Бесплатное высшее обрАзование
Подборка наиболее важных документов по запросу Бесплатное высшее обрАзование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Второе высшее профессиональное образование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Второе высшее образование является платным или бесплатным?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Второе высшее образование является платным или бесплатным?
Вопрос: Согласование сделок по передаче в аренду и безвозмездное пользование недвижимого имущества подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций высшего образования.
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Статья: Организационно-правовые формы юридических лиц в сфере образования: проблемы гармонизации законодательства
(Сюбарева И.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 1)Правовое регулирование общественных отношений в сфере образования основывается на законах и подзаконных актах, которые составляют значительный объем нормативных правовых документов. Нормативные правовые акты основываются на статьях Конституции РФ, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также право на конкурсной основе получить бесплатно высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43), закрепляющей компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в сфере образования (ст. 72, 114). Профессор В.М. Сырых подчеркивает: "...пока ст. 43 Конституции РФ закрепляет за государственными и муниципальными организациями их организационно-правовую форму в качестве учреждений, ни один федеральный закон или иной нормативный правовой акт не способен изменить эту конституционно закрепленную форму образовательных организаций" <1>.
(Сюбарева И.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 1)Правовое регулирование общественных отношений в сфере образования основывается на законах и подзаконных актах, которые составляют значительный объем нормативных правовых документов. Нормативные правовые акты основываются на статьях Конституции РФ, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также право на конкурсной основе получить бесплатно высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43), закрепляющей компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в сфере образования (ст. 72, 114). Профессор В.М. Сырых подчеркивает: "...пока ст. 43 Конституции РФ закрепляет за государственными и муниципальными организациями их организационно-правовую форму в качестве учреждений, ни один федеральный закон или иной нормативный правовой акт не способен изменить эту конституционно закрепленную форму образовательных организаций" <1>.
Статья: Образование муниципальных служащих в условиях реализации концепции lifelong learning
(Качалов В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Получение высшего образования, особенно по направлению, соответствующему профессиональной деятельности муниципального служащего, можно рассматривать как наиболее комплексную форму приобретения им новых знаний, умений, навыков, так как оно предполагает формирование максимально широкого круга компетенций и длится несколько лет. В последнее время все чаще высказываются и находят законодательное закрепление идеи о необходимости предоставления права на второе бесплатное высшее образование соответствующего уровня: например, в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств. Представляется, что аналогичный подход можно применить и в отношении муниципальных служащих. Им следует предоставить возможность бесплатного получения второго высшего образования также в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (например, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - РАНХиГС) и ее филиалах). Это будет способствовать и повышению престижа муниципальной службы, и росту профессиональной компетентности муниципальных служащих, и укреплению позиций федеральных государственных образовательных организаций на рынке образовательных услуг.
(Качалов В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)Получение высшего образования, особенно по направлению, соответствующему профессиональной деятельности муниципального служащего, можно рассматривать как наиболее комплексную форму приобретения им новых знаний, умений, навыков, так как оно предполагает формирование максимально широкого круга компетенций и длится несколько лет. В последнее время все чаще высказываются и находят законодательное закрепление идеи о необходимости предоставления права на второе бесплатное высшее образование соответствующего уровня: например, в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств. Представляется, что аналогичный подход можно применить и в отношении муниципальных служащих. Им следует предоставить возможность бесплатного получения второго высшего образования также в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования (например, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - РАНХиГС) и ее филиалах). Это будет способствовать и повышению престижа муниципальной службы, и росту профессиональной компетентности муниципальных служащих, и укреплению позиций федеральных государственных образовательных организаций на рынке образовательных услуг.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<2> Государственное образование должно быть всеобщим и светским на всех уровнях, а также бесплатным до третьего уровня высшего образования (послесреднее высшее образование) включительно (ст. 28).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<2> Государственное образование должно быть всеобщим и светским на всех уровнях, а также бесплатным до третьего уровня высшего образования (послесреднее высшее образование) включительно (ст. 28).
Статья: Правовое развитие общественного контроля в сфере образования и науки
(Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)2) право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования, в том числе особые права при приеме в образовательные организации высшего образования, в том числе особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета;
(Гриб В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)2) право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования, в том числе особые права при приеме в образовательные организации высшего образования, в том числе особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета;
Ситуация: Какие предусмотрены особенности при получении образования инвалидами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды имеют право на получение общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. Условия организации обучения и воспитания инвалидов определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а также в соответствии с ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) (ч. 3 ст. 19 Закона N 181-ФЗ; ч. 1 ст. 79 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Инвалиды имеют право на получение общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. Условия организации обучения и воспитания инвалидов определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а также в соответствии с ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) (ч. 3 ст. 19 Закона N 181-ФЗ; ч. 1 ст. 79 Закона N 273-ФЗ).
Статья: Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Поэтому общедоступность применительно к высшему образованию означает не индивидуальный (персональный) доступ, т.е. для всех и каждого. Здесь имеет значение социальный аспект, т.е. доступность независимо от социального положения <17>. Косвенно такое понимание принципа доступности высшего образования нашло отражение в ч. 3 ст. 43 Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Поэтому общедоступность применительно к высшему образованию означает не индивидуальный (персональный) доступ, т.е. для всех и каждого. Здесь имеет значение социальный аспект, т.е. доступность независимо от социального положения <17>. Косвенно такое понимание принципа доступности высшего образования нашло отражение в ч. 3 ст. 43 Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) получение бесплатного высшего образования в бакалавриате (специалитете), магистратуре, аспирантуре при соблюдении следующих условий:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) получение бесплатного высшего образования в бакалавриате (специалитете), магистратуре, аспирантуре при соблюдении следующих условий:
Ситуация: Как поступить в вуз?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В РФ гарантируется бесплатность получаемого впервые высшего образования (на конкурсной основе). В некоторых случаях можно получить бесплатно второе высшее образование. Также возможно обучение на платной основе. Высшее образование можно получить в образовательных организациях высшего образования (далее - вузы). По общему правилу порядок приема на обучение устанавливается на законодательном уровне. Правила приема в конкретный вуз - в части, не урегулированной законодательством, - определяются вузом самостоятельно (ч. 8, 9 ст. 55, ч. 1 ст. 101 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В РФ гарантируется бесплатность получаемого впервые высшего образования (на конкурсной основе). В некоторых случаях можно получить бесплатно второе высшее образование. Также возможно обучение на платной основе. Высшее образование можно получить в образовательных организациях высшего образования (далее - вузы). По общему правилу порядок приема на обучение устанавливается на законодательном уровне. Правила приема в конкретный вуз - в части, не урегулированной законодательством, - определяются вузом самостоятельно (ч. 8, 9 ст. 55, ч. 1 ст. 101 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Статья: Роль образовательного кредита в обеспечении конкуренции между образовательными организациями высшего образования
(Спиридонова Н.Ю.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Растущее влияние бизнес-парадигм в сфере высшего образования привело к тому, что высшие учебные заведения (далее - вузы) функционируют по законам рыночной экономики, образование становится товаром, который представляется конкурентоспособными поставщиками - вузами, а доступ к нему зависит не только от интеллектуальных способностей потенциальных студентов, но и от их платежеспособности. Несмотря на то что доминирующая роль в финансировании высшего образования в России принадлежит государству и Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина получить на конкурсной основе высшее образование бесплатно <1>, около 55% российских студентов обучаются в вузах на платной основе <2>. Российские вузы функционируют в условиях квазирынка, который предполагает конкуренцию между производителями образовательных услуг (вузами) и между их потребителями (студентами) <3>.
(Спиридонова Н.Ю.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Растущее влияние бизнес-парадигм в сфере высшего образования привело к тому, что высшие учебные заведения (далее - вузы) функционируют по законам рыночной экономики, образование становится товаром, который представляется конкурентоспособными поставщиками - вузами, а доступ к нему зависит не только от интеллектуальных способностей потенциальных студентов, но и от их платежеспособности. Несмотря на то что доминирующая роль в финансировании высшего образования в России принадлежит государству и Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина получить на конкурсной основе высшее образование бесплатно <1>, около 55% российских студентов обучаются в вузах на платной основе <2>. Российские вузы функционируют в условиях квазирынка, который предполагает конкуренцию между производителями образовательных услуг (вузами) и между их потребителями (студентами) <3>.
Ситуация: Как получить второе высшее профессиональное образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В некоторых случаях можно повторно получить высшее образование бесплатно. Так, лица, имеющие высшее образование, могут быть приняты на конкурсной основе на обучение за счет средств федерального бюджета в федеральные государственные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств. Перечни таких образовательных организаций, специальностей высшего образования, на которые осуществляется прием, утверждаются Правительством РФ, порядок приема указанных лиц утверждается Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 22 ст. 83 Закона N 273-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1880; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 N 682).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В некоторых случаях можно повторно получить высшее образование бесплатно. Так, лица, имеющие высшее образование, могут быть приняты на конкурсной основе на обучение за счет средств федерального бюджета в федеральные государственные образовательные организации высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам специалитета) в области искусств. Перечни таких образовательных организаций, специальностей высшего образования, на которые осуществляется прием, утверждаются Правительством РФ, порядок приема указанных лиц утверждается Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 22 ст. 83 Закона N 273-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 30.10.2021 N 1880; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 N 682).