Бонус услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Бонус услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение инспекции в части уменьшения предъявленного к возмещению НДС, частичного отказа в его возмещении и требования о возврате в бюджет излишне полученных средств. Налоговый орган также привлек общество к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на то, что оно получало от контрагентов премии за выполнение условий договоров поставки лекарственных препаратов, при этом не корректировало налогооблагаемую базу по НДС. Суд установил, что при соблюдении определенных условий договоров поставки, достижении согласованного сторонами договора поставки объема закупки товара общество получало от поставщиков товара премии (поощрительные выплаты) путем приобретения права требований общества к продавцам, суммы исчисленных премий относило в состав внереализационных доходов. Последующие партии товаров были оплачены зачетом права требования общества к соответствующему продавцу на стоимость полученного товара, при этом продавцы не уменьшали цену реализации товара, не корректировали налогооблагаемую базу при исчислении НДС в сторону уменьшения. Суд первой инстанции пришел к выводу, что премии, полученные обществом от его поставщиков за выполнение условий договоров поставки, непосредственно связаны с поставками товара, следовательно, являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товара, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. Суд кассационной инстанции, удовлетворяя требования общества, указал, что предоставление премий и бонусов обусловлено совершением обществом конкретных встречных действий: выполнением плана отгрузок, закупкой определенного количества товара, соблюдением финансовой дисциплины. Интерес поставщиков при этом заключается в обеспечении и повышении объемов продаж, сохранении (расширении) доли рынка. Договоры общества с поставщиками не содержат условий о выплате премий и бонусов посредством передачи покупателю дополнительных (бонусных) товаров бесплатно, не содержат элементов других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии (вознаграждения). Из обстоятельств дела не следует, что по факту цена товара в связи с выплатой обществу премий (бонусов) изменялась. Премии выплачивались после погашения задолженности за уже поставленный товар и не могли учитываться в стоимости поставленного товара.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение инспекции в части уменьшения предъявленного к возмещению НДС, частичного отказа в его возмещении и требования о возврате в бюджет излишне полученных средств. Налоговый орган также привлек общество к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на то, что оно получало от контрагентов премии за выполнение условий договоров поставки лекарственных препаратов, при этом не корректировало налогооблагаемую базу по НДС. Суд установил, что при соблюдении определенных условий договоров поставки, достижении согласованного сторонами договора поставки объема закупки товара общество получало от поставщиков товара премии (поощрительные выплаты) путем приобретения права требований общества к продавцам, суммы исчисленных премий относило в состав внереализационных доходов. Последующие партии товаров были оплачены зачетом права требования общества к соответствующему продавцу на стоимость полученного товара, при этом продавцы не уменьшали цену реализации товара, не корректировали налогооблагаемую базу при исчислении НДС в сторону уменьшения. Суд первой инстанции пришел к выводу, что премии, полученные обществом от его поставщиков за выполнение условий договоров поставки, непосредственно связаны с поставками товара, следовательно, являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товара, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. Суд кассационной инстанции, удовлетворяя требования общества, указал, что предоставление премий и бонусов обусловлено совершением обществом конкретных встречных действий: выполнением плана отгрузок, закупкой определенного количества товара, соблюдением финансовой дисциплины. Интерес поставщиков при этом заключается в обеспечении и повышении объемов продаж, сохранении (расширении) доли рынка. Договоры общества с поставщиками не содержат условий о выплате премий и бонусов посредством передачи покупателю дополнительных (бонусных) товаров бесплатно, не содержат элементов других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии (вознаграждения). Из обстоятельств дела не следует, что по факту цена товара в связи с выплатой обществу премий (бонусов) изменялась. Премии выплачивались после погашения задолженности за уже поставленный товар и не могли учитываться в стоимости поставленного товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как покупателю на УСН учесть скидки
(КонсультантПлюс, 2025)2.2. Как на УСН учесть бонус в виде бесплатного товара (работы, услуги)
(КонсультантПлюс, 2025)2.2. Как на УСН учесть бонус в виде бесплатного товара (работы, услуги)
Готовое решение: Как покупателю учесть бонусы и премии при расчете НДС
(КонсультантПлюс, 2025)3. НДС у покупателя при предоставлении бонуса в виде дополнительного товара, работы, услуги
(КонсультантПлюс, 2025)3. НДС у покупателя при предоставлении бонуса в виде дополнительного товара, работы, услуги
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)68) доходы в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет налогоплательщика денежных средств и (или) полной или частичной оплаты за налогоплательщика товаров и (или) услуг российскими и иностранными организациями, полученные в результате участия налогоплательщика в программах указанных российских и иностранных организаций с использованием банковских (платежных) и (или) дисконтных (накопительных) карт, направленных на увеличение активности клиентов в приобретении товаров и услуг указанных организаций и предусматривающих начисление бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций) по основаниям, установленным в соответствующей программе, а также выплату в зависимости от количества начисленных бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций) дохода в денежной или натуральной форме.
(ред. от 17.11.2025)68) доходы в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет налогоплательщика денежных средств и (или) полной или частичной оплаты за налогоплательщика товаров и (или) услуг российскими и иностранными организациями, полученные в результате участия налогоплательщика в программах указанных российских и иностранных организаций с использованием банковских (платежных) и (или) дисконтных (накопительных) карт, направленных на увеличение активности клиентов в приобретении товаров и услуг указанных организаций и предусматривающих начисление бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций) по основаниям, установленным в соответствующей программе, а также выплату в зависимости от количества начисленных бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций) дохода в денежной или натуральной форме.
Статья: Легальный механизм соперничества в современной рыночной системе
(Рузаева Е.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)А.Д. Байдаров выделяет конкуренцию как процесс, который регулируется законодательством и охватывает взаимодействие между предпринимателями. Основная цель этого процесса - достижение лучших позиций для продажи продукции, выполнения работ или предоставления услуг, а также обеспечение дополнительных бонусов в рамках бизнес-деятельности на определенном рынке <5>.
(Рузаева Е.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)А.Д. Байдаров выделяет конкуренцию как процесс, который регулируется законодательством и охватывает взаимодействие между предпринимателями. Основная цель этого процесса - достижение лучших позиций для продажи продукции, выполнения работ или предоставления услуг, а также обеспечение дополнительных бонусов в рамках бизнес-деятельности на определенном рынке <5>.
Готовое решение: Как поставщику учесть предоставленные бонусы и премии при расчете НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик предоставляет покупателю в качестве дополнения к основной покупке бонус в виде товаров (работ, услуг), то их передача не облагается НДС, если:
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик предоставляет покупателю в качестве дополнения к основной покупке бонус в виде товаров (работ, услуг), то их передача не облагается НДС, если:
Готовое решение: Как учитывать бонусы по договору поставки при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)размер бонуса вместе с услугами по продвижению, логистике, упаковке и тому подобными услугами в отношении этих товаров не должен превышать пять процентов от их цены (без учета НДС и акцизов) (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)размер бонуса вместе с услугами по продвижению, логистике, упаковке и тому подобными услугами в отношении этих товаров не должен превышать пять процентов от их цены (без учета НДС и акцизов) (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ);
Статья: Премия контрагенту: как прописать в договоре
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 1)Указанные стандарты обслуживания были согласованы сторонами на уровне 95%, и в случаях, если результат составлял более 95%, перевозчик имел право на получение бонуса, а если менее указанного значения, то вместо бонуса он должен был заплатить штраф. В приложении было также предусмотрено условие о том, что выплаты бонусов и штрафов не подлежали обсуждению и для сторон являлись обязательными. В ходе исполнения договора перевозчик потребовал выплаты бонусов, поскольку свои услуги предоставлял в полном объеме, качественно и своевременно, каких-либо нарушений не допускал.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 1)Указанные стандарты обслуживания были согласованы сторонами на уровне 95%, и в случаях, если результат составлял более 95%, перевозчик имел право на получение бонуса, а если менее указанного значения, то вместо бонуса он должен был заплатить штраф. В приложении было также предусмотрено условие о том, что выплаты бонусов и штрафов не подлежали обсуждению и для сторон являлись обязательными. В ходе исполнения договора перевозчик потребовал выплаты бонусов, поскольку свои услуги предоставлял в полном объеме, качественно и своевременно, каких-либо нарушений не допускал.
Статья: К вопросу о возмездности бонусного договора
(Епифанцева Т.Ю., Мильшина Т.С.)
("Нотариус", 2023, N 3)Последствием стирания этой тонкой грани между мотивом и целью может стать признание сделки притворной, что весьма вероятно с учетом сложившейся судебной практики. Только грамотными и четкими формулировками можно избежать двусмысленного понимания. Возможно, контрагенту в договорах стоит более детально уточнить, что бонусы или же возвращенные денежные единицы предоставляются в целях укрепления сотрудничества сторон и развития дальнейших отношений, а это и есть стимул клиента. При этом вовсе не означает, что клиент продолжит пользоваться услугами эмитента бонусов.
(Епифанцева Т.Ю., Мильшина Т.С.)
("Нотариус", 2023, N 3)Последствием стирания этой тонкой грани между мотивом и целью может стать признание сделки притворной, что весьма вероятно с учетом сложившейся судебной практики. Только грамотными и четкими формулировками можно избежать двусмысленного понимания. Возможно, контрагенту в договорах стоит более детально уточнить, что бонусы или же возвращенные денежные единицы предоставляются в целях укрепления сотрудничества сторон и развития дальнейших отношений, а это и есть стимул клиента. При этом вовсе не означает, что клиент продолжит пользоваться услугами эмитента бонусов.