Бюджетный кодекс РФ акцизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетный кодекс РФ акцизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об уплате налога на имущество физлиц; об акцизах и транспортном налоге и отмене транспортного налога; об освобождении работодателей от уплаты страховых взносов за работников предпенсионного возраста.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-05-06-01/132452)Следовательно, акцизы и транспортный налог являются самостоятельными налогами, которые имеют различные объекты налогообложения и поступают в разные бюджеты. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
(Письмо Минфина России от 27.12.2024 N 03-05-06-01/132452)Следовательно, акцизы и транспортный налог являются самостоятельными налогами, которые имеют различные объекты налогообложения и поступают в разные бюджеты. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
Вопрос: Об отмене транспортного налога и как следствие увеличении ставок акцизов на нефтепродукты.
(Письмо Минфина России от 12.08.2024 N 03-05-03-04/75163)В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
(Письмо Минфина России от 12.08.2024 N 03-05-03-04/75163)В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.11.2023 N 520-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году"19. Установить, что в 2026 году при определении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.
(ред. от 29.10.2024)
"О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году"19. Установить, что в 2026 году при определении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.
Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году"13. Установить, что в 2025 году при определении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.
(ред. от 29.10.2024)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году"13. Установить, что в 2025 году при определении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.
Статья: Правовой аспект воздействия экологических проблем на формирование нефтегазовых доходов федерального бюджета
(Моторина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 8)В 2018 г. статья 96.6 БК РФ была изменена путем введения нового правового регулирования нефтегазовых доходов. В измененной редакции Бюджетного кодекса РФ перечень нефтегазовых доходов бюджета был расширен, и теперь к ним относятся:
(Моторина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 8)В 2018 г. статья 96.6 БК РФ была изменена путем введения нового правового регулирования нефтегазовых доходов. В измененной редакции Бюджетного кодекса РФ перечень нефтегазовых доходов бюджета был расширен, и теперь к ним относятся:
Вопрос: Об акцизах и транспортном налоге, а также о последствиях отмены транспортного налога.
(Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 03-05-06-04/26598)Следовательно, акцизы и транспортный налог являются самостоятельными налогами, которые имеют различные объекты налогообложения и поступают в разные бюджеты. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
(Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 03-05-06-04/26598)Следовательно, акцизы и транспортный налог являются самостоятельными налогами, которые имеют различные объекты налогообложения и поступают в разные бюджеты. При этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают методику оценки налогового или доходного потенциала своих МО, руководствуясь порядком формирования налоговых и неналоговых доходов МО (ст. 61 и 62 Бюджетного кодекса РФ), закрепляют ее региональными законами о межбюджетных отношениях. Обращение к региональным методикам распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности МО по 50 регионам РФ показало применение различных понятий (доходный потенциал, условный налоговый потенциал, налоговый потенциал, прогнозируемый размер налоговых доходов), трактовок, методик оценки. Так, в методике распределения дотаций Республики Башкортостан закреплено понятие "прогнозируемый размер потенциальных налоговых доходов, поступающих в местные бюджеты, по основным видам налогов" <23>, Тульской и Белгородской областей - условного налогового потенциала <24>, Ростовской области - доходного потенциала. В Омской области доходный потенциал с 2021 г. заменен на налоговый потенциал.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают методику оценки налогового или доходного потенциала своих МО, руководствуясь порядком формирования налоговых и неналоговых доходов МО (ст. 61 и 62 Бюджетного кодекса РФ), закрепляют ее региональными законами о межбюджетных отношениях. Обращение к региональным методикам распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности МО по 50 регионам РФ показало применение различных понятий (доходный потенциал, условный налоговый потенциал, налоговый потенциал, прогнозируемый размер налоговых доходов), трактовок, методик оценки. Так, в методике распределения дотаций Республики Башкортостан закреплено понятие "прогнозируемый размер потенциальных налоговых доходов, поступающих в местные бюджеты, по основным видам налогов" <23>, Тульской и Белгородской областей - условного налогового потенциала <24>, Ростовской области - доходного потенциала. В Омской области доходный потенциал с 2021 г. заменен на налоговый потенциал.
Статья: Таможенное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов: проблемы и перспективы
(Данилов Р.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации в структуру нефтегазовых доходов РФ входят: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), вывозная таможенная пошлина на нефть и нефтепродукты, вывозная таможенная пошлина на газ, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (нефть, природный газ, газовый конденсат, попутный газ) (НДД) и акциз на нефтяное сырье <2>. В данной статье мы рассмотрим только один из видов нефтегазовых доходов - вывозную таможенную пошлину на нефть и нефтепродукты.
(Данилов Р.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации в структуру нефтегазовых доходов РФ входят: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), вывозная таможенная пошлина на нефть и нефтепродукты, вывозная таможенная пошлина на газ, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (нефть, природный газ, газовый конденсат, попутный газ) (НДД) и акциз на нефтяное сырье <2>. В данной статье мы рассмотрим только один из видов нефтегазовых доходов - вывозную таможенную пошлину на нефть и нефтепродукты.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.
Вопрос: О принятии к вычету НДС по ОС и НМА, приобретенным налогоплательщиком, заключившим инвестиционное соглашение о развитии виноградарства и виноделия.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-07-11/51820)Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-07-11/51820)Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Статья: Налоговые проверки. Рекомендации Счетной палаты
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)Подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части уменьшения норматива зачисления акцизов на табачную продукцию в доходы федерального бюджета и, соответственно, установления норматива зачисления указанных акцизов в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)Подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части уменьшения норматива зачисления акцизов на табачную продукцию в доходы федерального бюджета и, соответственно, установления норматива зачисления указанных акцизов в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья: Фискальные риски субъектов Российской Федерации
(Сабитова Н.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 2)Вопросами фискальных рисков должны заниматься финансовые органы всех уровней власти, для субъектов РФ это министерства финансов субъектов РФ, оценивая прежде всего вероятность своих прогнозов, делая их вариативные сценарии. При этом Минфин России, учитывая особенности организации бюджетной системы нашей страны, должен проводить мониторинг этих рисков. В последние годы он серьезно занимается мониторингом долговых рисков субъектов РФ, ежегодно проводя их группировку по долговой устойчивости. В то же время мониторинг фискальных рисков субъектов РФ, на наш взгляд, не менее значим и нуждается в методическом обеспечении. Речь идет о необходимости разработки единой методики оценки фискальных (бюджетно-налоговых) рисков в разрезе системных и несистемных, которую могли бы использовать субъекты РФ. Системные фискальные риски связаны прежде всего с изменениями федерального законодательства, приводящими или к уменьшению доходов бюджетов субъектов РФ, или к возникновению новых бюджетных обязательств, которые ведут к росту расходов. Приведем некоторые примеры последних лет. В частности, это было с налогом на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (далее - НДПИ), 5% которого до 2010 г. зачислялись в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов РФ. Но Федеральным законом от 16.09.2009 N 218-ФЗ норма была пересмотрена, и субъекты РФ (у кого он был) лишились этого дохода. Также Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ была уменьшена ставка налога на прибыль (на 2017 - 2024 гг.), зачисляемая в бюджет субъекта РФ, на 1% и др. Были также изменения в пропорциях распределения акцизов. Мы понимаем, что эти и другие изменения не в равной степени отражаются на доходах бюджетов субъектов РФ и, соответственно, фискальные риски будут распределяться неравномерно в силу разной структуры доходов бюджетов субъектов РФ, в том числе налоговых доходов. К сожалению, в России существует сильная дифференциация в уровне налогового потенциала, бюджетной обеспеченности субъектов РФ, которая не сокращается, в связи с чем риски для устойчивости бюджетной системы РФ весьма значительны.
(Сабитова Н.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 2)Вопросами фискальных рисков должны заниматься финансовые органы всех уровней власти, для субъектов РФ это министерства финансов субъектов РФ, оценивая прежде всего вероятность своих прогнозов, делая их вариативные сценарии. При этом Минфин России, учитывая особенности организации бюджетной системы нашей страны, должен проводить мониторинг этих рисков. В последние годы он серьезно занимается мониторингом долговых рисков субъектов РФ, ежегодно проводя их группировку по долговой устойчивости. В то же время мониторинг фискальных рисков субъектов РФ, на наш взгляд, не менее значим и нуждается в методическом обеспечении. Речь идет о необходимости разработки единой методики оценки фискальных (бюджетно-налоговых) рисков в разрезе системных и несистемных, которую могли бы использовать субъекты РФ. Системные фискальные риски связаны прежде всего с изменениями федерального законодательства, приводящими или к уменьшению доходов бюджетов субъектов РФ, или к возникновению новых бюджетных обязательств, которые ведут к росту расходов. Приведем некоторые примеры последних лет. В частности, это было с налогом на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (далее - НДПИ), 5% которого до 2010 г. зачислялись в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов РФ. Но Федеральным законом от 16.09.2009 N 218-ФЗ норма была пересмотрена, и субъекты РФ (у кого он был) лишились этого дохода. Также Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ была уменьшена ставка налога на прибыль (на 2017 - 2024 гг.), зачисляемая в бюджет субъекта РФ, на 1% и др. Были также изменения в пропорциях распределения акцизов. Мы понимаем, что эти и другие изменения не в равной степени отражаются на доходах бюджетов субъектов РФ и, соответственно, фискальные риски будут распределяться неравномерно в силу разной структуры доходов бюджетов субъектов РФ, в том числе налоговых доходов. К сожалению, в России существует сильная дифференциация в уровне налогового потенциала, бюджетной обеспеченности субъектов РФ, которая не сокращается, в связи с чем риски для устойчивости бюджетной системы РФ весьма значительны.