Бонус за объем продаж
Подборка наиболее важных документов по запросу Бонус за объем продаж (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение инспекции в части уменьшения предъявленного к возмещению НДС, частичного отказа в его возмещении и требования о возврате в бюджет излишне полученных средств. Налоговый орган также привлек общество к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на то, что оно получало от контрагентов премии за выполнение условий договоров поставки лекарственных препаратов, при этом не корректировало налогооблагаемую базу по НДС. Суд установил, что при соблюдении определенных условий договоров поставки, достижении согласованного сторонами договора поставки объема закупки товара общество получало от поставщиков товара премии (поощрительные выплаты) путем приобретения права требований общества к продавцам, суммы исчисленных премий относило в состав внереализационных доходов. Последующие партии товаров были оплачены зачетом права требования общества к соответствующему продавцу на стоимость полученного товара, при этом продавцы не уменьшали цену реализации товара, не корректировали налогооблагаемую базу при исчислении НДС в сторону уменьшения. Суд первой инстанции пришел к выводу, что премии, полученные обществом от его поставщиков за выполнение условий договоров поставки, непосредственно связаны с поставками товара, следовательно, являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товара, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. Суд кассационной инстанции, удовлетворяя требования общества, указал, что предоставление премий и бонусов обусловлено совершением обществом конкретных встречных действий: выполнением плана отгрузок, закупкой определенного количества товара, соблюдением финансовой дисциплины. Интерес поставщиков при этом заключается в обеспечении и повышении объемов продаж, сохранении (расширении) доли рынка. Договоры общества с поставщиками не содержат условий о выплате премий и бонусов посредством передачи покупателю дополнительных (бонусных) товаров бесплатно, не содержат элементов других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии (вознаграждения). Из обстоятельств дела не следует, что по факту цена товара в связи с выплатой обществу премий (бонусов) изменялась. Премии выплачивались после погашения задолженности за уже поставленный товар и не могли учитываться в стоимости поставленного товара.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение инспекции в части уменьшения предъявленного к возмещению НДС, частичного отказа в его возмещении и требования о возврате в бюджет излишне полученных средств. Налоговый орган также привлек общество к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на то, что оно получало от контрагентов премии за выполнение условий договоров поставки лекарственных препаратов, при этом не корректировало налогооблагаемую базу по НДС. Суд установил, что при соблюдении определенных условий договоров поставки, достижении согласованного сторонами договора поставки объема закупки товара общество получало от поставщиков товара премии (поощрительные выплаты) путем приобретения права требований общества к продавцам, суммы исчисленных премий относило в состав внереализационных доходов. Последующие партии товаров были оплачены зачетом права требования общества к соответствующему продавцу на стоимость полученного товара, при этом продавцы не уменьшали цену реализации товара, не корректировали налогооблагаемую базу при исчислении НДС в сторону уменьшения. Суд первой инстанции пришел к выводу, что премии, полученные обществом от его поставщиков за выполнение условий договоров поставки, непосредственно связаны с поставками товара, следовательно, являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товара, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. Суд кассационной инстанции, удовлетворяя требования общества, указал, что предоставление премий и бонусов обусловлено совершением обществом конкретных встречных действий: выполнением плана отгрузок, закупкой определенного количества товара, соблюдением финансовой дисциплины. Интерес поставщиков при этом заключается в обеспечении и повышении объемов продаж, сохранении (расширении) доли рынка. Договоры общества с поставщиками не содержат условий о выплате премий и бонусов посредством передачи покупателю дополнительных (бонусных) товаров бесплатно, не содержат элементов других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии (вознаграждения). Из обстоятельств дела не следует, что по факту цена товара в связи с выплатой обществу премий (бонусов) изменялась. Премии выплачивались после погашения задолженности за уже поставленный товар и не могли учитываться в стоимости поставленного товара.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: НДС: Налоговый орган доначислил НДС на суммы полученных премий за выполнение условий договора (плана продаж)
(КонсультантПлюс, 2025)Как доказать, что премии за достижение объема (выполнение плана) продаж фактически не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и не изменяют закупочную цену товаров
(КонсультантПлюс, 2025)Как доказать, что премии за достижение объема (выполнение плана) продаж фактически не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и не изменяют закупочную цену товаров
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая природа бонусов покупателю по договору поставки и их место в системе способов прекращения обязательств
(Челышева Н.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 6)В настоящее время в сфере торгового оборота широкое распространение получила практика начисления поставщиком покупателю бонусов за реализацию объемов продаж товаров, на которых размещены бренды поставщика. Такие условия характерны как для дистрибьюторских договоров, так и для иных отношений поставки, где покупатель приобретает товары поставщика для последующей реализации от своего имени с указанием средств индивидуализации поставщика. Как правило, в подобных договорах прописываются условия, при которых покупатель может претендовать на бонусы (например, "единица проданного товара равна десяти бонусам/рублям"), а также основания для отказа поставщиком в начислении бонусов покупателю.
(Челышева Н.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 6)В настоящее время в сфере торгового оборота широкое распространение получила практика начисления поставщиком покупателю бонусов за реализацию объемов продаж товаров, на которых размещены бренды поставщика. Такие условия характерны как для дистрибьюторских договоров, так и для иных отношений поставки, где покупатель приобретает товары поставщика для последующей реализации от своего имени с указанием средств индивидуализации поставщика. Как правило, в подобных договорах прописываются условия, при которых покупатель может претендовать на бонусы (например, "единица проданного товара равна десяти бонусам/рублям"), а также основания для отказа поставщиком в начислении бонусов покупателю.
Статья: Как рассчитать убытки за некачественное исполнение договора
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 9)В исковых требованиях дистрибьютор рассчитал упущенную выгоду на основании заключенного бонусного соглашения. По условиям этого соглашения для увеличения объемов продаж фармкомпания обязалась выплатить дистрибьютору бонусы в размере 16,5% от суммы заключенного договора. Дистрибьютор обосновал размер упущенной выгоды тем, что, если бы его право не было бы нарушено, он мог получить прибыль в размере не менее 16,5% от суммы договора (Определение ВС РФ от 07.12.2015 по делу N 305-ЭС15-4533).
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 9)В исковых требованиях дистрибьютор рассчитал упущенную выгоду на основании заключенного бонусного соглашения. По условиям этого соглашения для увеличения объемов продаж фармкомпания обязалась выплатить дистрибьютору бонусы в размере 16,5% от суммы заключенного договора. Дистрибьютор обосновал размер упущенной выгоды тем, что, если бы его право не было бы нарушено, он мог получить прибыль в размере не менее 16,5% от суммы договора (Определение ВС РФ от 07.12.2015 по делу N 305-ЭС15-4533).
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2017 N 1877-р
(ред. от 30.04.2019)
<Об утверждении Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года>В случае сохранения благоприятных макроэкономических факторов (конкурентоспособный уровень зарплат и оптимальный курс рубля), высокой динамики спроса на ключевых экспортных рынках, создания зоны свободной торговли с 5 - 8 процентами мирового рынка, реализации системы налоговых бонусов (вычетов) за экспортные поставки, реализации программы развития поставщиков, а также успешного заключения специальных инвестиционных контрактов с международными автопроизводителями на производство модели для глобальных рынков объем экспорта автомобилей и компонентов может достигнуть 7,8 млрд. долларов США (оптимистический сценарий).
(ред. от 30.04.2019)
<Об утверждении Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года>В случае сохранения благоприятных макроэкономических факторов (конкурентоспособный уровень зарплат и оптимальный курс рубля), высокой динамики спроса на ключевых экспортных рынках, создания зоны свободной торговли с 5 - 8 процентами мирового рынка, реализации системы налоговых бонусов (вычетов) за экспортные поставки, реализации программы развития поставщиков, а также успешного заключения специальных инвестиционных контрактов с международными автопроизводителями на производство модели для глобальных рынков объем экспорта автомобилей и компонентов может достигнуть 7,8 млрд. долларов США (оптимистический сценарий).
Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 N 1044
(ред. от 30.12.2018)
"Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования"Регрессное требование Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии подлежит удовлетворению в течение 5 рабочих дней со дня его предъявления принципалу.
(ред. от 30.12.2018)
"Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования"Регрессное требование Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии подлежит удовлетворению в течение 5 рабочих дней со дня его предъявления принципалу.
Статья: Учет в расходах по прибыли премий покупателям
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Обратите внимание! Во внереализационных расходах компания может отражать только те премии, которые были перечислены деловому партнеру в рамках договора. Например, вы можете перечислить бонус за выполненный другой стороной контракта согласованный объем закупок или точность соблюдения графика, самовывоз и за другие условия.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 7)Обратите внимание! Во внереализационных расходах компания может отражать только те премии, которые были перечислены деловому партнеру в рамках договора. Например, вы можете перечислить бонус за выполненный другой стороной контракта согласованный объем закупок или точность соблюдения графика, самовывоз и за другие условия.
Готовое решение: Как продавцу на УСН учесть скидки покупателям
(КонсультантПлюс, 2025)Если скидка изменяет цену, вы можете отразить доход от продажи продовольственных товаров за минусом скидки - так же, как и по другим товарам (работам, услугам).
(КонсультантПлюс, 2025)Если скидка изменяет цену, вы можете отразить доход от продажи продовольственных товаров за минусом скидки - так же, как и по другим товарам (работам, услугам).
Корреспонденция счетов: Как отражаются в бухгалтерском учете организации (покупателя) получение и реализация непродовольственного товара, полученного от поставщика в качестве бонуса за выполнение условий договора поставки?..
(Консультация эксперта, 2025)Как отражаются в бухгалтерском учете организации (покупателя) получение и реализация непродовольственного товара, полученного от поставщика в качестве бонуса за выполнение условий договора поставки?
(Консультация эксперта, 2025)Как отражаются в бухгалтерском учете организации (покупателя) получение и реализация непродовольственного товара, полученного от поставщика в качестве бонуса за выполнение условий договора поставки?
Статья: Деньги от контрагента сверх цены договора: нужно ли облагать НДС?
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 15)Ситуация 2. Премия (бонус) выплачивается стороне, приобретающей товары, - покупателю или заказчику. Такие суммы также могут выплачиваться покупателю (заказчику) за выполнение определенных условий договора. Например, за достижение определенного объема закупок товаров, выполнение условий бонусных программ, досрочную оплату товаров. И чаще всего они являются лишь мерой его стимулирования. Поскольку в рамках договора покупатель (заказчик) ничего не реализует, в его налоговую базу они не включаются <17>.
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 15)Ситуация 2. Премия (бонус) выплачивается стороне, приобретающей товары, - покупателю или заказчику. Такие суммы также могут выплачиваться покупателю (заказчику) за выполнение определенных условий договора. Например, за достижение определенного объема закупок товаров, выполнение условий бонусных программ, досрочную оплату товаров. И чаще всего они являются лишь мерой его стимулирования. Поскольку в рамках договора покупатель (заказчик) ничего не реализует, в его налоговую базу они не включаются <17>.
Статья: Защита и коммерциализация фирменного наименования компании
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)2) формирование дополнительных рынков сбыта и увеличение объемов продаж. Как правило, в договоре франшизы прописывается обязанность франчайзи с определенной регулярностью закупать определенные партии товара франчайзера, поэтому у владельца товарного знака появляется дополнительный постоянный рынок сбыта своей продукции;
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)2) формирование дополнительных рынков сбыта и увеличение объемов продаж. Как правило, в договоре франшизы прописывается обязанность франчайзи с определенной регулярностью закупать определенные партии товара франчайзера, поэтому у владельца товарного знака появляется дополнительный постоянный рынок сбыта своей продукции;
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-поставщика, применяющей УСН (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов") и освобожденной от обязанности плательщика НДС по ст. 145 НК РФ, предоставление покупателю премии (бонуса) за достижение определенного объема закупок непродовольственных товаров, если указанная премия предусмотрена договором поставки, не изменяет цену поставляемых товаров и по соглашению сторон засчитана в качестве аванса, полученного от покупателя в счет поставки следующей партии товара?..
(Консультация эксперта, 2025)Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы организацией, применяющей УСН, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ и является закрытым. Такой вид расходов, как премии (бонусы), уплачиваемые покупателю за достижение им определенного объема покупок, в данном перечне расходов не содержится. Следовательно, расходы в виде предоставленной премии при исчислении налога не учитываются. Аналогичная позиция в отношении предоставленной потребителям скидки выражена в Письме Минфина России от 01.06.2018 N 03-11-06/2/37590 <*>.
(Консультация эксперта, 2025)Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы организацией, применяющей УСН, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ и является закрытым. Такой вид расходов, как премии (бонусы), уплачиваемые покупателю за достижение им определенного объема покупок, в данном перечне расходов не содержится. Следовательно, расходы в виде предоставленной премии при исчислении налога не учитываются. Аналогичная позиция в отношении предоставленной потребителям скидки выражена в Письме Минфина России от 01.06.2018 N 03-11-06/2/37590 <*>.
Вопрос: Договором поставки предусмотрена выплата премии (бонуса) поставщику сверх цены договора за объем поставляемого непродовольственного товара в месяц. Облагается ли НДС премия (бонус), выплачиваемая поставщику покупателем за выполнение объема поставок, если она не изменяет стоимость товара?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: По мнению автора, вознаграждение в виде бонуса (премии), полученное поставщиком от покупателя за выполнение объема поставки, не должно включаться в налоговую базу по НДС.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: По мнению автора, вознаграждение в виде бонуса (премии), полученное поставщиком от покупателя за выполнение объема поставки, не должно включаться в налоговую базу по НДС.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В остальных случаях, когда премия или бонус не уменьшают цену товара и рассчитываются в конце периода в результате соблюдения покупателем условий договора, в твердом размере или в процентах от всего объема поставок за период, а не от цены за единицу товара, такие премии (бонусы) не учитываются для целей налогообложения НДС.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В остальных случаях, когда премия или бонус не уменьшают цену товара и рассчитываются в конце периода в результате соблюдения покупателем условий договора, в твердом размере или в процентах от всего объема поставок за период, а не от цены за единицу товара, такие премии (бонусы) не учитываются для целей налогообложения НДС.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-покупателя, применяющей УСН, получение от поставщика премии (бонуса) за достижение определенного объема закупок непродовольственных товаров за месяц, если премия предусмотрена договором поставки и по соглашению сторон засчитывается в качестве аванса, выданного поставщику в счет поставки следующих партий товара?..
(Консультация эксперта, 2025)Как отразить в учете организации-покупателя, применяющей УСН, получение от поставщика премии (бонуса) за достижение определенного объема закупок непродовольственных товаров за месяц, если премия предусмотрена договором поставки и по соглашению сторон засчитывается в качестве аванса, выданного поставщику в счет поставки следующих партий товара?
(Консультация эксперта, 2025)Как отразить в учете организации-покупателя, применяющей УСН, получение от поставщика премии (бонуса) за достижение определенного объема закупок непродовольственных товаров за месяц, если премия предусмотрена договором поставки и по соглашению сторон засчитывается в качестве аванса, выданного поставщику в счет поставки следующих партий товара?