Бюджетная дисциплина
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетная дисциплина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формирование и развитие доктрин о соотношении международного и национального права
(Самович Ю.В., Марухно Е.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)Самович Юлия Владимировна, доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия". Казанский филиал.
(Самович Ю.В., Марухно Е.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2022, N 3)Самович Юлия Владимировна, доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия". Казанский филиал.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 18.09.1996 N 1363
"Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей"18 сентября 1996 года N 1363
"Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей"18 сентября 1996 года N 1363
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Контрольная функция. В учете создается информационная база для осуществления предварительного (до совершения хозяйственных операций), текущего (во время их осуществления) и последующего (после совершения хозяйственных операций) контроля. По данным учета осуществляется как внешний, так и внутренний контроль. Государственные органы контролируют сельскохозяйственные организации по вопросам соблюдения налогового законодательства (точность начисления и своевременность уплаты налогов), целевого использования бюджетных ассигнований; банки осуществляют контроль за соблюдением кассовой дисциплины. В условиях становления рынка происходит интеграция функций учета и контроля. Осуществляя учет, работники бухгалтерии контролируют деятельность различных подразделений; рациональность использования земельных, трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Путем проведения инвентаризаций бухгалтерия осуществляет контроль за сохранностью собственности организации.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Контрольная функция. В учете создается информационная база для осуществления предварительного (до совершения хозяйственных операций), текущего (во время их осуществления) и последующего (после совершения хозяйственных операций) контроля. По данным учета осуществляется как внешний, так и внутренний контроль. Государственные органы контролируют сельскохозяйственные организации по вопросам соблюдения налогового законодательства (точность начисления и своевременность уплаты налогов), целевого использования бюджетных ассигнований; банки осуществляют контроль за соблюдением кассовой дисциплины. В условиях становления рынка происходит интеграция функций учета и контроля. Осуществляя учет, работники бухгалтерии контролируют деятельность различных подразделений; рациональность использования земельных, трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Путем проведения инвентаризаций бухгалтерия осуществляет контроль за сохранностью собственности организации.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<1> Компетенцией по рассмотрению и разрешению правовых споров в сфере финансов наделены счетные палаты, Суд финансовой и бюджетной дисциплины, по социальным вопросам - Национальный суд по вопросам права убежища, Высший совет по вопросам образования, ведомственные комиссии по делам лиц с ограниченными возможностями и др.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)<1> Компетенцией по рассмотрению и разрешению правовых споров в сфере финансов наделены счетные палаты, Суд финансовой и бюджетной дисциплины, по социальным вопросам - Национальный суд по вопросам права убежища, Высший совет по вопросам образования, ведомственные комиссии по делам лиц с ограниченными возможностями и др.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Тем не менее некоторые авторы выводят доктринальное определение бюджетного контроля. Например, Н.А. Саттарова под бюджетным контролем понимает вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса <461>. М.В. Романовский и О.В. Врублевская бюджетный контроль понимают как составную часть финансово-экономического контроля, совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины <462>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Тем не менее некоторые авторы выводят доктринальное определение бюджетного контроля. Например, Н.А. Саттарова под бюджетным контролем понимает вид государственного финансового контроля, осуществляемый в сфере бюджетной деятельности, направленный на установление законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса <461>. М.В. Романовский и О.В. Врублевская бюджетный контроль понимают как составную часть финансово-экономического контроля, совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов Российской Федерации, ее субъектов и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины <462>.
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Кроме того, актуальность темы настоящего исследования связана с такими значимыми потребностями, как интеграция контрольной системы с управленческими процессами, развитие кадровых ресурсов и цифровизация деятельности бюджетных учреждений. При эффективной модели внутреннего контроля возрастает как уровень финансовой дисциплины, так и стабильность деятельности организаций бюджетного сектора.
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Кроме того, актуальность темы настоящего исследования связана с такими значимыми потребностями, как интеграция контрольной системы с управленческими процессами, развитие кадровых ресурсов и цифровизация деятельности бюджетных учреждений. При эффективной модели внутреннего контроля возрастает как уровень финансовой дисциплины, так и стабильность деятельности организаций бюджетного сектора.
Статья: Немотивированность решения как самостоятельное основание отмены судом апелляционной инстанции
(Кайль Я.Я.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)Кайль Янина Яковлевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградского института управления - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", директор Центра бесплатной правовой помощи.
(Кайль Я.Я.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)Кайль Янина Яковлевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградского института управления - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", директор Центра бесплатной правовой помощи.
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)В контексте усиления внешнеэкономических ограничений, усложнения задач, возлагаемых на таможенную систему, и ужесточения требований к бюджетной дисциплине вопрос повышения эффективности расходования государственных ресурсов требует системного научного переосмысления.
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)В контексте усиления внешнеэкономических ограничений, усложнения задач, возлагаемых на таможенную систему, и ужесточения требований к бюджетной дисциплине вопрос повышения эффективности расходования государственных ресурсов требует системного научного переосмысления.
Статья: О механизме совершенствования бухгалтерского учета и отчетности подведомственных образовательных учреждений Министерства культуры Российской Федерации
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)2. Основная причина такого положения - в отсутствии представления о механизме формирования бухгалтерского учета и отчетности, и это обосновывает необходимость систематизации центров выработки решений по поводу совершенствования учета и отчетности в части решения проблем, "касающихся неоправданно высоких расходов наведение бухгалтерского учета, систематических нарушений бюджетного законодательства и финансовой дисциплины, вызванных, в свою очередь, отсутствием квалифицированных сотрудников бухгалтерских служб в бюджетной сфере" [19].
(Кумехов К.К., Петровская М.В., Кумехов Г.К.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 6)2. Основная причина такого положения - в отсутствии представления о механизме формирования бухгалтерского учета и отчетности, и это обосновывает необходимость систематизации центров выработки решений по поводу совершенствования учета и отчетности в части решения проблем, "касающихся неоправданно высоких расходов наведение бухгалтерского учета, систематических нарушений бюджетного законодательства и финансовой дисциплины, вызванных, в свою очередь, отсутствием квалифицированных сотрудников бухгалтерских служб в бюджетной сфере" [19].
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Если говорить о первых бюджетах советской власти, то отметим, что бюджет на 1917 г. не был утвержден, к решению данной задачи советская власть приступила только в январе 1918 г. В этот период СНК предписал всем комиссариатам приступить к составлению смет на январь - июнь 1918 г. и в кратчайший срок представить их на утверждение. Первый советский бюджет на январь - июнь 1918 г. был утвержден СНК 11 июля 1918 г. Он положил начало системе полугодовых бюджетов, просуществовавшей в течение 1918 - 1919 гг. Первая Конституция РСФСР (1918 г.) закрепила цели и задачи финансовой политики, основные начала бюджетного устройства, бюджетные права центральных и местных органов власти, основы бюджетной дисциплины. В соответствии со ст. 80, 86 Конституции 1918 г. бюджетная система РСФСР состояла из общегосударственного и местных бюджетов, последние подразделялись на губернские, областные, уездные, городские, волостные и сельские. В 1920 - 1921 гг. произошел возврат к годовым бюджетам <1>.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Если говорить о первых бюджетах советской власти, то отметим, что бюджет на 1917 г. не был утвержден, к решению данной задачи советская власть приступила только в январе 1918 г. В этот период СНК предписал всем комиссариатам приступить к составлению смет на январь - июнь 1918 г. и в кратчайший срок представить их на утверждение. Первый советский бюджет на январь - июнь 1918 г. был утвержден СНК 11 июля 1918 г. Он положил начало системе полугодовых бюджетов, просуществовавшей в течение 1918 - 1919 гг. Первая Конституция РСФСР (1918 г.) закрепила цели и задачи финансовой политики, основные начала бюджетного устройства, бюджетные права центральных и местных органов власти, основы бюджетной дисциплины. В соответствии со ст. 80, 86 Конституции 1918 г. бюджетная система РСФСР состояла из общегосударственного и местных бюджетов, последние подразделялись на губернские, областные, уездные, городские, волостные и сельские. В 1920 - 1921 гг. произошел возврат к годовым бюджетам <1>.