Бортовой коносамент
Подборка наиболее важных документов по запросу Бортовой коносамент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Воздействие нарративов на формирование мягкого права в сфере предпринимательской деятельности
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2023, N 6)Развитие. Этот вид воздействия нарративов тесно связан с предыдущим, поскольку на основе оценки действенности мягкого права происходит его эволюция. Истории предпринимательской деятельности при их неоднократном повторении могут повлечь за собой корректировку положений мягкого права. Так, термин "Инкотермс FCA" (франко-перевозчик) на протяжении долгого времени его применения вызывал проблемы у продавцов, связанные с получением оплаты в случае отправки товара морским транспортом. Поскольку поставка по условиям FCA завершается до погрузки товара на борт корабля, получение бортового коносамента (который требуется по правилам международных расчетов аккредитивами) осложнялось тем, что перевозчик, во-первых, мог выдать бортовой коносамент только после полной погрузки товара на борт судна, и, во-вторых, тем, что продавец не является стороной договора перевозки и, как следствие, у перевозчика нет обязанности предоставлять ему коносамент. Такое положение дел очевидно не соответствовало требованиям гражданского оборота, в связи с чем, чтобы учесть эту ситуацию, в Инкотермс 2020 г. появились дополнительные возможности у сторон договора FCA, в частности, они могут договориться, что покупатель даст указание перевозчику о выдаче продавцу бортового коносамента после погрузки товара на борт судна, а продавец, в свою очередь, обязуется передать коносамент покупателю (как правило, после получения оплаты по аккредитиву в банке). В такой ситуации становится очевидным, как истории предпринимательской практики повлияли на эволюцию Инкотермс.
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2023, N 6)Развитие. Этот вид воздействия нарративов тесно связан с предыдущим, поскольку на основе оценки действенности мягкого права происходит его эволюция. Истории предпринимательской деятельности при их неоднократном повторении могут повлечь за собой корректировку положений мягкого права. Так, термин "Инкотермс FCA" (франко-перевозчик) на протяжении долгого времени его применения вызывал проблемы у продавцов, связанные с получением оплаты в случае отправки товара морским транспортом. Поскольку поставка по условиям FCA завершается до погрузки товара на борт корабля, получение бортового коносамента (который требуется по правилам международных расчетов аккредитивами) осложнялось тем, что перевозчик, во-первых, мог выдать бортовой коносамент только после полной погрузки товара на борт судна, и, во-вторых, тем, что продавец не является стороной договора перевозки и, как следствие, у перевозчика нет обязанности предоставлять ему коносамент. Такое положение дел очевидно не соответствовало требованиям гражданского оборота, в связи с чем, чтобы учесть эту ситуацию, в Инкотермс 2020 г. появились дополнительные возможности у сторон договора FCA, в частности, они могут договориться, что покупатель даст указание перевозчику о выдаче продавцу бортового коносамента после погрузки товара на борт судна, а продавец, в свою очередь, обязуется передать коносамент покупателю (как правило, после получения оплаты по аккредитиву в банке). В такой ситуации становится очевидным, как истории предпринимательской практики повлияли на эволюцию Инкотермс.
Статья: Самый первый Инкотермс. Международные правила толкования торговых терминов - публикация Международной торговой палаты 26 июня 1936 года N 92 (введение и русский перевод)
(Белов В.А.)
("Закон", 2022, N 6)<17> Дословно "until such time as they shall have effectively passed the ship's rail", т.е. до того времени, пока товары не пересекут поручни судна или - ограждение из тросов или канатов, натянутых по периметру судовых бортов. Естественно, момент пересечения очередным грузовым тюком поручней судна никто никогда не наблюдает, не определяет и не фиксирует; в практическом отношении обязанности продавца по условиям FOB прекращаются в момент полного завершения погрузки всех товаров и их размещения на судне, т.е. в момент поступления товаров, погруженных на борт определенного судна, в сферу контроля перевозчика, нанятого покупателем или за его счет и риск. Этот момент удостоверяется документом, выдаваемым перевозчиком, - погрузочным ордером или штурманской распиской; на основании одного из этих документов впоследствии выдается бортовой коносамент. - Прим. пер.
(Белов В.А.)
("Закон", 2022, N 6)<17> Дословно "until such time as they shall have effectively passed the ship's rail", т.е. до того времени, пока товары не пересекут поручни судна или - ограждение из тросов или канатов, натянутых по периметру судовых бортов. Естественно, момент пересечения очередным грузовым тюком поручней судна никто никогда не наблюдает, не определяет и не фиксирует; в практическом отношении обязанности продавца по условиям FOB прекращаются в момент полного завершения погрузки всех товаров и их размещения на судне, т.е. в момент поступления товаров, погруженных на борт определенного судна, в сферу контроля перевозчика, нанятого покупателем или за его счет и риск. Этот момент удостоверяется документом, выдаваемым перевозчиком, - погрузочным ордером или штурманской распиской; на основании одного из этих документов впоследствии выдается бортовой коносамент. - Прим. пер.
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)2. После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза.
(ред. от 24.06.2025)2. После того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза.
"Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года"
(вместе с "Протоколом подписания")
(заключена в г. Брюсселе 25.08.1924)
(с изм. от 21.12.1979)7. После того как грузы погружены, коносамент, который должен быть выдан отправителю перевозчиком, капитаном или агентом перевозчика, должен быть, если этого требует отправитель, "бортовым" коносаментом, при условии, что отправитель, если он до этого получил какой-либо товарораспорядительный документ на тот же груз, возвратит этот документ в обмен на выдачу "бортового" коносамента. Однако, по усмотрению перевозчика, в таком товарораспорядительном документе могут быть в порту погрузки сделаны перевозчиком, капитаном или агентом перевозчика отметки о названии судна или судов, на которые грузы погружены, о дате или датах отправки, и, будучи таким образом помеченным, этот документ, если он содержит данные, указанные в пункте 3 статьи 3, должен считаться для целей этой статьи "бортовым" коносаментом.
(вместе с "Протоколом подписания")
(заключена в г. Брюсселе 25.08.1924)
(с изм. от 21.12.1979)7. После того как грузы погружены, коносамент, который должен быть выдан отправителю перевозчиком, капитаном или агентом перевозчика, должен быть, если этого требует отправитель, "бортовым" коносаментом, при условии, что отправитель, если он до этого получил какой-либо товарораспорядительный документ на тот же груз, возвратит этот документ в обмен на выдачу "бортового" коносамента. Однако, по усмотрению перевозчика, в таком товарораспорядительном документе могут быть в порту погрузки сделаны перевозчиком, капитаном или агентом перевозчика отметки о названии судна или судов, на которые грузы погружены, о дате или датах отправки, и, будучи таким образом помеченным, этот документ, если он содержит данные, указанные в пункте 3 статьи 3, должен считаться для целей этой статьи "бортовым" коносаментом.
Статья: Сравнительный анализ отраслевого российского законодательства в сфере договорных отношений регулирования грузоперевозок на транспорте
(Судакова О.В.)
("Транспортное право", 2023, N 3)Однако формой договора морской перевозки данный документ не является. Существуют разные виды этого документа, чаще всего в классификации выделяется бортовой и небортовой коносамент.
(Судакова О.В.)
("Транспортное право", 2023, N 3)Однако формой договора морской перевозки данный документ не является. Существуют разные виды этого документа, чаще всего в классификации выделяется бортовой и небортовой коносамент.