, ни другими нормативными актами не предусмотрено, что удостоверение таких доверенностей должно производиться бесплатно; оказание услуг по удостоверению доверенности не связано с оказанием населению услуг по обслуживанию дома и является самостоятельной услугой, оказываемой управляющими организациями на платной основе как коммерческими организациями, созданными в целях получения прибыли от своей деятельности; отдельный порядок удостоверения (заверения) доверенностей управляющими компаниями по месту жительства не предусмотрен, в связи с чем на основании п. 1 ст. 6 ГК РФ по аналогии закона применяются правила, предусмотренные для нотариально удостоверенных доверенностей (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А05-12575/2013 (Определением ВАС РФ от 27.05.2014 N ВАС-6060/14 отказано в передаче дела N А05-12575/2013 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора); Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.07.2021 N 88-10216/2021).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей. При таких обстоятельствах вывод о том, что общество по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, сделан обоснованно.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей. При таких обстоятельствах вывод о том, что общество по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, сделан обоснованно.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Реализуя задуманное и в целях создания препятствий другим коммерческим организациям в муниципальных конкурсах и аукционах по заключению контрактов в сфере строительства дорог, для обеспечения в них победы МУПВ "*" Ф.И.О.1 дал указания подчиненным работникам администрации города Владивостока, не осведомленным о его противоправной деятельности, укрупнить лоты при размещении муниципальных заказов в сфере строительства дорог, исключить из условий контрактов авансирование работ, требовать от участников торгов предоставления гарантий обеспечения условий контрактов в размере 30% от их начальной (максимальной) цены.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Реализуя задуманное и в целях создания препятствий другим коммерческим организациям в муниципальных конкурсах и аукционах по заключению контрактов в сфере строительства дорог, для обеспечения в них победы МУПВ "*" Ф.И.О.1 дал указания подчиненным работникам администрации города Владивостока, не осведомленным о его противоправной деятельности, укрупнить лоты при размещении муниципальных заказов в сфере строительства дорог, исключить из условий контрактов авансирование работ, требовать от участников торгов предоставления гарантий обеспечения условий контрактов в размере 30% от их начальной (максимальной) цены.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Помимо того что требование явно излишнее, его формулировка к тому же содержит в себе внутреннее противоречие, что в практике корпоративного управления компаний приводит к неоднозначным ситуациям и неопределенности при решении вопроса о том, нужно ли тот или иной вопрос выносить на общее собрание. Это связано с тем, что Закон говорит об "ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций", в то время как на практике в ассоциации или иной НКО могут быть членами как коммерческие, так и некоммерческие организации, а иногда и граждане. Подлежит ли в этом случае вопрос об участии в таком объединении вынесению на ОСА? Имеет ли значение, какой процент участников объединения среди остальных являются коммерческими организациями? Имеют ли значение цели создания такого объединения (координация предпринимательской деятельности, защита общих интересов или сугубо общеполезные цели, например деятельность в сфере социальной ответственности)? Закон не дает ответа на эти вопросы, а отсутствие понимания "логики" установления этой императивной нормы не дает возможности найти ответ на вопрос путем его толкования.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Помимо того что требование явно излишнее, его формулировка к тому же содержит в себе внутреннее противоречие, что в практике корпоративного управления компаний приводит к неоднозначным ситуациям и неопределенности при решении вопроса о том, нужно ли тот или иной вопрос выносить на общее собрание. Это связано с тем, что Закон говорит об "ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций", в то время как на практике в ассоциации или иной НКО могут быть членами как коммерческие, так и некоммерческие организации, а иногда и граждане. Подлежит ли в этом случае вопрос об участии в таком объединении вынесению на ОСА? Имеет ли значение, какой процент участников объединения среди остальных являются коммерческими организациями? Имеют ли значение цели создания такого объединения (координация предпринимательской деятельности, защита общих интересов или сугубо общеполезные цели, например деятельность в сфере социальной ответственности)? Закон не дает ответа на эти вопросы, а отсутствие понимания "логики" установления этой императивной нормы не дает возможности найти ответ на вопрос путем его толкования.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Приносящая доход деятельность может осуществляться и посредством участия компании в иных юридических лицах <420>. Гражданская правоспособность публично-правовой компании позволяет ей для достижения целей, предусмотренных решением о создании, создавать коммерческие и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами (пп. 2 п. 4 ст. 5 Закона о ППК).
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Приносящая доход деятельность может осуществляться и посредством участия компании в иных юридических лицах <420>. Гражданская правоспособность публично-правовой компании позволяет ей для достижения целей, предусмотренных решением о создании, создавать коммерческие и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами (пп. 2 п. 4 ст. 5 Закона о ППК).