Бюджетные инвестиции в уставный капитал
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетные инвестиции в уставный капитал (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Уставный фонд унитарного предприятия. Руководитель МУП
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды правильно указали, что бездействие департамента, связанное с невнесением изменений в устав предприятия и неосуществлением государственной регистрации таких изменений, не повлекло незаконного удержания/использования бюджетных инвестиций, предоставленных для увеличения уставного фонда предприятия. Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований департамента о взыскании с предприятия в бюджет муниципального образования... рублей как неосновательно сбереженных денежных средств..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды правильно указали, что бездействие департамента, связанное с невнесением изменений в устав предприятия и неосуществлением государственной регистрации таких изменений, не повлекло незаконного удержания/использования бюджетных инвестиций, предоставленных для увеличения уставного фонда предприятия. Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований департамента о взыскании с предприятия в бюджет муниципального образования... рублей как неосновательно сбереженных денежных средств..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод о необоснованном в нарушение п. 2.1 ст. 170 НК РФ предъявлении обществом к вычету НДС по операциям приобретения основных средств за счет бюджетных инвестиций, полученных путем увеличения уставного капитала. Общество оспорило доначисление, указав, что факт перечисления денежных средств на общий счет без заключения соглашения о предоставлении субсидии не позволяет квалифицировать спорные средства в качестве бюджетных инвестиций. Суд установил, что спорные денежные средства выделены обществу в рамках реализации государственной программы, их источником являлась бюджетная система РФ, денежные средства предоставлены конкретному получателю, носили целевой характер и повлекли увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества на эквивалентную часть уставного капитала общества. Суд принял во внимание следующие обстоятельства: счета-фактуры на спорную сумму вычетов оплачены с общего счета общества, в учетной политике общества в спорный период не предусматривался раздельный или иной обособленный учет бюджетных средств и их расходования; доказательства того, что спорные затраты произведены за счет других источников, отсутствуют. Признавая доначисление правомерным, суд отметил, что в соответствии с п. 2.1 ст. 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет бюджетных инвестиций, не подлежат принятию к вычету.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод о необоснованном в нарушение п. 2.1 ст. 170 НК РФ предъявлении обществом к вычету НДС по операциям приобретения основных средств за счет бюджетных инвестиций, полученных путем увеличения уставного капитала. Общество оспорило доначисление, указав, что факт перечисления денежных средств на общий счет без заключения соглашения о предоставлении субсидии не позволяет квалифицировать спорные средства в качестве бюджетных инвестиций. Суд установил, что спорные денежные средства выделены обществу в рамках реализации государственной программы, их источником являлась бюджетная система РФ, денежные средства предоставлены конкретному получателю, носили целевой характер и повлекли увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества на эквивалентную часть уставного капитала общества. Суд принял во внимание следующие обстоятельства: счета-фактуры на спорную сумму вычетов оплачены с общего счета общества, в учетной политике общества в спорный период не предусматривался раздельный или иной обособленный учет бюджетных средств и их расходования; доказательства того, что спорные затраты произведены за счет других источников, отсутствуют. Признавая доначисление правомерным, суд отметил, что в соответствии с п. 2.1 ст. 170 НК РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым за счет бюджетных инвестиций, не подлежат принятию к вычету.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение прозрачности использования бюджетных инвестиций
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В настоящее время в условиях реформирования бухгалтерского учета и планомерного применения международных стандартов финансовой отчетности <2> наличие достоверной информации об использовании бюджетных инвестиций является достаточно актуальным. Бюджетные инвестиции в уставный капитал юридического лица представляют собой инвестируемые средства, прозрачность использования которых обеспечивает понимание хода всего инвестиционного проекта и его действительных результатов. Заинтересованными пользователями информации об использовании бюджетных инвестиций могут являться органы управления коммерческой организации, органы контроля и аудита, иные лица, чьи права и интересы затрагиваются изменением финансового состояния организации.
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)В настоящее время в условиях реформирования бухгалтерского учета и планомерного применения международных стандартов финансовой отчетности <2> наличие достоверной информации об использовании бюджетных инвестиций является достаточно актуальным. Бюджетные инвестиции в уставный капитал юридического лица представляют собой инвестируемые средства, прозрачность использования которых обеспечивает понимание хода всего инвестиционного проекта и его действительных результатов. Заинтересованными пользователями информации об использовании бюджетных инвестиций могут являться органы управления коммерческой организации, органы контроля и аудита, иные лица, чьи права и интересы затрагиваются изменением финансового состояния организации.
Готовое решение: В каком порядке заполняется форма универсального передаточного документа
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, при заполнении УПД со статусом "1" нужно дополнить его строкой 5а (Письма ФНС России от 13.12.2024 N ЗГ-2-3/19079@, от 17.06.2021 N ЗГ-3-3/4368). В ней отражаются реквизиты документа (документов) об отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав). В этой строке укажите реквизиты самого УПД. Также нужно дополнить его строкой 8 для информации об идентификаторе государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юрлицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал (при наличии).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, при заполнении УПД со статусом "1" нужно дополнить его строкой 5а (Письма ФНС России от 13.12.2024 N ЗГ-2-3/19079@, от 17.06.2021 N ЗГ-3-3/4368). В ней отражаются реквизиты документа (документов) об отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав). В этой строке укажите реквизиты самого УПД. Также нужно дополнить его строкой 8 для информации об идентификаторе государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юрлицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал (при наличии).
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О науке и государственной научно-технической политике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Использование средств государственной поддержки инновационной деятельности институтом инновационного развития признается эффективным в случае достижения в рамках установленного срока и (или) в рамках цели, определенной в качестве отменительного условия, интегрально и ретроспективно по совокупности (портфелю) инвестиционных финансовых вложений (расходов) института инновационного развития, осуществленных за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, полученных в виде взноса в уставный капитал или бюджетных инвестиций, показателей возвратности инвестиций с учетом дополнительных финансовых, экономических, социально-экономических, научно-технических результатов от реализации инновационных проектов, а по совокупности (портфелю) инвестиционных финансовых вложений (расходов) института инновационного развития, осуществленных за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, полученных в иных формах, а также по совокупности (портфелю) неинвестиционных финансовых вложений (расходов) - положительных социально-экономических и (или) научно-технических результатов.
(ред. от 24.06.2025)
"О науке и государственной научно-технической политике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Использование средств государственной поддержки инновационной деятельности институтом инновационного развития признается эффективным в случае достижения в рамках установленного срока и (или) в рамках цели, определенной в качестве отменительного условия, интегрально и ретроспективно по совокупности (портфелю) инвестиционных финансовых вложений (расходов) института инновационного развития, осуществленных за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, полученных в виде взноса в уставный капитал или бюджетных инвестиций, показателей возвратности инвестиций с учетом дополнительных финансовых, экономических, социально-экономических, научно-технических результатов от реализации инновационных проектов, а по совокупности (портфелю) инвестиционных финансовых вложений (расходов) института инновационного развития, осуществленных за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, полученных в иных формах, а также по совокупности (портфелю) неинвестиционных финансовых вложений (расходов) - положительных социально-экономических и (или) научно-технических результатов.
Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594
(ред. от 06.10.2025)
"О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
(вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд")Предоставление бюджетных инвестиций в уставный капитал юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляется в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению принадлежащих им объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в собственность таких юридических лиц либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества. Объекты капитального строительства юридических лиц и дочерних обществ таких юридических лиц отражаются в целевой программе с указанием наименования юридического лица и дочернего общества (в случае предоставления бюджетных инвестиций в целях предоставления взноса в уставный (складочный) капитал дочернего общества), общего размера расходов на реализацию инвестиционного проекта, объема предоставляемых бюджетных инвестиций и их целевого назначения, а также объема собственных или заемных средств юридического лица, дочернего общества без учета предоставляемых бюджетных инвестиций. Размер бюджетных инвестиций на реализацию такого инвестиционного проекта не может быть установлен выше 90 процентов и ниже 5 процентов сметной стоимости объекта капитального строительства (при наличии утвержденной проектной документации) или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства (согласно паспорту инвестиционного проекта) либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества согласно паспорту инвестиционного проекта (в ценах соответствующих лет реализации инвестиционного проекта). При этом бюджетные инвестиции в рамках целевых программ не могут предусматриваться для проведения инженерных изысканий и (или) подготовки проектной документации на указанные объекты, приобретения земельных участков под строительство, проведения государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и результатов инженерных изысканий, а также для проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов и аудита проектной документации.
(ред. от 06.10.2025)
"О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"
(вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд")Предоставление бюджетных инвестиций в уставный капитал юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляется в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению принадлежащих им объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в собственность таких юридических лиц либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества. Объекты капитального строительства юридических лиц и дочерних обществ таких юридических лиц отражаются в целевой программе с указанием наименования юридического лица и дочернего общества (в случае предоставления бюджетных инвестиций в целях предоставления взноса в уставный (складочный) капитал дочернего общества), общего размера расходов на реализацию инвестиционного проекта, объема предоставляемых бюджетных инвестиций и их целевого назначения, а также объема собственных или заемных средств юридического лица, дочернего общества без учета предоставляемых бюджетных инвестиций. Размер бюджетных инвестиций на реализацию такого инвестиционного проекта не может быть установлен выше 90 процентов и ниже 5 процентов сметной стоимости объекта капитального строительства (при наличии утвержденной проектной документации) или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства (согласно паспорту инвестиционного проекта) либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества согласно паспорту инвестиционного проекта (в ценах соответствующих лет реализации инвестиционного проекта). При этом бюджетные инвестиции в рамках целевых программ не могут предусматриваться для проведения инженерных изысканий и (или) подготовки проектной документации на указанные объекты, приобретения земельных участков под строительство, проведения государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и результатов инженерных изысканий, а также для проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов и аудита проектной документации.
Готовое решение: Как в счете-фактуре указать информацию об идентификаторе государственного контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Идентификатор госконтракта, договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал укажите в строке 8 счета-фактуры как при отгрузке, так и при получении аванса (пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1 ст. 169 НК РФ, пп. "н" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
(КонсультантПлюс, 2025)Идентификатор госконтракта, договора (соглашения) о предоставлении из федерального бюджета юридическому лицу субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал укажите в строке 8 счета-фактуры как при отгрузке, так и при получении аванса (пп. 6.2 п. 5, пп. 4.2 п. 5.1 ст. 169 НК РФ, пп. "н" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
Статья: Правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок в России
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)- государственные контракты (договоры), заключенные юридическими лицами за счет субсидий, бюджетных инвестиций и взносов в уставные капиталы, содержащие авансовые платежи;
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)- государственные контракты (договоры), заключенные юридическими лицами за счет субсидий, бюджетных инвестиций и взносов в уставные капиталы, содержащие авансовые платежи;
Статья: Особенности, проблемы и пути их решения при строительстве в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)1) авансы по контрактам, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, получателями взносов в уставные капиталы за счет этих субсидий;
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)1) авансы по контрактам, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, получателями взносов в уставные капиталы за счет этих субсидий;
Статья: Государство как инвестор: бюджетно-правовой аспект
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Бюджетное законодательство содержит несколько инструментов реализации инвестиционного потенциала государства, что может проявляться через предоставление субъектам предпринимательской деятельности бюджетных субсидий и бюджетных инвестиций, государственных гарантий, создание инвестиционных <7> и дорожных <8> фондов, приобретения основных средств для конкретного государственного унитарного предприятия. Предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы признается в научной литературе рискоемкими направлениями бюджетных расходов <9>. Вместе с тем учеными также отмечается, что в современных социально-экономических условиях при дефиците бюджета такие меры поддержки экономики являются вполне оправданными <10>, что было продемонстрировано в правоприменительной практике в период обострения санкционного давления <11>. Как справедливо подчеркивает А.С. Гуркин, использование финансово-правовых норм позволяет влиять на экономическую ситуацию, в том числе нивелировать неблагоприятные последствия в связи с санкциями <12>.
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Бюджетное законодательство содержит несколько инструментов реализации инвестиционного потенциала государства, что может проявляться через предоставление субъектам предпринимательской деятельности бюджетных субсидий и бюджетных инвестиций, государственных гарантий, создание инвестиционных <7> и дорожных <8> фондов, приобретения основных средств для конкретного государственного унитарного предприятия. Предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы признается в научной литературе рискоемкими направлениями бюджетных расходов <9>. Вместе с тем учеными также отмечается, что в современных социально-экономических условиях при дефиците бюджета такие меры поддержки экономики являются вполне оправданными <10>, что было продемонстрировано в правоприменительной практике в период обострения санкционного давления <11>. Как справедливо подчеркивает А.С. Гуркин, использование финансово-правовых норм позволяет влиять на экономическую ситуацию, в том числе нивелировать неблагоприятные последствия в связи с санкциями <12>.
Готовое решение: Как отражать средства целевого финансирования в бухгалтерском учете
(КонсультантПлюс, 2025)бюджетные инвестиции, в результате получения которых увеличивается уставный (складочный) капитал получившей их организации. По экономическому содержанию это оплата размещаемых акций (долей, паев);
(КонсультантПлюс, 2025)бюджетные инвестиции, в результате получения которых увеличивается уставный (складочный) капитал получившей их организации. По экономическому содержанию это оплата размещаемых акций (долей, паев);
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В целях выполнения своих задач и функций государственные и муниципальные органы осуществляют закупки товаров, работ и услуг (далее - продукция) на основании государственных (муниципальных) контрактов, а также предоставляют юридическим и физическим лицам субсидии, бюджетные инвестиции, взносы в уставные (складочные) капиталы и вклады в имущество, не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы (далее - целевые средства), за счет бюджетных средств.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В целях выполнения своих задач и функций государственные и муниципальные органы осуществляют закупки товаров, работ и услуг (далее - продукция) на основании государственных (муниципальных) контрактов, а также предоставляют юридическим и физическим лицам субсидии, бюджетные инвестиции, взносы в уставные (складочные) капиталы и вклады в имущество, не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы (далее - целевые средства), за счет бюджетных средств.