Бюджетное правило
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетное правило (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)2. При казначейском сопровождении ведение и использование лицевого счета (режим лицевого счета) осуществляются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, Правилами казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024 (далее - БК РФ, Правила N 2024).
(КонсультантПлюс, 2025)2. При казначейском сопровождении ведение и использование лицевого счета (режим лицевого счета) осуществляются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, Правилами казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024 (далее - БК РФ, Правила N 2024).
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов"
(утв. Банком России)В целом ответственная бюджетная политика - одно из необходимых условий ценовой стабильности. Такая политика обеспечивается в том числе за счет бюджетного правила. Особенно это актуально для экономик стран, богатых природными ресурсами. В таких странах бюджетное правило позволяет ограничить влияние сырьевого цикла на экономику. Оно повышает стабильность совокупного спроса в экономике и уменьшает его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. В результате снижается неопределенность в экономике и растет макроэкономическая, в том числе ценовая, стабильность. Применение бюджетного правила также уменьшает колебания реального эффективного курса из-за изменения конъюнктуры сырьевого рынка. Это способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров и развитию производства в несырьевых секторах.
(утв. Банком России)В целом ответственная бюджетная политика - одно из необходимых условий ценовой стабильности. Такая политика обеспечивается в том числе за счет бюджетного правила. Особенно это актуально для экономик стран, богатых природными ресурсами. В таких странах бюджетное правило позволяет ограничить влияние сырьевого цикла на экономику. Оно повышает стабильность совокупного спроса в экономике и уменьшает его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. В результате снижается неопределенность в экономике и растет макроэкономическая, в том числе ценовая, стабильность. Применение бюджетного правила также уменьшает колебания реального эффективного курса из-за изменения конъюнктуры сырьевого рынка. Это способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров и развитию производства в несырьевых секторах.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Разница между нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный, прогнозируемых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю либо поступившими в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, и базовыми нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный, базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого либо фактически сложившегося за отчетный финансовый год обменного курса доллара США к рублю, принимающая:
(ред. от 31.07.2025)3. Разница между нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный, прогнозируемых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю либо поступившими в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, и базовыми нефтегазовыми доходами федерального бюджета, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный, базовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 и прогнозируемого либо фактически сложившегося за отчетный финансовый год обменного курса доллара США к рублю, принимающая:
Готовое решение: Налоговые риски
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельный риск - привлечение должностных лиц организации или ИП к административной или уголовной ответственности (ст. ст. 15.3 - 15.6, 15.11 КоАП РФ, ст. ст. 199 - 199.2 УК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Отдельный риск - привлечение должностных лиц организации или ИП к административной или уголовной ответственности (ст. ст. 15.3 - 15.6, 15.11 КоАП РФ, ст. ст. 199 - 199.2 УК РФ).
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за представление недостоверных сведений в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)административное наказание - если недостоверные сведения оказались в документах из-за искажения данных бухучета, нарушения правил бюджетного (бухгалтерского) учета и это привело к занижению налога (ст. ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)административное наказание - если недостоверные сведения оказались в документах из-за искажения данных бухучета, нарушения правил бюджетного (бухгалтерского) учета и это привело к занижению налога (ст. ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ);
Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Отзыв КОО и переведенного КОО осуществляется по соответствующему заявлению. Получатель бюджетных средств (получатель КОО) представляет его в территориальный орган по месту открытия лицевого счета получателя бюджетных средств (п. 2 Правил N 2479).
(КонсультантПлюс, 2025)Отзыв КОО и переведенного КОО осуществляется по соответствующему заявлению. Получатель бюджетных средств (получатель КОО) представляет его в территориальный орган по месту открытия лицевого счета получателя бюджетных средств (п. 2 Правил N 2479).
Готовое решение: Как рассчитывать налог на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговой базой является прибыль, выраженная в рублях (п. 3 ст. 248, п. 5 ст. 252, п. 1 ст. 274 НК РФ). Обычно это разница между доходами и расходами. Она определяется нарастающим итогом с начала года. Нарастающий итог означает, что доходы (расходы) отчетных периодов складываются от квартала к кварталу, увеличиваются и к концу года образуют суммарную прибыль за год, если доходы превысили расходы (п. 7 ст. 274, п. п. 1, 2 ст. 285 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговой базой является прибыль, выраженная в рублях (п. 3 ст. 248, п. 5 ст. 252, п. 1 ст. 274 НК РФ). Обычно это разница между доходами и расходами. Она определяется нарастающим итогом с начала года. Нарастающий итог означает, что доходы (расходы) отчетных периодов складываются от квартала к кварталу, увеличиваются и к концу года образуют суммарную прибыль за год, если доходы превысили расходы (п. 7 ст. 274, п. п. 1, 2 ст. 285 НК РФ).
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)<2> Данная норма закрепляет общее бюджетное правило, согласно которому в случае недостаточности в системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)<2> Данная норма закрепляет общее бюджетное правило, согласно которому в случае недостаточности в системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Информация: Комментарий к среднесрочному прогнозу Банка России
("Официальный сайт Банка России", 2024)- Бюджетная политика. Бюджетные предпосылки базового сценария опираются на внесенные в Государственную Думу Российской Федерации Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов и поправки к Закону о бюджете на 2024 год с учетом макроэкономических параметров прогноза Банка России. На прогнозном горизонте ожидается постепенная нормализация бюджетной политики с возвратом к формированию расходов в соответствии с долгосрочными параметрами бюджетного правила <6>.
("Официальный сайт Банка России", 2024)- Бюджетная политика. Бюджетные предпосылки базового сценария опираются на внесенные в Государственную Думу Российской Федерации Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов и поправки к Закону о бюджете на 2024 год с учетом макроэкономических параметров прогноза Банка России. На прогнозном горизонте ожидается постепенная нормализация бюджетной политики с возвратом к формированию расходов в соответствии с долгосрочными параметрами бюджетного правила <6>.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)3) Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2483 "Об утверждении Правил проведения бюджетного мониторинга и применения мер реагирования в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения";
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)3) Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2483 "Об утверждении Правил проведения бюджетного мониторинга и применения мер реагирования в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения";
Статья: Правовые вопросы регулирования российского финансового рынка
(Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Сегодня вопросы взаимодействия кредитного и бюджетного механизмов практически не отражены в законодательстве. Координации инструментов денежно-кредитной и бюджетной политики посвящены лишь ст. 22 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которой Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении; гл. 13.2 БК РФ, закрепляющая механизм взаимодействия Банка России и Министерства финансов РФ в рамках бюджетного правила.
(Васянина Е.Л.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Сегодня вопросы взаимодействия кредитного и бюджетного механизмов практически не отражены в законодательстве. Координации инструментов денежно-кредитной и бюджетной политики посвящены лишь ст. 22 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которой Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении; гл. 13.2 БК РФ, закрепляющая механизм взаимодействия Банка России и Министерства финансов РФ в рамках бюджетного правила.
Статья: "Гонка вооружений" цифровыми валютами центральных банков
(Брыкин К.И.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Последствия данного пакета санкций могут быть самые разнообразные: спад экспорта и импорта из-за сложностей с оплатой в соответствующих валютах, профицит рублевой денежной массы, который может спровоцировать инфляционные процессы, формирование "серого" валютного рынка на внебиржевых торгах с колоссальными комиссиями посредников, возможные ограничения со стороны китайских финансовых институтов, опасающихся вторичных санкций, либо более невыгодные для российской стороны условия сотрудничества. К тому же в настоящий момент отсутствует понимание дальнейших финансово-правовых инструментов, которые будут использовать Банк России и Минфин в сфере валютных интервенций, бюджетного правила и инвестирования средств ФНБ.
(Брыкин К.И.)
("Финансовое право", 2024, N 8)Последствия данного пакета санкций могут быть самые разнообразные: спад экспорта и импорта из-за сложностей с оплатой в соответствующих валютах, профицит рублевой денежной массы, который может спровоцировать инфляционные процессы, формирование "серого" валютного рынка на внебиржевых торгах с колоссальными комиссиями посредников, возможные ограничения со стороны китайских финансовых институтов, опасающихся вторичных санкций, либо более невыгодные для российской стороны условия сотрудничества. К тому же в настоящий момент отсутствует понимание дальнейших финансово-правовых инструментов, которые будут использовать Банк России и Минфин в сфере валютных интервенций, бюджетного правила и инвестирования средств ФНБ.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В п. 8 ст. 231 Закона о банкротстве предусмотрено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах и (или) бюджетное законодательство правило пропорционального удовлетворения требований, предусмотренных п. 4 ст. 84 Закона о банкротстве, распространяется только на требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченных органов по денежным обязательствам. Было бы правильно внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство, предусматривающие, что обязанность по уплате налогов и сборов, в случае банкротства налогоплательщика, исполняется по правилам Закона о банкротстве.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В п. 8 ст. 231 Закона о банкротстве предусмотрено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах и (или) бюджетное законодательство правило пропорционального удовлетворения требований, предусмотренных п. 4 ст. 84 Закона о банкротстве, распространяется только на требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченных органов по денежным обязательствам. Было бы правильно внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство, предусматривающие, что обязанность по уплате налогов и сборов, в случае банкротства налогоплательщика, исполняется по правилам Закона о банкротстве.